Государственный инспектор по использованию и охране земель имеет право

6. Государственный земельный контроль

6.4. Права и обязанности государственных инспекторов по использованию и охране земель

Государственные инспекторы по использованию и охране земель, имеют право:

а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления госземконтроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления госземконтроля;

в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий;

г) составлять протоколы в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

д) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственными инспекторами законной деятельности, а также в установлении лиц, виновных в нарушении земельного законодательства;

е) носить форменную одежду.

Порядок выдачи предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства содержится в письме Роснедвижимости от 05.12.2006 г. №ММ/0938.

Полномочия государственных инспекторов по использованию и охране земель по привлечению к административной ответственности разъясняются в письме Роснедвижимости от 05.12.2006 г. № ММ/0938.

Главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов Российской Федерации по использованию и охране земель и их заместители, главные государственные инспекторы городов и районов по использованию и охране земель и их заместители помимо прав, отмеченных выше, имеют право:

а) в пределах своей компетенции рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные штрафы;

б) выносить по форме согласно приложению предупреждения о допущенном земельном правонарушении в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации;

в) направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для решения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;

г) вносить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, издавшие акты, касающиеся вопросов земельных отношений, предложения о приведении указанных актов в соответствие с земельным законодательством.

Должностные лица, осуществляющие госземконтроль, имеют бланки документов с Государственным гербом Российской Федерации и наименованием соответствующего специально уполномоченного органа, необходимых для осуществления госземконтроля, и служебные удостоверения, формы которых устанавливаются соответствующими специально уполномоченными органами.

Госземконтроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся:

— для контроля за исполнением предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства;

— в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и предоставить документацию, необходимую для проведения проверки.

Лица, препятствующие осуществлению госземконтроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Должностные лица специально уполномоченных органов несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению госземконтроля.

Приложение к Положению о госземконтроле содержит форму предупреждения о допущенном земельном правонарушении.

Глава 8. Контроль за соблюдением земельного законодательства (земельный контроль)

Какие органы осуществляют государственный земельный контроль за состоянием земельных участков в хозяйствах?
Согласно постановлению Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418, которым утверждено Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, на это Агентство возложены функции государственного земельного контроля.
Федеральное агентство и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль за:
соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель;
соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
соблюдением порядка переуступки права пользования землей;
предоставлением достоверных сведений о состоянии земель;
своевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или по их рекультивации после завершения разработки месторождений полезных ископаемых (включая общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
использованием земель по целевому назначению;
своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии, засоления, заболачивания, подтопления, опустынивания, иссушения, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию;
выполнением требований по предотвращению уничтожения, самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
исполнением предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;
наличием и сохранностью межевых знаков границ земельных участков;
выполнением иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель.
Названное Агентство и его территориальные органы осуществляют государственный земельный контроль во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании предписания (распоряжения) руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года.
Внеплановые проверки проводятся для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства, а также в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.
Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».
Федеральная служба земельного кадастра разрабатывает по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и утверждает в установленном порядке нормативные, инструктивно-методические и другие документы по вопросам организации и проведения государственного земельного контроля.

