Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей

Обеспечение уплаты таможенных платежей (О. Бадулин, «Право и экономика», N 7, июль 2004 г.)

Обеспечение уплаты таможенных платежей

Статьей 340 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие способы обеспечения уплаты таможенных платежей: залог товаров и иного имущества; банковская гарантия; внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); поручительство.

Кроме того, в качестве еще одного способа обеспечения уплаты таможенных платежей для плательщика предусмотрена возможность использовать договор страхования в случаях, определенных совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, и федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. Такой договор должен заключаться по правилам, установленным гражданским законодательством (п. 1 ст. 347 Таможенного кодекса РФ), и, вероятно, предметом такого договора должно быть страхование риска неуплаты лицом причитающихся с него таможенных платежей.

Перечень способов обеспечения уплаты таможенных платежей не является закрытым, правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные способы обеспечения (п. 3 ст. 340 ТК РФ). Такими актами должны быть федеральные законы, указы Президента РФ или Правительства РФ (по смыслу ст. 3-5 ТК РФ).

Способы обеспечения платежей

Плательщик таможенных платежей вправе самостоятельно выбрать способ обеспечения их уплаты (п. 2 ст. 340 ТК РФ), за исключением применения договора страхования, использование которого предполагается специальным порядком. Таким образом, с юридической точки зрения таможенный орган не вправе предъявить плательщику таможенных платежей требование о применении какого-то определенного способа обеспечения их уплаты. Хотя представляется сомнительным, что таможенный орган будет безропотно принимать то обеспечение, которое самостийно предложит плательщик, и не «включит» административный ресурс в том случае, если по каким-то причинам (объективного или субъективного характера) предоставленное обеспечение его не устроит. В крайнем случае таможенный орган всегда сможет найти способ «перекрыть кислород» даже вполне добросовестному предпринимателю.

Способы обеспечения уплаты таможенных платежей в виде залога товаров и иного имущества, банковской гарантии и поручительства фактически взяты из гражданского права, в связи с чем, видимо, в самом Таможенном кодексе имеются ссылки к нормам гражданского права (например, п. 1, 4 ст. 341, п. 3 ст. 342, ст. 346). Но Таможенный кодекс не предусматривает безусловного применения норм гражданского права в случаях применения всех и любого из указанных способов обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Применение норм гражданского права предусмотрено ТК РФ лишь в определенных случаях.

В то же время вопрос о сочетании норм столь разных отраслей законодательства, как гражданское и таможенное, и применении их в совокупности представляется весьма интересным.

Отношения по уплате таможенных платежей носят публичноправовой характер, т.к. одной из сторон этих отношений выступает государство в лице специально уполномоченных им на это органов государства. Государством для обеспечения исполнения его функций установлены специальные индивидуально безвозмездные платежи в государственную казну, которые лицо в установленных законодательством случаях обязано уплатить. В отличие от отношений, регулируемых гражданским законодательством, в сфере таможенного дела фактическое равенство сторон правоотношений и автономия их воли отсутствуют, наоборот, имеет место доминирование государственного органа (таможенного) и осуществление им определенных законодательством властных полномочий в отношении субъектов, действующих в сфере таких его полномочий.

Пункт 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ допускает в установленных законодательством случаях применение гражданского законодательства к имущественным отношениям, основанным на административном подчинении одной стороны другой. Но представляется, что юридическое оформление хитросплетения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей могло бы быть и более удачным (если вообще в рассматриваемой ситуации стоит смешивать указанные отрасли законодательства).

В гражданском праве возникновение отношений по обеспечению исполнения лицом его обязательства перед кредитором обусловлено существованием соответствующего основного гражданско-правового обязательства. По всем способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным гл. 23 ГК РФ, фигурирует кредитор в основном обязательстве, интерес которого в надлежащем исполнении и обеспечивается. Таким образом, существуют два гражданско-правовых обязательства: обязательство должника перед кредитором по основному обязательству и обязательство должника или иного лица перед тем же кредитором по дополнительному (обеспечивающему) обязательству, причем второе жестко привязано к первому. Недействительность основного обязательства (т.е. его фактическое отсутствие) влечет недействительность акцессорного обязательства, обеспечивающего его исполнение (п. 3 ст. 329 ГК РФ).

