Трудовой кодекс рф ст 45

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

Новая редакция Ст. 45 ТК РФ

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к Статье 45 ТК РФ

Статья 45 Трудового кодекса РФ дает определение соглашения и выделяет несколько видов соглашений: двусторонние и трехсторонние, а также генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Следует отметить, что определение межрегионального соглашения было добавлено в статью 45 Трудового кодекса РФ Федеральным законом N 90-ФЗ.

В перспективе нельзя исключать появления в тексте данной статьи упоминания и о межтерриториальных соглашениях, т.е. о соглашениях, устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между двумя и более муниципальными образованиями (в пределах относящихся к ним территорий). На это косвенно указывает заключительная часть данной статьи.

Другой комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в ч. 1 ст. 45, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в РФ. На практике социально-партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательным участником которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение также связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении. При этом положения коллективных и индивидуальных трудовых договоров, противоречащие соглашению и ухудшающие положение работников, считаются недействительными и заменяются автоматически положениями соглашения.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двухсторонним, так и трехсторонним.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне. Данное соглашение всегда является трехсторонним. Особенности заключения данного соглашения устанавливаются Федеральным законом от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух или более субъектов РФ. На практике такие соглашения в основном заключаются на трехсторонней основе.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ. На практике соглашения данного вида также являются трехсторонними.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы, связанные на территории соответствующего муниципального образования. Такие соглашения, как правило, носят трехсторонний характер.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двухсторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения, вне зависимости от того на каком уровне они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ. Примером чисто отраслевых соглашений могут служить соглашения, распространяющие свое действие на работников народного образования, здравоохранения и т.п. К межотраслевым соглашениям может быть отнесено соглашение между профсоюзами и работодателями оборонных отраслей промышленности, охватывающее несколько производственных отраслей.

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Такие соглашения могут заключаться на любом уровне. Участниками таких соглашений могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом таких соглашений является, как правило, какой-либо один вопрос регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п. К иным соглашениям относится региональное соглашение о минимальной заработной плате, возможность принятия которого предусмотрена ст. 133.1 ТК РФ.

Трудовой кодекс РФ

c комментариями

Комментарий к статье 45

§ 1. В ст. 45 внесены изменения в основном редакционного характера. Кроме того, в нее включена ч. 3, заимствованная из прежней редакции ст. 35 ТК, об обязательном участии в заключении соглашений соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, если соглашения предусматривают полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов. В подобной ситуации названные органы являются стороной соглашения. Содержащиеся в ст. 45 общие характеристики генерального, межрегионального и регионального соглашений дополнены указанием на установление в них общих принципов регулирования экономических отношений, связанных с трудовыми (что вытекает из понятия соглашения, сформулированного в ч. 1 этой же статьи). Общие характеристики отраслевого (межотраслевого) и территориального соглашения дополнены указанием на установление в них компенсаций.

§ 2. Статья 45 ТК:
— формулирует понятие соглашения;
— затрагивает вопрос о его содержании (хотя имеется ст. 46, посвященная содержанию и структуре соглашения);
— дает классификацию видов соглашений.

§ 3. Понятие соглашения, сформулированное в ч. 1 ст. 45, представляется недостаточно точным. В нем говорится, что соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Такими, как сказано в этой же статье, являются генеральные, межрегиональные и региональные соглашения. Что же касается отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, то в той же статье сказано, что они устанавливают не общие принципы, а общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей) или на территории соответствующего муниципального образования.

§ 4. В качестве видов соглашений Кодекс называет генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное, но допускает существование и других видов соглашений. Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» предусматривал еще и профессиональное тарифное соглашение (см. ст. 18).

§ 5. Соглашения могут заключаться на двух- и трехсторонней основе по договоренности сторон.