В чем состоят права и обязанности должностных лиц Федерального агентства кадастра объектов недвижимости?
Должностные лица и специалисты Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, осуществляющие государственный земельный контроль, одновременно по должности являются:
руководитель Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, его заместители и руководитель структурного подразделения центрального аппарата Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, ведающие вопросами государственного земельного контроля, его заместители, а также специалисты структурных подразделений центрального аппарата Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, ведающие вопросами государственного земельного контроля, — соответственно главным государственным инспектором Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместителями, а также государственными инспекторами Российской Федерации по использованию и охране земель;
руководитель территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в субъекте Российской Федерации, его заместители и руководитель структурного подразделения указанного органа, ведающие вопросами государственного земельного контроля, его заместители, а также специалисты указанного органа, ведающие вопросами государственного земельного контроля, — соответственно главным государственным инспектором субъекта Российской Федерации по использованию и охране земель, его заместителями, а также государственными инспекторами субъекта Российской Федерации по использованию и охране земель;
руководитель территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в городе или районе, его заместители и руководитель структурного подразделения указанного органа, ведающие вопросами государственного земельного контроля, его заместители (в случае отсутствия этих должностей — специалисты указанного органа, на которых возложены функции по государственному земельному контролю), а также специалисты указанного органа, ведающие вопросами государственного земельного контроля, — соответственно главным государственным инспектором города или района по использованию и охране земель, его заместителями, а также государственными инспекторами города или района по использованию и охране земель;
в случае отсутствия территориального органа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в городе или районе руководитель структурного подразделения территориального органа Агентства в субъекте Российской Федерации, ведающий вопросами государственного земельного контроля в соответствующем городе или районе, его заместители — соответственно главным государственным инспектором города или района по использованию и охране земель, его заместителями, а государственными инспекторами города или района по использованию и охране земель — специалисты указанного органа, ведающие вопросами государственного земельного контроля.
Функциональные обязанности и права должностных лиц, осуществляющих государственный земельный контроль, распределяются руководителем Федерального агентства кадастра объектов недвижимости согласно Положению об агентстве.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 государственные инспекторы наделены правами и полномочиями, ранее установленными для должностных лиц и специалистов Росземкадастра постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833*(36). Они имеют право:
посещать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима посещения);
давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;
составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;
составлять в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;
безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие право на землю, необходимые для осуществления государственного земельного контроля;
обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства;
носить форменную одежду.
Главный государственный инспектор Российской Федерации по использованию и охране земель и его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ, городов, районов и их заместители, помимо указанных выше прав, имеют право:
рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях по специальной форме с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков;
выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением права юридических лиц и граждан на землю или создающих угрозу их нарушения;
направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности;
направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством;
вносить в установленном порядке предложения о приведении актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, касающихся вопросов земельных отношений, в соответствие с земельным законодательством.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы оказывают методическую помощь в организации муниципального, производственного и общественного земельного контроля.

Читайте так же:  Системные требования для 1с предприятия 83

Каковы полномочия негосударственных органов земельного контроля?
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами (ст. 72 ЗК РФ).
К органам местного самоуправления относятся как выборные органы, так и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с действующим законодательством.
Муниципальный земельный контроль осуществляется на территории соответствующих муниципальных образований (городские, сельские поселения и др.).
Возможность привлечения к ответственности органами муниципального земельного контроля должна быть предусмотрена в нормативных актах Российской Федерации и субъектов РФ. В настоящее время на федеральном уровне данный вопрос не урегулирован.
Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц в части предоставления им земельных участков, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Как следует из текста ст. 72 ЗК РФ, субъектами общественного земельного контроля являются: органы территориального общественного самоуправления; общественные организации (объединения); граждане.
Органы территориального общественного самоуправления действуют в пределах части территории муниципального образования, населенного пункта. Их формирование происходит путем выборов на общих собраниях граждан по месту их жительства на срок полномочий представительного органа местного самоуправления (или иной срок по решению общего собрания).
Общественные организации (объединения) создаются в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»*(37) в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Общественное объединение — это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Необходимо также отметить, что вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается (ст. 17 Федерального закона «Об общественных объединениях»). С другой стороны, общественность вправе активно осуществлять свои права в полном объеме, выступать с собственными инициативами по различным земельным вопросам, вносить предложения в органы государственной власти.
В целях привлечения широкой общественности к осуществлению контроля за использованием и охраной земель приказом государственных органов земельного контроля на местах назначаются внештатные общественные инспекторы по использованию и охране земель соответствующих территорий из числа лиц, хорошо знающих земельное законодательство, имеющих опыт работы в деле сохранения и улучшения природной среды.
Общественные инспекторы осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих государственных органов земельного контроля и обеспечиваются ими законодательными актами, инструкциями, рекомендациями, разъяснениями, иными нормативно-методическими документами по организации госземконтроля.
За объективность и качество представляемых материалов по результатам проверок общественные инспекторы несут персональную ответственность. Свои обязанности они выполняют на безвозмездной основе, за активную работу могут поощряться органами Росземкадастра в установленном порядке.
Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.
Задача производственного земельного контроля — обеспечение исполнения действующего земельного и иных отраслей законодательства, соблюдение установленных требований по использованию и охране земель, выполнения соответствующих программ и мероприятий в деятельности конкретной организации, т.е. с учетом конкретных условий (состояния земель, цели и технологии их использования и т.п.).
Как правило, предприятие, осуществляющее землепользование, создает в штатном расписании должность инспектора, который следит за соблюдением земельного законодательства. Данное должностное лицо является материально ответственным, и в случае привлечения данного предприятия к ответственности администрация предприятия вправе потребовать от инспектора предприятия возмещения ущерба имуществу предприятия в соответствии с Трудовым кодексом РФ, вызванного, к примеру, наложением на предприятие штрафа.
Сведения об организации производственного земельного контроля предоставляются лицами, использующими земельные участки, по письменному запросу территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости не чаще одного раза в год.

