Требования к структуре программы по внеурочной деятельности по фгос

Оглавление:

Требования к структуре программы по внеурочной деятельности по фгос

8(495)912-63-37
[email protected]

Изменение требований к рабочим программам учебных предметов в ФГОС ООО на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

Из приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

«Пункт 18.2.2 изложить в следующей редакции:

«18.2.2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочие программы учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ, включенных в ее структуру.

Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

  1. планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  2. содержание учебного предмета, курса;
  3. тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:

  1. результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  2. содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  3. тематическое планирование».

Полный текст приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России можно посмотреть здесь.

Ответственный за размещение информации: Долгополова С. В., методист ГМЦ ДОгМ.

Требования к рабочей программе по ФГОС: изменения и новые аспекты

Рабочая программа является нормативно-правовым документом, который необходимо соблюдать в полном объеме. Требования к рабочей программе по ФГОС 2017 сформированы согласно результатам и условиям образования на первой и второй ступени, реализуя требования госстандарта образования второго поколения.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Главная задача данного документа – обеспечение достижения поставленных целей по освоению основного образовательного материала.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Общие сведения рабочей программы по ФГОС

Структура документа должна сформировать понимание практического внедрения компонентов стандарта для изучения заданой дисциплины, регламентировать порядок, суть, объем курса согласно поставленным задачам и целям. Рабочая программа выполняет нормативную, процессуальную, оценочную и функцию целеполагания. Требования к составлению рабочей программы по ФГОС адресованы образовательным учреждениям, которые формируют и утверждают документ, составлением которого может заниматься как группа преподавателей, так и один педагог.

Устав: что содержит и как написать?

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Приказом Минобрнауки России от 31.12. 2015 г. были закреплены новые требования к рабочим программам на 2017-2018 учебный год. На законодательном уровне закреплено упрощение структуры составления программы по стандартам второго поколения. Связано это с тем, что учителя редко существенно перерабатывают примерную программу, зачастую добавляя к ней только тематическое планирование. Составленный таким образом документ не является эффективным инструментом реализации ФГОС, а остается формальностью.

Обновленные требования к составлению рабочей программы по ФГОС

Новые требования к составлению рабочей программы по ФГОС значительно упростили работу педагогов и административную нагрузку в надежде на ответственное отношение к документу:

  • Структура рабочей программы упрощена (вместо восьми пунктов, согласно новым требованиям в ней должно быть только три): планируемые результаты освоения учебного курса или предмета, содержание учебного курса или предмета, тематическое планирование с фиксацией часов на изучение каждой темы.
  • Рабочая программа внеурочной деятельности аналогично должна состоять из трех пунктов: результатов освоения программы внеурочной деятельности, содержания программы с перечислением видов деятельности и форм организации, тематическое планирование.

В реализации учебного процесса педагоги могут использовать авторские разработки, созданные для рабочих программ 2016-2017 учебного года. Разрешение на внедрение разработки дает администрация образовательного учреждения.

Школьные учебники потребуют некоторых изменений: пригодными для учебы будут считаться те, в которых есть пособие для учителя, методические рекомендации по методике изучения и преподавания предметов. Если требуемых учебников нет, соответствующие комплекты должны быть закуплены.

Управление образовательной организацией

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33

Структура рабочей программы по ФГОС 2017-2018 года

ФГОС второго поколения обязует образовательные учреждения сделать рабочие программы по предметам частью школьной документации. Рабочая программа составляется на базе примерной программы учебного курса, стандартов нового поколения ФГОС, комплекта учебников, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. При написании документа автору следует принимать во внимание учебный план образовательного учреждения и положение ОУ. Допускается внесение правок и изменений в примерной программе, а также написание авторской рабочей программы на основании примерной.

Документ состоит из нескольких учебно-методических разделов. Важные составляющие документа согласно новым требованиям к рабочим программам по ФГОС:

  1. Титульный лист, на котором указывается наименование учебного заведения, название учебного предмета и класса, для которого разрабатывается программа, ФИО и должность автора, квалификационная категория специалиста, срок, на который утверждается программа.
  2. Пояснительная записка, в которой перечисляется информация об авторе документа, перечне задействованных учебников, указываются задачи и цели педагогического работника на текущий учебный год. Особое место в записке занимает работа с одаренными детьми, учащимися с ОВЗ, а потому в документе должны быть прописаны методы работы с особенными детьми, обоснованы корректировки сроков изучения тематических разделов (на протяжении учебного года педагог сможет дополнительно корректировать сроки, ориентируясь на уровень развития учащихся в процессе изучения курса).
  3. Сетка календарно-тематического планирования выстраивается в виде таблицы и состоит из: названия раздела, количества часов, которые выделяются на его изучение, тем разделов. Если одна тема растягивается на несколько уроков, следует указать количество часов и ожидаемые результаты на весь блок. Педагогу необходимо прописать формы занятий по темам, например, дискуссия, беседа, теоретическое или практическое занятие, нестандартный урок.