В сфере таможенного дела конструируется следующая схема обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей. Существует публичноправовое обязательство конкретного лица по уплате таможенных платежей, возникшее по основаниям, предусмотренным законодательством. Данное публичноправовое обязательство предлагается обеспечить теми способами, которые предусмотрены для гражданского оборота, и в основном на основании правовых норм, предусмотренных опять-таки для гражданского оборота, т.е. для правоотношений, основанных на равенстве и автономии воли участников. Насколько же применимо такое регулирование?

Таможенный кодекс предлагает заключать в случае обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей договоры (например, залога, поручительства) между таможенным органом и залогодателем (поручителем). Так, напрямую указано, что договор поручительства заключается между таможенным органом и поручителем в соответствии с требованиями гражданского законодательства (ст. 346 ТК РФ). Относительно договора залога, правда, отсутствует указание, в соответствии с требованиями какого законодательства его следует заключать. Можно придерживаться следующей позиции: учитывая, что залог является институтом гражданского права, очевидно, такой договор следует заключать согласно требованиям гражданского законодательства. Однако, как уже было сказано, гражданское законодательство применяется к административным правоотношениям только в случаях, предусмотренных законодательством. В рассматриваемой ситуации ст. 341 ТК РФ предусматривает к правоотношениям, складывающимся в результате применения такого способа обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных платежей, как залог, применение гражданского законодательства лишь при определении предмета залога (т.е. того имущества, которое может быть передано в залог) и обращении взыскания на заложенное имущество, не являющееся товаром, находящимся под таможенным контролем и переданным таможенному органу. Относительно иных аспектов правового регулирования залога в таможенном деле гражданское законодательство, видимо, применяться не должно.

Однако следует учитывать, что договор залога или поручительства в гражданском законодательстве понимается как договор между залогодателем (поручителем) и кредитором в основном обязательстве, в то время как в публичноправовом обязательстве по уплате таможенных платежей, являющихся федеральными налогами (сборами), кредитором является государство, а не конкретный таможенный орган. Таможенный орган лишь выполняет определенные возложенные на него государственные функции. Таможенные платежи идут в федеральный бюджет и составляют часть государственной казны. Данная сфера общественных отношений не относится к гражданскому праву и гражданскому обороту, а приобретение государством прав на уплаченные ему платежи происходит на основании норм публичного права. Таможенному органу для самостоятельного выступления в качестве субъекта гражданских правоотношений и заключения гражданско-правовых договоров необходимо обладать статусом юридического лица, т.е. быть зарегистрированным в качестве такового в соответствии с требованиями нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц. В противном случае таможенный орган может выступать в гражданском обороте только от имени государства в соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса РФ.

Статья 342 ГК РФ допускает последующий залог, если договором о предыдущем залоге последующий залог не был запрещен. Пунктом 2 ст. 340 Таможенного кодекса предусмотрено, что плательщик вправе сам выбрать способ обеспечения исполнения им обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов. Указаний на то, что залог таможенному органу имущества, являющегося предметом действующего договора залога, для обеспечения исполнения обязательства по уплате таможенных пошлин, налогов не допускается, Таможенный кодекс не содержит. Таким образом, не исключается юридическая возможность для плательщика передать в залог таможенному органу уже заложенное имущество. При этом следует учитывать, что требования последующих залогодержателей удовлетворяются за счет заложенного имущества после требований предшествующих залогодержателей. Для недопущения подобной ситуации таможенному органу придется включать «административный ресурс», что лежит уже за рамками правового поля.