В чем содержание правовых действий органов земельного контроля?
В зависимости от последовательности совершения действий их можно разделить на три вида: а) информационно-правовые действия органов контроля при сборе материалов; б) принятие решений по результатам проведенного контроля; в) исполнение решений контрольных органов.
Для того чтобы принять квалифицированное решение по результатам контроля, любой орган контроля должен располагать точной и объективной информацией о том, имеет ли место нарушение земельного законодательства, в чем оно выражается, кто виновен в этом, что нужно предпринять, чтобы правонарушение не оказалось длящимся, каков вред, причиненный правонарушением, а если правонарушение еще не совершено, как его предупредить или пресечь в самом его начале. Возникают и другие вопросы на первоначальной стадии земельного контроля. Их выяснение требует сбора материалов (документов), проведения проверок, ревизий, исследования (анализа) этих материалов. В необходимых случаях может назначаться экспертиза материалов, полученных в процессе контроля.
Независимо от того, проводит ли государственный инспектор плановую проверку состояния использования того или иного объекта природы или выезжает по жалобе, закон дает ему право совершать ряд правовых действий: проверку законности оснований пользования земельным участком; обследование фактического состояния использования или неиспользования данного объекта; проверку его использования в соответствии с его целевым назначением и в соответствии с правовым положением субъекта природопользования.
Так, например, проверка оснований (законности) природопользования должна касаться каждого земельного участка, находящегося в собственности, землевладении, землепользовании, включая массивы, закрепленные за коллективами, арендуемые участки, земли крестьянских (фермерских) хозяйств и т.д. Особую значимость такие проверки приобретают в случаях выявления нарушений законности приватизации земель.
Инспектор единолично или совместно с комиссией проверяет объект, выполняет необходимые работы, в состав которых могут входить натурные измерения, сбор образцов, опрос граждан и должностных лиц, получение объяснений, и принимает решение.
Все этапы работы должны быть отражены в соответствующих документах, и в первую очередь в акте обследования землевладения, землепользования и др. При этом могут быть обнаружены самые разнообразные отклонения от требований земельного законодательства. Так, если находящаяся во владении государственного предприятия земля является излишней для их производственной и иной деятельности, то эта часть земельного участка может быть изъята и передана в установленном законом порядке в пользование другим землепользователям, среди которых преимущество на получение указанной земли имеют сельскохозяйственные предприятия, пользовавшиеся ею ранее. Полученные сведения отражаются в акте.
При установлении частичного неиспользования земель сельскохозяйственными коммерческими предприятиями органы контроля применяют иные меры: с одной стороны, меры принуждения в форме предписаний, указаний к этим предприятиям, с тем чтобы они полностью использовали предоставленные им земли, а с другой стороны — оказывают им всестороннюю помощь для устранения недостатков в землепользовании.
Важной задачей контроля является проверка целевого использования земель. В соответствии с законом все владельцы земли, в том числе собственники, обязываются использовать землю в соответствии с целевым назначением.
Целевое назначение того или иного земельного участка указывается в решении о его предоставлении и в документах на право собственности, владения или пользования, причем констатация цели является непременным элементом содержания документа. Рассматриваемый принцип в качестве основной обязанности закреплен в законах и иных нормативных актах о природопользовании.
При агрохозяйственном обследовании осматривают каждый контур в натуре для установления фактического состояния и использования угодий и определения их более целесообразной эксплуатации. Земельно-учетные сведения получают также путем обмеров (сплошных и выборочных). В практике органов земельного контроля проводятся в основном обмеры посевных площадей, других земельных участков.
Характер принимаемого решения и его содержание основываются на данных проведенных проверок, обследований и анализа полученных материалов.
Принимаемое решение может носить предварительный характер. Это бывает, когда необходимо проведение дополнительных работ (лабораторных анализов, экономических расчетов, оценки экологических последствий и т.д.) при длящемся нарушении и невозможности его немедленного устранения, при невыявлении субъекта или оспариваний им факта (вины) нарушения. В дальнейшем при получении госинспектором всех материалов, позволяющих вынести правильное обоснованное решение, они передаются в комиссию и другие органы.
Решение по рассматриваемому вопросу может приниматься и на месте путем дачи соответствующих распоряжений об устранении выявленного нарушения или применения административных санкций. Так, госинспектор при тех или иных обстоятельствах может принять следующие решения:
дать указание (по утвержденной форме) о выполнении определенных действий, адресованных пользователю данного земельного участка, со ссылкой на требования закона, с определением срока выполнения перечисленных конкретных работ, мероприятий, отдельных действий; в указании дается также предупреждение пользователю земельного участка; если он не выполнит всех требований, содержащихся в указании, то материалы будут переданы в комиссию по контролю за использованием и охраной земель соответствующего (местного) комитета по земельным ресурсам и землеустройству для привлечения нарушителя к ответственности;
составить протокол о нарушении земельного законодательства (по форме), который направляется в названную выше комиссию;
вынести постановление о наложении взыскания на лиц, виновных в совершении земельного правонарушения;
предписать нарушителю требование (по форме) о приостановлении работ, эксплуатации объекта, ведущихся с нарушением земельного законодательства; в требовании указывается также срок, в течение которого надлежит устранить допущенные недостатки, и предупреждение, что если работы будут продолжаться без устранения нарушений, то по предписанию госинспектора будет прекращено финансирование работ;
направить банку или другой организации, финансирующей работы, предписание (по форме) о прекращении финансирования (кредитования) строительства, эксплуатации объекта. Оно вручается нарушителю после того, как он не выполнит определенных действий по приостановке работ, указанных в требовании госинспектора. Лишь после устранения тех нарушений, которые были зафиксированы в требовании, госинспектор дает правонарушителю уведомление (также по форме) о праве возобновить приостановленные работы. И одновременно с этим посылается уведомление о возобновлении приостановленного финансирования (кредитования) работ.
Как известно, исполнение судебного решения обеспечивает судебный пристав. Исполнение решения госинспектора любой службы государственного контроля обеспечивается самим госинспектором. В этих целях инспекторы имеют книгу (журнал) учета выявленных земельных правонарушений, ведут записи в ней о принятых мерах, добиваются восстановления нарушенных прав, делают отметки об исполнении предписаний и указаний по вопросам надлежащего исполнения требований экологического законодательства.
Согласованная деятельность государственных органов земельного контроля и общественности с непременным участием экологических служб предприятий, учреждений и организаций позволяет своевременно предупредить правонарушения, повысить эффективность работы всей системы земельного контроля и надзора в стране.