Читайте про новые требования ФГОС:

Разработка дополнительной общеобразовательной программы

Любовь Буйлова, зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования», к. п. н., доцент, Почетный работник общего образования

Особенности составления рабочей программы по ФГОС

Требования к составлению рабочей программы по ФГОС предусматривают активное использование нестандартных уроков. К этой категории относят уроки-путешествия, исследования, конференции, круглые столы, уроки-фантазии.

Для изложения материала педагог может использовать практический, наглядный, игровой, словесный прием преподавания, вести с учащимися индивидуальную, групповую или фронтальную работу. В качестве учебно-методических пособий учитель-предметник может задействовать видео- и аудиотехнику, наглядные пособия и различные дидактические материалы.

Автору программы важно указать, как будут оценены достигнутые в ходе освоения знаний результаты: личностные, метапредметные и предметные. Как правило, в качестве проверочных видов работ используются диктанты, самостоятельные работы, тесты, викторины.

Актуальные требования к рабочей программе по ФГОС 2017 закрепляют статус и вид документа, а также акцентируют внимание на том, что программа является авторским продуктом, несмотря на то, что она подразумевает стандартизированную структуру и соответствует ФГОС. У каждого учителя должна быть своя рабочая программа, которая будет составлена с учетом особенностей реализации, классного коллектива и образовательного учреждения в целом. В документе важно отразить опыт педагога, стиль мышления, предпочтительные формы и методы преподавания, результат самообразования, повышения квалификации и внедрение инновационных технологий.

Составленный документ проверяет и утверждает администрация образовательного учреждения не позднее 31 августа. В дальнейшем администрация школы должна тщательно контролировать осуществление прописанных в документе положений.

Читайте про новые требования ФГОС:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Рабочая программа – документ, обеспечивающий совершенствование внеурочной деятельности

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273) и требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), внеурочная деятельность — неотъемлемая часть основной образовательной программы образовательной организации[1] — организуется на основе специально разработанных рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Читайте так же:  Как издать учебное пособие

Л.Н. Буйлова,
Зав. кафедрой педагогики внеурочной деятельности
ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования»,
кандидат педагогических наук, доцент

Программа как базовый элемент внеурочной деятельности (если будет выстроена с учетом потребностей учащихся, будет способствовать достижению их личностных и метапредметных результатов), может стать инструментом совершенствования качества внеурочной деятельности и стимулировать профессиональное развитие самого педагога.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с другими рабочими программами:

  • является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования,
  • входит в содержательный раздел основной образовательной программы[2],
  • конкретизирует общие цели с учетом специфики реализуемого содержания,
  • обеспечивает достижение планируемых результатов основной образовательной программы соответствующего уровня и разрабатывается с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы,
  • определяет объем, содержание и последовательность изучения учебного материала,
  • по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы.

Требования к рабочим программам в ФЗ № 273 не конкретизированы, но при этом закреплена ответственность образовательной организации за разработку и утверждение образовательных программ, то есть каждая образовательная организация самостоятельно выбирает порядок изложения и структурирования учебного материала и регламент утверждения программы[3]. Это исключительная ответственность образовательной организации. Кроме того, образовательная организация разрабатывает локальный нормативный акт, в котором, помимо обязательных требований ФГОС, определяет, как разработать, оформить и утвердить этот документ. Это общеизвестные, нормативно закрепленные положения.

В настоящее время на государственном уровне в качестве главной проблемы нашего образования стали отмечать его колоссальнейшую бюрократизацию. У известного педагога Евгения Ямбурга, председателя общественного совета при Минобрнауки, есть любимая фраза: «школа превращается в место, где дети и педагоги мешают администрации работать с документами»[4]… А в декабре 2015 года были приняты меры по снижению бюрократической нагрузки педагога, связанной с составлением отчетов, разработкой и оформлением документов – это Приказы Министерства образования и науки[5] об изменениях, которые упрощают структуру рабочей программы. Судя по изменениям, составление рабочей программы теперь должно отнимать меньше времени.