Интересен также и следующий момент. Указанный в п. 1 ст. 340 Таможенного кодекса способ обеспечения исполнения обязательства в виде внесения денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе назван в скобках также и денежным залогом. Такая грамматическая конструкция предполагает тождество понятия, помещенного в скобки, тому понятию, после которого оно расположено в предложении. Данному способу обеспечения уплаты таможенных платежей посвящена ст. 345 Таможенного кодекса РФ. Однако, несмотря на то, что указанный способ обеспечения назван также и денежным залогом, никаких отсылок к возможному применению в данном случае гражданского законодательства не имеется. Таможенный кодекс РФ сам предусматривает правила применения денежного залога, его внесения и возврата. При этом деньги в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РФ также считаются имуществом, которое в соответствии со ст. 336 ГК РФ может быть заложено. Иными словами, правовое регулирование возникающих залоговых правоотношений различается в зависимости от того, что будет являться предметом залога. Если предметом залога будут являться денежные средства, то осуществляется административно-правовое регулирование, а если иное имущество — в значительной степени гражданско-правовое. Вопрос заключается в том, насколько это целесообразно в рамках в общем-то однородных общественных отношений.

Как уже было отмечено, обращение взыскания на заложенное имущество, не являющееся товаром, находящимся под таможенным контролем и переданным таможенному органу, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского законодательства. Товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенному органу, реализуются в порядке, предусмотренном гл. 41 Таможенного кодекса РФ. Однако следует учитывать, что такие товары также являются собственностью лица, как и любое другое имущество, за исключением того момента, что пользование и распоряжение ими ограничено нормами публичного права. Почему же для возможно однородного имущества должны устанавливаться различные процедуры обращения на него взыскания?

Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться, в частности, в виде предоставления банковской гарантии и поручительства, которые согласно требованиям ст. 342 (п. 3) и 346 Таможенного кодекса РФ регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, а отношения в связи с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии — также положениями банковского законодательства. При этом гарантом может выступать только определенное лицо (лицо, внесенное в соответствующий реестр федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела). Для внесения в реестр лицо обязано представить в соответствующий орган заявление и документы согласно утвержденному перечню. Таким образом, отношения в связи с включением лица в такой реестр носят административно-правовой характер. При предоставлении банковской гарантии лицо выступает гарантом перед таможенным органом. При этом таможенный орган выступает не в качестве обычного участника гражданского оборота, а в качестве органа государства, выполняющего определенные функции государства, наделенного для этого соответствующей компетенцией и действующего в соответствии с указанной компетенцией. Такого рода отношения должны регулироваться нормами административного права, а не гражданского.

Итак, получается следующая ситуация. Существует публичноправовое обязательство лица по уплате причитающихся с него в пользу государства таможенных платежей. Учитывая риск недобросовестного поведения частного лица — участника возникших правоотношений, законом предусматривается обязанность данного лица в определенных случаях обеспечивать публичноправовой интерес в получении соответствующих таможенных платежей посредством установленных законом процедур. При этом обязанное лицо находится в ситуации подчинения государственно-властной воле и в соответствии с законом вправе проявить автономию своей воли лишь в выборе способа обеспечения уплаты таможенных платежей (п. 2 ст. 340 Таможенного кодекса РФ). Отказаться от обеспечения уплаты платежей данное лицо не вправе. Точнее, оно может не исполнять указанную обязанность, но в этом случае все установленные ст. 149 Таможенного кодекса условия выпуска товаров соблюдены не будут, в силу чего таможенное оформление товаров не будет завершено. Таким образом, заключение лицом договора залога либо поиск поручителя или гаранта обусловлены публичноправовыми обязательствами этого лица.

Читайте так же:  Нотариус пашина орел

Поручитель или гарант, обеспечивая исполнение обязанным лицом его обязательств по уплате таможенных платежей, фактически сам вступает в правоотношения с таможенным органом, т.к., во-первых, позиционирует себя в качестве такового перед таможенным органом, во-вторых, в случае неуплаты обязанным лицом причитающихся с него платежей этот поручитель или гарант обязан будет возместить недоплату. Таким образом, фактически складываются административно-правовые отношения.