Читайте так же:  Договор дарение мебели

Статья 71. Государственный земельный надзор

1. Под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.

2. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также — органы государственного земельного надзора).

3. Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

4. При осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов государственного земельного надзора (далее — должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право:

1) осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации;

2) запрашивать и безвозмездно получать на основании запросов в письменной форме от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацию и документы, необходимые для проведения проверок, в том числе документы о правах на земельные участки и расположенные на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

3) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) органа государственного земельного надзора о назначении проверки получать доступ на земельные участки, в том числе земельные участки, занятые объектами обороны и безопасности, а также другими специальными объектами, и осматривать такие земельные участки и объекты (в порядке, установленном для осмотра таких земельных участков и объектов и их посещения) для осуществления государственного земельного надзора;

4) осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки;

6) обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению государственного земельного надзора, в установлении лиц, виновных в нарушениях земельного законодательства;

7) осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях, в том числе составлять по результатам проверок соблюдения требований земельного законодательства протоколы об административных правонарушениях и иные акты, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях в целях привлечения виновных лиц к ответственности, рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях;

8) привлекать экспертов и экспертные организации к проведению проверок соблюдения требований земельного законодательства;

9) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства;

10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.

6. Должностным лицам, уполномоченным на осуществление государственного земельного надзора, выдаются служебные удостоверения.

7. По результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Форма предписания об устранении выявленного нарушения требований законодательства Российской Федерации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

9. В случае неустранения в установленный срок правообладателем земельного участка нарушений, указанных в предписании, предусмотренном пунктом 7 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора, выдавший такое предписание, в срок не позднее чем тридцать дней со дня привлечения виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания информирует о его неисполнении с приложением соответствующих документов:

1) исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

2) орган государственной власти или орган местного самоуправления, которые в соответствии с законодательством вправе обратиться в суд с требованием об изъятии находящихся в частной собственности земельных участков в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и об их продаже с публичных торгов, в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности.