Если прежде, до декабря 2015 года, любая рабочая программа должна была содержать 6-8 пунктов, то теперь сформулированы требования к рабочим программам курсов внеурочной деятельности, которая должна содержать 3 пункта:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Сократился объем рабочей программы и убраны те пункты, которые к реальной работе отношения не имели, и обычно дублировали информацию из основной образовательной программы. Можно, конечно, возразить и не со всем можно согласиться, но документы приняты.

Теперь педагогу не нужно:

  • составлять пояснительную записку и конкретизировать цели общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности,
  • не нужно давать общую характеристику курса внеурочной деятельности,
  • не нужно определять место курса внеурочной деятельности в общем учебном плане,
  • не нужно описывать материально-технические и учебно-методические условия, необходимые для обеспечения курса.

Конечно, исключение этих позиций облегчит работу педагога над программой, тем более что часть общей информации содержится в основной образовательной программе и, по сути, только копируется, переносится в рабочую программу педагогом.

Отныне рабочие программы должны содержать самое главное:

  • планируемые результаты освоения курса (личностные и метапредметные),
  • его содержание с указанием форм организации и видов деятельности
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Предложенная трехчастная структура видится логичной: педагог определяет, чего хочет добиться, затем описывает, на каком материале будет это делать – и в финале дает примерную разбивку по темам и часам (обратите внимание: не по датам и занятиям, как это требуют многие проверяющие или чрезмерно активные методисты!).

Коллеги, теперь важно, чтобы между стандартом и учителем не встали разнообразные его толкователи, которые будут требовать добавлять в рабочие программы лишнюю информацию (особенно острым будет вопрос с формой календарно-тематического плана, которая стандартом не регламентирована). Все участники образовательного процесса должны руководствоваться в этом вопросе непосредственно требованиями стандарта, который изменен, как видим, в сторону разгрузки педагога от бумажной работы. И именно опираясь на стандарт, учителю надо доказывать свою правоту и право на такую разгрузку.

Хочу напомнить, что в соответствии с Федеральным законом (ст.48, п.1) педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой.

Поэтому задачей организаций дополнительного профессионального образования остается оказание всесторонней и многогранной помощи педагогу, которому нужно разъяснять положения законодательства, давать ориентиры, инструкции, шаблоны, макеты, способствующие грамотной реализации установленных подходов.

Несколько слов об опыте работы ГАОУ ВО «Московский институт открытого образования». Кафедрой педагогики внеурочной деятельности:

  • разработана и реализуется дополнительная профессиональная образовательная программа «Технология разработки и оценки качества рабочей программы курса внеурочной деятельности» (72 ч.), где формируются первоначальные представления о технологии составления программы и совершенствуются соответствующие профессиональные компетенции. Программа реализуется в двух форматах – в очном и в дистанционном, что позволяет работать и с регионами. Аналогичный модуль в объеме 6-12 часов включен во все дополнительные профессиональные программы;
  • в рамках новой образовательной услуги «Педагогический абонемент», которая позволяет оперативно реагировать на запросы педагогов, проводятся целевые семинары, круглые столы и консультации непосредственно в образовательных организациях (от 3 до 12 часов) по проблемам разработки и экспертизы рабочих программ «Учимся писать рабочую программу»;
  • по запросу образовательных организаций осуществляется экспертная оценка качества реализуемых рабочих программ курсов внеурочной деятельности;
  • разработан информационный ресурс «Электронный конструктор рабочей программы курса внеурочной деятельности», который рассчитан на двух адресатов – педагога-разработчика программы и эксперта-оценщика программы. Этот ресурс позволит педагогу пошагово пройти весь путь составления программы и с помощью соответствующих подсказок, маркеров, вопросов разработать свою индивидуальную программу; а эксперт в соответствующем пространстве потом даст оценку этой программе;
  • совместно с Ресурсным научно-методическим центром непрерывного образования ГБПОУ «Воробьевы горы» регулярно проводятся вебинары по вопросам организации внеурочной деятельности и разработки рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Уважаемые коллеги, приглашаем вас к сотрудничеству и надеемся, что работа по совершенствованию программ позволит повысить качество внеурочной деятельности и понять, какое содержание образования мы в нее закладываем.