§ 6. Генеральные соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ предусматривают широкий круг обязательств сторон, направленных на повышение благосостояния населения, совершенствование регулирования трудовых отношений, содержат обязательства сторон, в том числе обязательства Правительства РФ по подготовке и внесению в Государственную Думу проектов федеральных законов в сфере труда.
Заключенное на 2005 — 2007 гг. Генеральное соглашение предусматривает, что стороны в числе приоритетных его целей ставят проведение в последующий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта. Стороны этого Соглашения приняли обязательства в области экономической политики, заработной платы, доходов и уровня жизни, развития рынка труда и содействия занятости населения; социального страхования, социальной защиты и отраслей социальной сферы; защиты трудовых прав, охраны труда, промышленной и экологической безопасности; социально-экономических проблем северных регионов России; социального партнерства и координации действий сторон Соглашения. К нему приложен перечень Конвенций МОТ, необходимость первоочередной ратификации которых признана Сторонами.
Московское трехстороннее соглашение на 2006 г. между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей заключено с целью создания на основе принципов социального партнерства необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности города, развития промышленности и предпринимательства, социальной и правовой защиты работников и жителей г. Москвы — граждан России.
Его стороны признают необходимым заключение городских отраслевых соглашений, окружных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим принципы социального партнерства, всестороннее содействие. Московское соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях, административных округах и организациях, расположенных на территории города Москвы. Обстоятельства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Московское соглашение на 2006 г. открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующих в г. Москве, в порядке, определенном Законом города Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» (в редакции Законов города Москвы от 19 февраля 2001 г. N 72, от 16 января 2002 г. N 3, от 19 мая 2004 г. N 30).
Московское соглашение на 2006 г. содержит обязательства сторон в областях: развития отраслей экономики города, предпринимательства, обеспечения защиты населения города; регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города; создания необходимых социальных условий жизни горожан и поддержания ее уровня; обеспечения конструктивного взаимодействия сторон социального партнерства.

Читайте так же:  Что значит лицензия creative commons

Комментарии к СТ 45 ТК РФ

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст. 45, определяя значение конкретных видов соглашений, он упоминает лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение, в отличие от коллективного договора, заключается на других уровнях социального партнерства: федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут иметь общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон Республики Дагестан от 15.11.2011 N 71 «О социальном партнерстве в Республике Дагестан» предусматривает следующие виды соглашений: республиканские; республиканские отраслевые (межотраслевые); территориальные; территориально-отраслевые (межотраслевые); иные соглашения (ст. 16).

7. Соглашения могут быть двусторонними, заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними, заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двусторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

СТ 45 ТК РФ.

Соглашение
— правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к Ст. 45 Трудового кодекса РФ

1. Основное отличие соглашения как правового акта социального партнерства от коллективного договора состоит в том, что действие соглашения распространяется не на одного, а на несколько работодателей (от двух до нескольких тысяч).

Определение соглашения, содержащееся в комментируемой статье, не полностью раскрывает особенности соглашений, заключаемых в Российской Федерации.

На практике социально партнерское регулирование выходит за рамки трудовых отношений, складывающихся между работниками и работодателями, и связанных с ними экономических отношений, охватывая также вопросы проведения социальной политики (отношения, обязательными участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления). Естественно, фактическое участие в социальном партнерстве государства не отрицает права представителей работников и работодателей на заключение двусторонних соглашений.

2. Соглашению как правовому акту социального партнерства присущи те же основные характеристики, которые были рассмотрены применительно к коллективному договору. Соглашение связывает обязательствами подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых оно заключено. Работодатели и трудящиеся, связанные соглашением, не должны включать в коллективные и индивидуальные трудовые договоры условия, противоречащие положениям соглашения. Исключения составляют ситуации, когда положения коллективных или индивидуальных трудовых договоров содержат правила, более благоприятные для работников, чем правила, установленные в соглашении.

3. Зачастую исполнение соглашений требует финансирования из тех или иных бюджетов. В этих случаях обязательными участниками соглашений являются соответствующие органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

4. Комментируемая статья содержит открытый перечень соглашений, которые могут заключаться сторонами социального партнерства. Любое из соглашений по общему правилу может быть как двусторонним, так и трехсторонним.

Трехсторонними, как правило, являются соглашения, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений (генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное). Генеральное соглашение всегда является трехсторонним.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей). Данные соглашения чаще всего двусторонние, но могут быть и трехсторонними. Отраслевые (межотраслевые) соглашения независимо от уровня, на котором они заключаются, направлены на регулирование именно трудовых отношений в рамках отрасли (группы отраслей). Их заключение распространено в основном на федеральном уровне и получает в настоящий момент развитие на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Читайте так же:  Компенсация за атопический дерматит

5. Иные соглашения могут заключаться по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, на любом уровне социального партнерства, а их участниками могут быть любые представители сторон социального партнерства. Предметом данных соглашений является, как правило, один из вопросов регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В качестве примера можно привести соглашения о координации действий представителей сторон социального партнерства при осуществлении приватизации государственных и муниципальных предприятий, при реструктуризации промышленных предприятий и т.п.