Обратимся к такому юридическому инструменту, как административный договор. В настоящее время такое понятие в действующем законодательстве отсутствует*(1). Договорные связи в сфере государственного управления пока еще не получили своего четкого понимания и должного юридического оформления. Однако специалисты по административному праву обращаются к проблеме административных договоров, но внимание к данной проблеме не носит фундаментального характера, а скорее носит характер отдельных замечаний, что обусловлено, в частности, элементарным отсутствием какой-либо приемлемой нормативно-правовой базы. В целом же данная тема не является новой для науки административного права*(2).

Специалисты выделяют следующие особенности административного договора:

целью данных договоров является достижение общественно значимых результатов;

такой договор выступает как правовая форма деятельности субъектов, обладающих определенной самостоятельностью в решении соответствующих вопросов, хотя права и обязанности сторон не равны, поскольку речь идет об управленческих, а не имущественных полномочиях;

административный договор в Российской Федерации не обеспечен судебной защитой;

административный договор выступает в качестве формы, связанной с административным актом, с осуществлением административным органом своих обязанностей;

нормативно-правовой базой административно-договорной практики выступают нормы административного, а не гражданского права*(3).

Некоторые эксперты полагают, что в тех договорных отношениях, в которых проявляются характерные признаки государственных органов как государственно-властных субъектов, наделенных соответствующими полномочиями прерогативного характера, применяются не нормы гражданского права, а нормы конституционного, административного, финансового права. Возникающие при этом правоотношения не являются гражданско-правовыми. Административные договоры опосредуют административно-правовые отношения, непременным участником которых выступает государственный (муниципальный) орган, должностное лицо или субъект с делегированными полномочиями. Государственный орган в административном договоре выступает именно как компетентный орган, реализующий управленческие функции и наделенный властными полномочиями*(4).

Исходя из сказанного, можно было бы рассматривать заключение договоров между таможенными органами и залогодателями (да и поручителями) как заключение договоров (соглашений) административно-правового характера с необходимой корректировкой существующей нормативно-правовой базы. Представляется, что для этого есть основания. Договорный элемент в рассматриваемых отношениях несомненно присутствует, т.к. условия соответствующих договоров (соглашений) в рамках действующего законодательства должны согласовываться сторонами. Таможенный орган в таких отношениях выступает именно в качестве государственного органа, наделенного властными полномочиями и реализующего определенные государственные функции, а не в качестве обычного юридического лица, участвующего в гражданском обороте. Посредством заключаемых договоров обеспечивается интерес государства в получении причитающихся ему таможенных платежей. Безусловно, в настоящее время достаточных правовых оснований (исходя из содержания Таможенного кодекса РФ) для этого пока не имеется, но рассмотрение таких договоров именно как административных позволило бы «удержать» правоотношения в рамках публичноправового регулирования и не перемешивать административное и гражданское право, когда для этого, наверное, нет действительно серьезных оснований.

Рассмотрим вкратце договор страхования как способа обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей. Законодательством выделяются два вида договора страхования: договор имущественного страхования и договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК РФ). Сомнительно, что в рассматриваемых отношениях допустимо применение договора личного страхования, поэтому обратимся к договору имущественного страхования.

В соответствии со ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Приведенное определение договора страхования позволило выделить в Гражданском кодексе следующие виды договоров имущественного страхования:

страхования гражданской ответственности;

страхования предпринимательского риска.

Вопрос заключается в том, какой из указанных видов договоров страхования следует применять в случае обеспечения уплаты таможенных платежей. Первые два из них явно не подходят, третий же если и можно применять, то с существенной «натяжкой». Сомнительно, что уплату таможенных платежей можно отнести к предпринимательскому риску хотя бы потому, что риск содержат в себе обстоятельства, относительно которых имеется только вероятность, что они наступят, таможенные же платежи необходимо платить, если совершены действия, влекущие возложение на лицо обязанности по их уплате, а придется ли их платить — вполне просчитываемо заранее.

Напрямую же возможность заключения договора страхования относительно ситуации с возможной неуплатой причитающихся с лица таможенных платежей законом не предусмотрена. Фактически в данной ситуации страхуется даже не риск плательщика в связи с неуплатой им причитающихся с него платежей, а риск неполучения другим лицом (государством) указанных платежей, т.е. обеспечение публичноправового интереса. Возможно, для применения договора страхования следовало бы некоторым образом подкорректировать содержание действующих нормативно-правовых актов.