Литература

Буйлова Л.Н. Дополнительное образование детей и внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС: типологические особенности, сходства и различия/Развитие детей и подростков в системе дополнительного образования: коллективная монография/В.П. Голованов, Л.Н. Буйлова, З.А. Каргина и др.; под общ. ред. Н.В. Лалетина; Сиб. федер. ун-т; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева.- Красноярск: Центр информации, ЦНИ «Монография», 2014.

Буйлова Л.Н. Существенные различия и мнимое сходство дополнительного образования детей и внеурочной деятельности обучающихся/Развитие личности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности (Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей). Коллективная монография. Буйлова Л.Н., Каргина З.А., Филатова М.Н., Сизова О.А. — М., OOO «Новое образование», 2014.

Буйлова Л.Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. 2015. — №16 (96). Август, 2015 (часть 4) [Электронный ресурс] – URL: http://www.moluch.ru/archive/96/ с.403-408.

Буйлова Л.Н. Методические рекомендации по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Практика административной работы в школе. 2016. № 3. С.24-29.

Буйлова Л.Н. Технология разработки и экспертизы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности. – М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015.

[1] ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241), ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480), Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности

Дата публикации: 06.08.2015 2015-08-06

Статья просмотрена: 10015 раз

Библиографическое описание:

Буйлова Л. Н. Методические советы по разработке и оформлению рабочих программ курсов внеурочной деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 403-408. — URL https://moluch.ru/archive/96/21529/ (дата обращения: 01.12.2018).

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности. В настоящее время эта тема является актуальной и в ее успешном решении заинтересованы не только педагоги и администрация образовательных организаций, но и сами учащиеся и их родители. В статье даны методические рекомендации по разработке этих программ.

Ключевые слова:внеурочная деятельность, рабочая программа, рабочая программа курса внеурочной деятельности, нормативно-правовые основания разработки образовательной программы, технология разработки программы.

Федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС) ввели «новое» понятие — внеурочная деятельность, которая, по замыслу разработчиков стандарта, позиционировалась как образовательная инновация, но оказалась проблемой, которую никто не ждал.

Читайте так же:  Заявление на восстановление срока подачи частной жалобы

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (МР МО РФ от 12.05.2011 № 03–296) [5], что позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования в полной мере. Внеурочная деятельность является неотъемлемой, обязательной частью образовательного процесса в школе; это — органичное продолжение учебных занятий.

Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога и руководителя образовательного учреждения к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:

части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида деятельности; формировании учебной мотивации;

деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития учащихся;

необходимом условии взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.

Внеурочная деятельность организуется на основе специально разработанных образовательных программ по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное); в таких формах, как кружки, краеведческая работа, художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности разрабатываются:

в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [7];

в целях реализации ФГОС НОО (утв. приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября 2010 г. № 1241) [2], ФГОС ООО (утв. приказом МОиН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [3] и ФГОС СОО (утв. приказом МОиН РФ от 7 июня 2012 г. № 24480) [4].

с учетом положений Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [6] и иных нормативных правовых документов.

Согласно нормам Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 273-ФЗ) [7] рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее — рабочая программа) является неотъемлемой частью основной образовательной программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, а понятие «образовательная программа» определяется как «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов [7, ст.2, п.9]. Исходя из этого, по статусу рабочая программа относится к комплексу организационно-педагогических условий, обеспечивающих достижение планируемых результатов основной образовательной программы, и является документом образовательной организации, определяющим объем, содержание и последовательность изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в рамках основной образовательной программы.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности выполняет следующие функции:

нормативную (определяет обязательность реализации содержания программы в полном объеме);

информационно-методическую (дает представление о целях, содержании, последовательности изучения материала и путях достижения результатов освоения образовательной программы учащимися средствами данного курса);

организационную (выделяет этапы обучения, структурирует учебный материал, определяет его количественные и качественные характеристики на каждом этапе).

Рабочая программа курса внеурочной деятельности, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы, является частной по отношению к ней, конкретизируя общие цели с учетом специфики реализуемого содержания. Целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является обеспечение достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2, п. 19.5], основной образовательной программы основного общего образования [3, п. 18.2.2] или основной образовательной программы среднего общего образования [4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разрабатывается на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий [2, п.19.5] или с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы [3, п. 18.2.2; 4, п. 18.2.2].