10. В случае получения органом государственной власти или органом местного самоуправления предложения органа государственного земельного надзора о приведении правовых актов, принятых данными органами по вопросам использования и охраны земель и (или) земельных участков, в соответствие с положениями земельного законодательства данные органы в течение тридцати дней со дня получения такого предложения должны рассмотреть его и принять меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, способствующих совершению, а также проинформировать в этот срок орган государственного земельного надзора, направивший такое предложение, о результатах его рассмотрения и принятых мерах.

11. Положение о государственном земельном надзоре утверждается Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 71 ЗК РФ

1. Земельный контроль осуществляется в виде государственного, муниципального, общественного и производственного контроля. Основное место в земельном контроле принадлежит государственному земельному контролю, поскольку земля, согласно ч. 1 ст. 9 Конституции РФ и п. 1 ст. 1 ЗК, используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государственный земельный контроль осуществляется государственными органами исполнительной власти и специально уполномоченными на то государственными органами. Важным нормативным правовым актом РФ в этой области является Постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» (до его принятия действовало Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле»).
———————————
СЗ РФ. 2006. N 47. Ст. 4919.

В настоящее время специально уполномоченным органом государственного земельного контроля является Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость), преобразованное Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры органов исполнительной власти» и находящееся в ведении Минэкономразвития России. Положение о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости утверждено Постановлением Правительства РФ . В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. Председателю Правительства РФ предложено инициировать упразднение с 1 октября 2008 г. Федерального агентства кадастра объектов недвижимости с передачей его функций Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 25. Ст. 2987.

Органы государственного земельного контроля традиционно осуществляют государственный земельный контроль в соответствии со своей компетенцией. Они организовывают проверку и экспертизу изменения качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений; принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства; информируют население о состоянии земельного фонда, эффективности его использования и принимаемых мерах по охране земель; участвуют в согласовании градостроительной и землеустроительной документации, в работе комиссий по приемке мелиорированных, рекультивированных и других земель, на которых проведены мероприятия по улучшению их качественного состояния, а также объектов, сооруженных в целях охраны земель.

В условиях ухудшения состояния окружающей среды и изменения социально-экономических условий жизни российское государство принимает меры, с одной стороны, к усилению государственного земельного и экологического контроля и их правовой базы, а с другой — к ослаблению ненужного, излишнего вмешательства в предпринимательскую деятельность .
———————————
См.: Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (в ред. от 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3436; 2002. N 44. Ст. 4297; 2003. N 2. Ст. 169; N 40. Ст. 3820; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 19. Ст. 1752; N 27. Ст. 2719; 2006. N 1. Ст. 17; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29.

Важным представляется надлежащее оформление результатов государственного земельного контроля, недопущение нарушения прав проверяемых физических и юридических лиц.

— В Постановлении ФАС Уральского округа по делу N Ф09-2005/03-ГК было указано, что представленным протоколом установлен факт совершения ООО «Р» земельного правонарушения на территории Полазненского лесничества, выразившегося в самовольном снятии, порче плодородного слоя лесных почв и уничтожении молодняка естественного происхождения.

Посчитав, что представленный истцом протокол не может служить доказательством вины ответчика в самовольном снятии 700 кв. м плодородного слоя почвы и уничтожении 0,27 га молодняка естественного происхождения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

Читайте так же:  Бланк гражданство российской федерации

Апелляционная инстанция исходила из того, что в материалах дела имеется документ, подтверждающий извещение ООО «Р» о проведении истцом освидетельствования и проверки места совершения нарушения (уведомление); факт получения уведомления ответчиком не оспаривается. Доказательств, опровергающих факт проведения земляных работ, ответчик не представил.

Суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что факт совершения нарушения подтверждается протоколом и актом приемки законченного строительством объекта.

Поскольку в материалах дела отсутствуют документы, опровергающие проведение ООО «Р» земляных работ, а также доказательства отсутствия вины ответчика, суд апелляционной инстанции правомерно пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика ущерба за самовольное снятие, порчу плодородного слоя лесных почв и уничтожение молодняка естественного происхождения, располагавшихся в указанном районе.

— Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N 10АП-402/04-АК было удовлетворено заявление о признании незаконным ненормативного акта государственного органа о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка, так как протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований, установленных КоАП.