Статья 45 ТК РФ. Соглашение. Виды соглашений

Ст 45 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

Комментарий к статье 45 ТК РФ:

1. В определении понятия соглашения в статье 45 ТК РФ подчеркивается его регулятивное значение (раньше указывалось, что этот правовой акт устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, что не соответствовало теоретическим представлениям о соглашении и складывающейся практике).

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. ч. 5 — 7 ст 45 ТК РФ с комментариями, определяя значение конкретных видов соглашений, он возвращается к старым формулировкам.

2. Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального партнерства — федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей. В том случае, когда соглашение предусматривает полное или частичное финансирование из бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), оно должно заключаться с участием соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, который выступает в качестве представителя работодателей (одного из представителей работодателей).

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора (см. коммент. к ст. 40), соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст 45 ТК РФ не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на регламентацию экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением условий труда.

Представители работодателей должны действовать в пределах предоставленных им полномочий, в противном случае может встать вопрос о действительности заключенного соглашения.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание. Например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 «О социальном партнерстве» предусматривает заключение Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, окружных соглашений.

7. Соглашения могут быть двусторонними — заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов), и трехсторонними — заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 статьи 45 ТК РФ предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены «отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений».

Статья 45. Соглашение, виды соглашений

Соглашение — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов Российской Федерации.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта Российской Федерации.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения — соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

На федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства может заключаться одно трехстороннее соответственно генеральное, межрегиональное, региональное, территориальное соглашение.

Комментарий к статье 45 ТК РФ:

В комментируемой статье формулируется понятие соглашения как правового акта, регулирующего социально-трудовые отношения и устанавливающего общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений.

Как и коллективный договор (см. коммент. к ст. 40), соглашение является одним из правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения. Как и коллективные договоры, они включены в перечень источников трудового права, предусмотренный в ст. 5 ТК.

Раскрывая понятие и значение соглашения, комментируемая статья указывает одновременно и на его роль в установлении общих принципов регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. На наш взгляд, такая характеристика роли соглашения отражает взаимовлияние экономики и права, а также существенное воздействие материальных условий жизни общества на содержание норм трудового права.

Одним из способов установления баланса между уровнем условий труда, включаемых в соглашение, и уровнем экономических возможностей для их закрепления является требование, сформулированное в ч. 3 комментируемой статьи, согласно которому соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения, и содействуют учету государственных интересов в сфере экономики.

В ч. 1 указаны также виды соглашений в соответствии с уровнями социального партнерства, определенными в ст. 26 ТК. В них определена сфера действия отдельных видов соглашений, их целевое назначение в зависимости от уровня социального партнерства и компетенции сторон, участвующих в их заключении.

Соглашения заключаются между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровне в пределах их компетенции. Новыми среди названных являются межрегиональные соглашения, которые устанавливают общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне нескольких субъектов РФ.

Целевое назначение указанных видов соглашений определяется с учетом уровня и сферы их действия, а также компетенции сторон, участвующих в их заключении. Соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними в зависимости от договоренности их участников.

Согласно комментируемой статье в генеральном соглашении, межрегиональном соглашении — на уровне двух и более субъектов РФ, региональном соглашении — на уровне субъекта РФ устанавливаются общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на соответствующем уровне социального партнерства.

В отраслевом (межотраслевом) соглашении, которое может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях, устанавливаются общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отраслей.

В территориальном соглашении устанавливаются общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы на территории соответствующего муниципального образования.

В ч. 10 комментируемой статьи предусматривается возможность заключения и иных соглашений, заключаемых сторонами на любом уровне социального партнерства. В них получают отражение отдельные направления (вопросы) регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, круг которых определен в ст. 1 ТК, что обеспечивает широкие возможности для решения многих вопросов, затрагивающих не только условия труда работников, но и другие жизненно важные для них вопросы обеспечения социально-бытовых, жилищных условий, получения необходимой профессиональной подготовки, значительного улучшения охраны труда, совершенствования порядка разрешения трудовых споров и др.