Рабочая программа курса внеурочной деятельности является нормативным документом:

регламентирующим организацию и фиксирующим содержание обучения по конкретной дисциплине (то есть определяющим содержание изучаемого курса, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, формы и методы контроля знаний учащихся, а главное — взаимосвязь данного курса и других дисциплин учебного плана);

содержащим максимально полную информацию о предлагаемом учащимся содержании образования, в рамках основной образовательной программы: образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

Реализация принципа преемственности ФГОС по уровням общего образования позволяет выделить единство подхода к структуре рабочих программ, но при этом образовательная организация, помимо обязательных требований ФГОС к структуре рабочей программы, может включать также иные сведения, необходимые и достаточные по ее усмотрению.

Исходя из данных выше характеристик, обобщим требования к рабочей программе курса внеурочной деятельности:

учет основных концептуальных идей и положений основной образовательной программы образовательной организации;

системность, целостность, конкретность, логичность и однозначность содержания;

последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса;

учет логических связей с основными предметами учебного плана;

фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые планируемые образовательные результаты;

наличие признаков нормативного документа, использование официально-делового стиля изложения и современной педагогической терминологии;

оптимальный объем, не перегруженный излишней информацией.

Требования к структуре рабочей программы содержат ФГОС всех уровней, но структура рабочей программы курса внеурочной деятельности определяется только в Федеральном государственном образовательном стандарте [4, п. 18.2.2] и должна содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

2) общую характеристику курса внеурочной деятельности;

3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

4) содержание курса внеурочной деятельности;

5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

6) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Рассмотрим содержание всех структурных элементов рабочей программы курса внеурочной деятельности.

Необходимый атрибут любой образовательной программы — титульный лист (лат. Titulus — «надпись, заглавие»), который предваряет текст этого документа и служит источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа (наименование образовательной организации, гриф утверждения программы (реквизиты решений органов управления образовательной организации, участвующих в рассмотрении (принятии) и утверждении программы с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа), название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика(ов) программы, город и год ее разработки).

Раздел «Пояснительная записка» содержит:

указание на направление развития личности, в рамках которого разработана программа;

ссылку на нормативно-правовые и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа;

цель программы, которая должна быть конкретизирована с учетом специфики курса внеурочной деятельности (цель — это обобщенный планируемый результат, на который направлено обучение по программе);

задачи программы — это конкретные результаты реализации программы (научить, привить, развить, сформировать, воспитать);

формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т. д.) и виды занятий по программе, которые определяются содержанием и методикой реализации программы.

Раздел «Общая характеристика курса внеурочной деятельности» содержит:

актуальность программы — роль и значимость курса внеурочной деятельности с точки зрения целей общего образования соответствующего уровня (с опорой на концепцию ФГОС); соответствие программы современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие запросам родителей и детей (обоснование актуальности должно базироваться на фактах — цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы);

описание места курса внеурочной деятельности в основной образовательной программе образовательной организации;

адресат программы — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе (возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики, потенциальные роли в программе);

объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы;

срок освоения программы — определяется содержанием программы и должен обеспечить возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе; характеризуют продолжительность программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения;

режим занятий — периодичность и продолжительность занятий.

Раздел «Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности» содержит:

перечень личностных и метапредметных результатов освоения курса внеурочной деятельности, согласующиеся с его целью и задачами (определение основных знаний, умений, навыков, а также компетенций, приобретаемых учащимися в процессе изучения программы);

формы аттестации/контроля — разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т. д.).

Читайте так же:  Федеральный закон 116-фз pdf

оценочные материалы — пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов — контрольно-измерительных материалов для оценки степени достижения запланированных личностных и метапредметных результатов [7, ст.2, п.9; ст. 47, п.5];

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит:

реферативное описание разделов и тем программы, перечень основных единиц содержания (понятий, фактов, законов, закономерностей и пр.);

перечень теоретических и практических занятий, направлений проектной и (или) исследовательской деятельности учащихся в соответствии с последовательностью, заданной тематическим планированием.

характеристику основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий), универсальные учебные действия, осваиваемые в рамках изучения темы.

Раздел «Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся» оформляется в виде таблицы (таблица 1), составляется на каждый год обучения и содержит:

наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел,

общее количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических видов занятий, а также форм контроля.

Примерная структура тематического планирования рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ» по реализации ФГОС НОО, ООО и СОО

1. Общие положения

1.1. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам (далее также – Положение) разработано на основании:

— Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

— Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»

-Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 года №1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1577»

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40936)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937)

— Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1578

«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» (Зарегистрирован в Минюсте России 09.02.2016 № 41020)

— Устава МБОУ «Сотниковская СОШ».