«Право и экономика», N 7, июль 2004 г.

*(1) А.В. Демин в своей работе «Общие вопросы теории административного договора» отмечает, что в отечественном правоведении сложилось устойчивое мнение о межотраслевом разграничении юридических средств, в результате чего договор как средство правового регулирования оказался «монополизирован» частными отраслями права (Красноярск, 1998. — С. 14).

*(2) Бахрах Д.Н. Административное право. — М.: БЕК, 1993. — С. 131, 132.

*(3) Там же. — С. 132, 133.

*(4) А.В. Демин. Указ. раб. — С. 28, 35, 36.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей

1.денежные средства (деньги);

2. банковская гарантия;

4. залог имущества.

(договор страхования не может быть предоставлен в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей)

Законодательством государств-членов таможенного союза могут быть предусмотрены иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.

Исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом требования об исполнении обязательства, принятого перед этим таможенным органом.

Внесение денежных средств (денег) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

Денежные средства (деньги) в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов (денежный залог) вносятся на счет Федерального казначейства. Денежный залог может быть внесен физическими лицами, перемещающими через таможенную границу товары для личного пользования, также в кассу таможенного органа.

Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов подлежат взысканию таможенными органами из сумм денежного залога

При исполнении, прекращении обязательства, обеспеченного денежным залогом, либо если такое обязательство не возникло, денежный залог подлежит возврату, использованию для уплаты таможенных платежей или зачету в счет авансовых платежей.В подтверждение внесения в кассу таможенного органа или поступления на счет Федерального казначейства денежного залога лицу, внесшему денежный залог, выдается таможенная расписка. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит. В случае утраты таможенной расписки таможенный орган, ее выдавший, на основании заявления лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), выдает дубликат таможенной расписки.

Денежный залог может использоваться для уплаты таможенных платежей, исчисленных по товарам, в отношении которых обязательства обеспечивались этим денежным залогом, при представлении таможенной расписки и соблюдении одного из следующих условий:

1) если обязательства по товарам исполнены или прекращены;

2) если использование денежного залога в счет уплаты таможенных платежей влечет прекращение обеспеченных им обязательств по товарам.

Остаток неиспользованного для уплаты таможенных платежей денежного залога подлежит возврату либо зачету в счет авансовых платежей

Банковская гарантия

Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее — Реестр).

Банковская гарантия принимается таможенным органом, если на момент ее поступления в таможенный орган гарант включен в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта. Банковская гарантия должна быть безотзывной.

В банковской гарантии должны быть указаны:

обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов,

надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

бесспорное списание таможенным органом с

гаранта причитающейся суммы в случае

неисполнения гарантом обязательств по

обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1

подлежащей уплате за

каждый календарный день просрочки

условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по

является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и

определенный международным договором государств — членов Таможенного союза

срок действия банковской гарантии,который не может

превышать 36 месяцев

Банковская гарантия в таможенном органе

Банковская гарантия на момент ее представления в таможенный орган должна вступить в силу. Допускается принятие банковской гарантии до вступления в силу при условии, что банковская гарантия предоставляется в целях непрерывности обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов по действующему обязательству и разница между днем ее представления в таможенный орган и днем вступления банковской гарантии в силу не превышает 15 дней. Такая банковская гарантия используется в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов после вступления ее в силу.

таможенный орган рассматривает поступившую банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

в случае приема банковской гарантии таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин, налогов таможенный приходный ордер.

Читайте так же:  Областные пособия на ребёнка

в случае отказа в приеме банковской гарантии таможенный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления информирует об этом лицо, представившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

возврат банковской гарантии осуществляется таможенным органом на основании письменного заявления плательщика таможенных пошлин, налогов

срок рассмотрения письменного заявления плательщика таможенных пошлин, налогов не должен превышать пять рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае отказа в возврате банковской гарантии таможенный орган в указанный срок в письменной форме информирует об этом плательщика таможенных пошлин, налогов с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Поручительство

Поручительство оформляется договоромпоручительства между таможенным органом и поручителем.