Адаптация персонала
Обучение персонала
Персонал организации
Отбор персонала
Кадровый потенциал

Назад | | Вверх

Статья 45. Участие в деле прокурора

СТ 45 ГПК РФ

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Комментарий к Статье 45 Гражданского процессуального кодекса

Комментируемая статья определяет порядок участия в деле прокурора.

Участие в гражданском процессе прокурора регулируется не только ГПК РФ, но и Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» , а также Приказом Генпрокуратуры России от 26 апреля 2012 г. N 181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» .
———————————
Собрание законодательства РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

Законность. 2012. N 6.

В соответствии с п. 2 названного Приказа основными обязанностями прокуроров, обеспечивающих участие в гражданском процессе, являются:

— участие в рассмотрении судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций дел, возбужденных по искам (заявлениям) прокуроров в защиту прав, свобод и законных интересов лиц, указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе по заявлениям и представлениям о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам;

— вступление в процесс на любой его стадии и дача заключений по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и другими федеральными законами;

— апелляционное, кассационное и надзорное обжалование судебных постановлений по гражданским делам, перечисленным в ст. 45 ГПК РФ, и иным делам, в рассмотрении которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор;

— рассмотрение обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам, в которых участвовал либо вправе был участвовать прокурор, от лиц, участвующих в деле, а также от лиц, не привлеченных к участию в деле, если суд принял решение об их правах и обязанностях.

Обязательное участие прокурора предусмотрено по следующим категориям дел: о выселении; о восстановлении на работе; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью; об усыновлении или отмене усыновления; о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, о восстановлении в родительских правах; о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим; об ограничении дееспособности гражданина; о признании гражданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами; об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным и некоторым другим.

Согласно разъяснениям, данным в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», «по смыслу положений статей 34, 35 и 45 ГПК РФ, прокурором, участвующим в деле, является прокурор, который обратился в суд первой инстанции с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или вступил в процесс для дачи заключения по делам, по которым его участие предусмотрено ГПК РФ и другими федеральными законами. При этом прокурор обладает правом на принесение апелляционного представления независимо от его личного присутствия в судебном заседании суда первой инстанции.

Прокурор вправе принести апелляционное представление также в том случае, если он не был привлечен судом первой инстанции к участию в деле, в котором его участие является обязательным в силу закона (часть 3 статьи 45 ГПК РФ)» .
———————————
Российская газета. 2012. N 147.

Отказывая в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Х.М.А. на нарушение его конституционных прав положением ч. 3 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Конституционный Суд РФ в Определении от 25 февраля 2013 г. N 200-О указал, что «Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что положения части третьей статьи 45 ГПК Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», конкретизирующей полномочия, предоставленные прокуратуре статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации, являются процессуальной гарантией реализации прокуратурой указанных полномочий (Определения от 13 октября 2009 года N 1290-О-О, от 27 мая 2010 года N 696-О-О и др.); заключение прокурора не может предопределять позицию суда по конкретному делу, которая должна формироваться в результате установления фактических обстоятельств, а также беспристрастного, всестороннего и полного исследования всех материалов и доказательств, заслушивания мнений, доводов сторон и других лиц, участвующих в деле (Определения от 28 мая 2009 года N 589-О-О, от 18 декабря 2007 года N 831-О-О и др.).

В деле, в котором орган прокуратуры является истцом или ответчиком, представитель прокуратуры, защищающий его интересы как участника спорного материального правоотношения, обладает лишь теми общими правами и обязанностями лица, участвующего в деле, которые закреплены в статье 35 ГПК Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 части первой статьи 16 и частью первой статьи 18 ГПК Российской Федерации прокурор не может участвовать в рассмотрении дела, если он лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности. По смыслу названных статей прокурор как особый субъект гражданского процесса, наделенный полномочиями по даче заключения по делу, не может участвовать в деле, в котором орган прокуратуры выступает в качестве стороны спорного правоотношения, т.е. имеет ведомственную заинтересованность в исходе дела (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2005 года N 193-О).

Как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, гражданское дело с участием Х.М.А. было рассмотрено по существу в отсутствие прокурора, дающего заключение в порядке части третьей статьи 45 ГПК Российской Федерации, и оспариваемое законоположение не препятствовало реализации в полном объеме им своих прав как стороной в процессе, а потому это законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2013 г. N 200-О.