1.2.Рабочая программа является нормативно-правовым документом, определяющим организацию образовательного процесса в общеобразовательной организации по определённому учебному предмету, курсу (дисциплине).

1.3.Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы общеобразовательной организации.

1.4.К рабочим программам, которые определяют содержание деятельности в рамках реализации образовательной программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, относятся:

— программы по учебным предметам, курсам; элективным курсам;

— программы внеурочной деятельности.

1.5. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию, оформлению, процедуре утверждения рабочих программ.

2. Разработка рабочей программы по учебным предметам, изучаемым в рамках ФГОС

2.1. Рабочие программы по предмету разрабатываются на основании ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, примерных программ по учебным предметам или авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию, ФГОС НОО (ФГОС ООО, СОО), учебного плана МБОУ «Сотниковская СОШ»», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

2.2. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:

— Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с последующими изменениями) — для программ начального общего образования;

— Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) – для программ основного общего образования;

— Приказам Минобрнауки России от 31.12.2015 г. №№ 1576, 1577, 1578 внесенным изменениям в федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего общего образования: ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.

— примерной программе по предмету, направленной Министерством образования и науки РФ;

— федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях;

2.3. Рабочая программа по учебному предмету (курсу) должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

2.4. Рабочая программа по учебному предмету разрабатывается учителем на основе:

— примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования,

— авторских программ, прошедших экспертизу и апробацию;

— требований к результатам освоения образовательных программ общеобразовательной организации.

2.5. Рабочая программа составляется на уровень образования.

2.6. Рабочая программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1 настоящего Положения.

2.7. Рабочая программа по учебным предметам начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2.7.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам;

2.7.2. Содержание учебного предмета, курса по классам

2.7.3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы по классам в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.7.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (в 1 классе (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку и математике; во 2-3 классах (входной) стартовый контроль и материалы для промежуточной аттестации по русскому языку, математике, литературному чтению и окружающему миру) должны соответствовать требованиям ФГОС. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, 2 к Рабочей программе.

2.8.Рабочая программа по учебным предметам основного общего образования и среднего общего образования должна содержать следующие разделы:

2.8.1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса по классам.

2.8.2. Содержание учебного предмета, курса по классам.

2.8.3 Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы с определением основных видов учебной деятельности разрабатывается на уровень образования (5-9 и 10-11 классы) в соответствии с Приложением 2 или Приложением 3 настоящего Положения на выбор учителя.

2.8.4. Рабочая программа должна содержать в себе контрольно-измерительные материалы. Все представленные в рабочей программе контрольно-измерительные материалы (стартовый (входной) контроль, материалы для промежуточной аттестации) должны соответствовать требованиям ФГОС ООО и СОО. Контрольно-измерительные материалы, составленные разработчиком программы, должны быть приведены в Приложении 1, Приложении 2 к Рабочей программе.

3. Разработка программ внеурочной деятельности

3.1. Программы внеурочной деятельности должны способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего (основного общего) образования.

3.2. Программа разрабатывается на основе требований к результатам освоения образовательной программы начального общего (основного общего) образования и программы формирования универсальных учебных действий, учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Сотниковская СОШ», действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3.3. Программа должна быть оформлена аккуратно, без исправлений, на бумажном и электронном носителях.

3.4. Программа имеет титульный лист в соответствии с Приложением 1.

3.5. Программа должна включать следующие разделы:

3.5.1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

3.5.2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3.5.3. Календарно-тематическое планирование.

4. Порядок утверждения рабочих программ и программ внеурочной деятельности.

4.1. Рабочие программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности проходят предварительную экспертизу на заседаниях школьных методических объединений. (указывается дата, номер протоко­ла заседания ШМО и подпись руководителя ШМО). С учётом мнения руководителя методического объединения и учителей, ведущих соответствующий учебный предмет (курс), в рабочую программу могут быть внесены изменения (Приложение 4). Решение методического объединения учителей отражается в протоколе заседания. Рабочие программы согласуются с заместителем директора по УВР и принимаются решением педагогического совета, утверждаются приказом директора ОО в срок до 15 сентября нового учебного года.

4.2. В случае необходимости учитель вносит коррективы в рабочую программу, которые рассматриваются, принимаются и утверждаются в соответствии с пунктом 4. настоящего Положения и Приложения 4.

4.3. Данное Положение вступает в силу со дня его утверждения. Срок действия не ограничен (или до момента введения нового Положения).