В утвержденных Правительством РФ положениях о государственных органах исполнительной власти в области использования земель, охраны окружающей среды, о министерствах, федеральных службах, федеральных агентствах исключаются дублирующие, не вызываемые необходимостью полномочия, предусматриваются полномочия, призванные обеспечить постоянный, систематический и эффективный земельный и экологический государственный контроль .
———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.

В МПР России применяются правила осуществления государственного земельного и экологического контроля, в которых конкретизируются обязанности, права и ответственность государственных инспекторов по охране природы, меры по устранению земельных и иных экологических правонарушений и привлечению виновных к ответственности, порядок оформления документации.

На основании указанных и иных актов Правительства РФ принимаются приказы, инструкции, правила и иные ведомственные акты, детализирующие порядок осуществления государственного земельного и экологического контроля . Принятые в его ходе решения обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами, должностными лицами и гражданами, которым они адресованы. Решения органов земельного и экологического контроля и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд или в арбитражный суд.
———————————
См., например, Приказ Госстроя России от 2 августа 1999 г. N 18 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» // БНА. 1999. N 45.

На основании принятых в законном порядке и в соответствии с предоставленной компетенцией решений банковские учреждения (как государственные, так и негосударственные) должны прекращать финансирование запрещенной или прекращенной деятельности на период до отмены этих решений органом государственного земельного контроля.

Государственный земельный контроль нередко соприкасается и пересекается с иными видами государственного природоресурсного контроля.

Так, ФАС Дальневосточного округа рассмотрел 3 октября 2006 г. (Постановление N Ф03-А04/06-1/3453) в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роснедвижимости по Амурской области на Постановление от 13 июня 2006 г. по делу N А04-10566/05-19/727 по иску ООО «В» к Департаменту по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области об оспаривании ненормативного акта и действий государственного органа. В деле участвовали третьи лица: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, Управление Росприроднадзора по Амурской области, Управление Роснедвижимости по Амурской области, Межрегиональная дирекция по дорожному строительству в Дальневосточном регионе России.

Как видно из материалов дела, актом N 48-05 проведения плановых (внеплановых) мероприятий по государственному геологическому контролю, составленным старшим государственным инспектором по геологическому контролю Департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области с участием государственного инспектора отдела горного надзора Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Амурской области, государственного инспектора по контролю и надзору в сфере природопользования по Амурской области Управления Росприроднадзора по Амурской области и эксперта Амурского филиала ГУДСД «Дальний Восток», установлено, что ООО «В» производит добычу общераспространенных полезных ископаемых из выемок автодороги Чита — Хабаровск.

По результатам проведенной проверки комиссия сделала выводы о том, что ООО «В»:

а) не оформлены лицензии на право пользования недрами месторождений общераспространенных полезных ископаемых субподрядными организациями, что является нарушением п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах»;

б) не представлены данные в органы местного самоуправления Сковородинского района об извлекаемых запасах общераспространенных полезных ископаемых, что является нарушением п. 1 ст. 23 Закона РФ «О недрах»;

в) не представлена информация по объемам добычи общераспространенных полезных ископаемых и уплате налога на добычу полезных ископаемых;

г) оплата налога на добычу полезных ископаемых производилась не в полном объеме (без учета добытых общераспространенных полезных ископаемых из выемок и полувыемок).

Решением арбитражного суда от 4 апреля 2006 г. требования ООО «В» были удовлетворены. Однако Постановлением апелляционной инстанции от 13 октября 2006 г. это решение изменено. Суд апелляционной инстанции признал полномочия Департамента по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области на проведение оспариваемой проверки по факту недропользования и отказал истцу в этой части.

Не согласившись с принятым Постановлением апелляционной инстанции, Управление Роснедвижимости по Амурской области просило отменить указанное Постановление. Заявитель полагал, что судом апелляционной инстанции неправильно квалифицирован состав административного правонарушения, а это привело к неприменению ст. 71 ЗК, устанавливающей государственный контроль, в частности, за использованием земель не по целевому назначению. Заявитель настаивал на том, что Департамент по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области не наделен функциями контроля объектов федеральной собственности, и указывал, что истцом осуществлялось перемещение грунта для выравнивания и укрепления полотна автодороги, а не пользование недрами.