При выборе плательщиком таможенных пошлин, налогов поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Проект договора поручительства должен содержать положения о том, что:

плательщик таможенных пошлин, налогов и поручитель несут солидарную ответственность за исполнение обеспечиваемого обязательства

срок действия договора поручительства не превышает двух лет.

Поручительство принимается таможенными органами при соблюдении любого из следующих условий:

если лицо, имеющее намерение стать поручителем, соответствует критериям,

определяемым Правительством Российской Федерации;

если лицо, имеющее намерение стать поручителем, в договоре поручительства принимает на себя обязательство предоставить в качестве документа, обеспечивающего надлежащее исполнение поручителем своих обязательств перед таможенным органом, банковскую гарантию, по которой бенефициаром выступает таможенный орган, в размере не менее принимаемых поручителем на себя обязательств по договору поручительства. При этом договор поручительства вступает в силу с даты предоставления указанной банковской гарантии.

Предложение заключить договор поручительства рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих днейсо дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

В случае заключения договора поручительства таможенный орган выдает плательщику таможенных пошлин, налогов таможенный приходный ордер.

7. В случае отказа в заключении договора поручительства таможенный орган в срок, не превышающий 15 рабочих днейсо дня поступления данного предложения, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор поручительства, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Залог имущества

Залог имущества оформляется договором о залоге имущества между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов. При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзитазалог имущества может быть представлен также иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться и (или) распоряжаться товарами, в отношении которых производится обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательствомРоссийской Федерации может являться предметом залога, за исключением:

1) имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;

2) имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;

3) товаров, подвергающихся быстрой порче, животных;

4) электрической, тепловой и иных видов энергии;

6) имущественных прав;

8) космических объектов;

9) залога товаров в обороте;

10) продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;

11) имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда.

Предмет залога в течение всего периода действия договора о залоге имущества должен находиться на территории Российской Федерации.

Для определения рыночной стоимости предмета залога осуществляется оценка предмета залога в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации.

Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением предоставляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательствомРоссийской Федерации, и документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.

Договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20 процентов.

Договор о залоге имущества может заключаться с оставлением предмета залога у залогодателя или с передачей заложенного имущества таможенному органу. Договор о залоге имущества заключается с оставлением предмета залога у залогодателя, если у таможенного органа отсутствуют основания полагать, что условия пользования, распоряжения и хранения предмета залога не будут соблюдены.

Предложение заключить договор о залоге имущества рассматривается таможенным органом в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения и прилагаемых документов в таможенный орган.

В случае заключения договора о залоге имущества таможенный орган выдает залогодателю таможенный приходный ордер.

В случае отказа в заключении договора о залоге имущества таможенный орган в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня поступления данного предложения, информирует об этом лицо, предложившее заключить договор о залоге имущества, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

При неисполнении обязательств, обеспеченных залогом имущества, суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов перечисляются на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза, за счет средств, вырученных от реализации заложенного имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Все расходы, связанные с заключением договора о залоге имущества и обращением взыскания на заложенное имущество, несет залогодатель.

Контактная информация

Адрес: 119027, г. Москва, ул. Центральная, д.2, к.1

Посмотреть на Яндекс.Карте

Код автоматической связи: 495
Дежурная служба: (495) 285 65 27
Оперативный дежурный: (926) 671 39 01
Факс: (495) 285 65 29
Пресс-служба: (495) 285 60 30
Отдел таможенных платежей: (495) 285 60 34
Отдел документационного обеспечения: (495) 285 65 78
«Справки по входящим документам» тел. (495) 285 65 78

Информирование и консультирование по вопросам таможенного дела
Тел. (495) 285 65 40

Пн. 08.00-15.30
Вт. 14.00-20.00
Ср. 14.00-16.30
Чт. 14.00-20.00
Пт. 08.00-15.30

Договор об обеспечении уплаты таможенных платежей

1. Исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов обеспечивается в случае:

  • предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов
  • условного выпуска товаров
  • перевозки и (или) хранения иностранных товаров
  • осуществления деятельности в области таможенного дела

2. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

3. Если одним и тем же лицом совершается несколько таможенных операций в определенный срок, таможенный орган обязан принять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения всех таких операций (генеральное обеспечение). Таможенные органы принимают генеральное обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обязательств, обеспеченных в соответствии с настоящим Кодексом.

4. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов.

5. Возврат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется не позднее трех дней после того, как таможенный орган удостоверится в исполнении обеспеченных обязательств, либо после прекращения деятельности, условием которой является обеспечение уплаты таможенных платежей, за исключением денежного залога, возврат которого осуществляется в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса.

1. Размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом исходя из сумм таможенных платежей, процентов, подлежащих уплате при выпуске товаров для свободного обращения или их вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта, и не может превышать размер указанных сумм.

2. Если при установлении размера обеспечения уплаты таможенных платежей невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, об их наименовании, о количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, размер обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их количества, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений.

3. В случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 153 настоящего Кодекса, размер обеспечения уплаты таможенных платежей определяется таможенным органом как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, и суммой уплаченных таможенных пошлин, налогов.

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе устанавливать фиксированный размер обеспечения уплаты таможенных платежей в отношении отдельных видов товаров с учетом требований, установленных пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

1. Осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика обусловлено обеспечением уплаты таможенных платежей.

2. Размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении этих видов деятельности не могут быть менее:

  • 50 миллионов рублей для таможенного брокера
  • 2,5 миллиона рублей и дополнительно 1000 рублей за 1 квадратный метр полезной площади, если в качестве склада используется открытая площадка, или 300 рублей за 1 кубический метр полезного объема помещения, если в качестве склада используется помещение, для владельцев складов временного хранения и таможенных складов открытого типа
  • 2,5 миллиона рублей для владельцев складов временного хранения и таможенных складов закрытого типа
  • 20 миллионов рублей для таможенного перевозчика

1. Уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами:

  • залогом товаров и иного имущества
  • банковской гарантией
  • внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог)
  • поручительством

2. Обеспечение уплаты таможенных платежей может производиться любым из способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по выбору плательщика.

3. Помимо способов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью устанавливает случаи, когда уплата таможенных платежей может обеспечиваться договором страхования (статья 347). Правовыми актами Российской Федерации могут быть предусмотрены другие способы обеспечения уплаты таможенных платежей.

1. Предметом залога могут быть товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, а также иное имущество, которое может быть предметом залога в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Залог оформляется договором между таможенным органом и залогодателем. Залогодателем может быть лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов, или любое иное лицо.

Читайте так же:  Дор налог в москве

3. При неисполнении перед таможенными органами обязательств, обеспеченных залогом, суммы задолженности по уплате таможенных платежей перечисляются таможенными органами в федеральный бюджет за счет стоимости заложенного имущества.

4. Если предметом залога являются товары, находящиеся под таможенным контролем и переданные таможенным органам, удовлетворение требования таможенных органов за счет этих товаров осуществляется без обращения в суд в порядке, предусмотренном главой 41 настоящего Кодекса. Взыскание на иное заложенное имущество обращается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

1. Таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей принимают банковские гарантии, выданные банками, кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков и иных кредитных организаций, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее в настоящей главе — реестр), в порядке, определяемом этим органом.

2. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан обеспечить регулярное опубликование в своих официальных изданиях перечней банков, кредитных организаций или страховых организаций, включенных в реестр.

3. К правоотношениям, связанным с выдачей банковской гарантии, представлением требований по банковской гарантии, выполнением гарантом обязательств и прекращением банковской гарантии, применяются положения законодательства Российской Федерации о банках и банковской деятельности и гражданского законодательства Российской Федерации.

4. Для банков, кредитных организаций и страховых организаций, включенных в реестр, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, устанавливает максимальную сумму одной банковской гарантии и максимальную сумму всех одновременно действующих банковских гарантий, выданных одним банком или одной организацией, для принятия банковских гарантий таможенными органами в целях обеспечения уплаты таможенных платежей.