Рассмотрев представленные материалы, суд кассационной инстанции согласился с решением апелляционной инстанции. Так, разработки выемок и полувыемок глубиной более 5 м с применением взрывных работ, осуществляемые субподрядными организациями, суд апелляционной инстанции в соответствии с нормами Закона РФ «О недрах» и Перечнем общераспространенных полезных ископаемых Амурской области, утвержденным решением Малого совета Амурского областного совета народных депутатов от 8 сентября 1992 г. N 257 (в ред. решения Малого совета Амурского областного совета народных депутатов от 22 декабря 1992 г.), правомерно счел недропользованием.

Поскольку по правилу ч. 1 ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, требование осуществивших проверку контролирующих организаций об оформлении лицензии суд апелляционной инстанции счел законным.

Со ссылкой на ст. 18 Закона РФ «О недрах», Постановление губернатора Амурской области от 15 марта 2005 г. N 133 «Об утверждении Положения о порядке предоставления и пользования участками недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, участками недр местного значения, а также участками недр, используемыми для целей строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, не связанных с добычей полезных ископаемых», Закон Амурской области от 8 декабря 2003 г. N 269-ОЗ «Об областном государственном геологическом контроле», а также на Положение о Департаменте по природопользованию и горнодобывающему комплексу администрации Амурской области, утвержденное Постановлением губернатора Амурской области от 17 мая 2005 г. N 292, суд апелляционной инстанции установил право названного Департамента по осуществлению геологического контроля на территории Амурской области.

Суд кассационной инстанции оставил в силе Постановление апелляционной инстанции.

2. Положением о государственном земельном контроле, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689, предусматриваются права и обязанности должностных лиц государственного земельного контроля, плановые и внеплановые проверки и мероприятия, цели и формы его осуществления, порядок взаимодействия с МПР России, Минсельхозом России, другими федеральными органами исполнительной власти, государственными органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Функции публичного земельного контроля предполагаются за всеми государственными и муниципальными органами, а в положениях и уставах большинства из них либо в федеральных законах такие функции нередко предусматриваются непосредственно. Так, компетенция органов санитарно-эпидемиологического надзора и Минздравсоцразвития России, участвующих в осуществлении государственного экологического и земельного контроля, предусматривается в ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положении о Минздравсоцразвития России.

Федеративная реформа предполагает усиление взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти. Так, в соответствии с п. 3.3.26 Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 6 июля 2005 г. N 324, осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью земельных участков Республики Татарстан во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти возложено на названное министерство непосредственно и через его территориальные органы.

Государственный земельный контроль является частью экологического контроля. Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями и ФЗ «Об охране окружающей среды» имеют право в установленном порядке:

— посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности и подчинения, включая воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных Сил РФ, органов внутренних дел и государственной безопасности, знакомиться с документами, результатами анализов, иными материалами, необходимыми для выполнения их служебных обязанностей (для посещения или осмотра объектов, составляющих государственную тайну, необходим оформленный в соответствии с законом допуск к этим объектам);

— проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств и средств их контроля, контролировать соблюдение нормативов качества окружающей среды и природоохранного законодательства (надо иметь в виду запрещение законом ввода в эксплуатацию предприятий, не обеспеченных сооружениями и установками по очистке, обезвреживанию и утилизации отходов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ);

— назначать государственную экологическую экспертизу и обеспечивать контроль за выполнением ее заключения (важна возможность государственного контроля проверять и оценивать степень реализации ее заключения: тем самым обеспечивается замкнутый механизм экспертирования, являющегося частью организационно-правового механизма охраны земель и всей окружающей среды);

— требовать устранения выявленных недостатков, давать в пределах предоставленных прав указания или заключения по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов (в КоАП предусматривается административная ответственность в виде штрафа за неподчинение предписаниям органов, осуществляющих в соответствии с предоставленной компетенцией государственный экологический контроль);

— привлекать в установленном порядке виновных лиц к административной ответственности; направлять материалы о привлечении их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности; предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде или здоровью человека нарушениями земельного, природоохранного законодательства (согласно КоАП невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, предписаний, выданных органами государственного контроля в пределах их компетенции, влечет наложение штрафа);

— принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека (это полномочие в условиях экономического и экологического кризиса не стоит абсолютизировать: остановка производства наносит ощутимый вред интересам граждан, работающих на нем; кроме того, смежные отрасли и население, не получая нужную продукцию, терпят неудобство, урон, убытки; не случайно сотни попыток останавливать предприятия встречают сопротивление работающих на них, местного населения; норма применяется в настоящее время в исключительных случаях).