1. Включение банков, кредитных организаций или страховых организаций в реестр осуществляется при соблюдении условий, предусмотренных настоящей статьей. Плата за включение банка в реестр не взимается.

2. Условиями включения банка в реестр являются:

  • наличие лицензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации, и осуществление банковской деятельности не менее пяти лет
  • отсутствие задолженности перед таможенными органами
  • наличие зарегистрированного уставного капитала банка в размере не менее 200 миллионов рублей
  • наличие собственных средств (капитала) банка в размере не менее одного миллиарда рублей
  • соблюдение обязательных экономических нормативов на все отчетные даты в течение последнего календарного года

3. Условиями включения филиала банка в реестр являются:

  • внесение филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций
  • наличие права выдачи филиалом банковских гарантий, предусмотренного в положении о филиале
  • соответствие головного банка условиям включения в реестр или включение его в реестр

4. Условиями включения страховой организации в реестр являются:

  • наличие действующей постоянной лицензии федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности по видам страхования ответственности, применяемым в таможенном деле
  • отсутствие задолженности перед таможенными органами
  • наличие зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей
  • осуществление деятельности в качестве страховой организации не менее пяти лет
  • отсутствие убытков в течение последнего календарного года
  • наличие свободных активов на последнюю отчетную дату в размере не менее нормативного
  • наличие чистых активов по окончании последнего отчетного периода, стоимость которых должна быть не менее размера оплаченного уставного капитала

5. Для включения в реестр банк, кредитная организация или страховая организация обращаются в таможенный орган с заявлением в письменной форме, содержащим сведения, подтверждающие условия включения в реестр, и представляют следующие документы:

  • банк представляет:
    • учредительные документы
    • свидетельство о регистрации юридического лица
    • свидетельство о регистрации кредитной организации Центральным банком Российской Федерации
    • лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций
    • заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц банка, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати банка
    • документ, содержащий расчеты собственных средств (капитала) на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью
    • балансовый отчет на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью
    • отчет о прибылях и об убытках на последнюю отчетную дату, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью
    • справку о выполнении обязательных экономических нормативов и значениях показателей для их расчета на каждую отчетную дату в течение последнего календарного года, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью
    • копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью
  • филиал банка дополнительно представляет:
    • положение о филиале
    • информационное письмо Центрального банка Российской Федерации о внесении филиала в Книгу государственной регистрации кредитных организаций
    • заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц филиала, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати филиала
  • страховая организация представляет:
    • учредительные документы
    • свидетельство о государственной регистрации юридического лица
    • постоянную лицензию (с приложениями) федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на право проведения страховой деятельности
    • заверенную в установленном порядке карточку с образцами подписей должностных лиц страховой организации, которым предоставлено право подписи на банковских гарантиях, и оттиском печати страховой организации
    • балансы за последние два квартала, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью
    • отчеты о прибылях и об убытках за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью
    • расчеты соотношения активов и обязательств за каждый квартал в течение последнего календарного года, подписанные руководителем и главным бухгалтером и заверенные печатью
    • документ, содержащий сведения об основных показателях деятельности за последние два квартала, подписанный руководителем и главным бухгалтером и заверенный печатью
    • копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за прошедший год, подписанную руководителем и главным бухгалтером и заверенную печатью

6. Документы, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, могут быть представлены в виде оригиналов или заверенных в установленном порядке копий.

По окончании рассмотрения заявления федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, обязан возвратить заявителю по его требованию оригиналы представленных документов.

7. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривает заявление о включении в реестр в срок, не превышающий 30 дней со дня его получения, и принимает решение о включении банка, кредитной организации или страховой организации в реестр. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, принимает решение об отказе во включении в реестр только в случае несоблюдения условий включения в реестр, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

О принятом решении заявитель извещается в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

8. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, рассматривающий заявление о включении в реестр, в подтверждение представленных заявителем документов и сведений вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов документы, содержащие необходимую информацию. Указанные лица в течение 10 дней со дня получения запроса обязаны представить запрашиваемые документы.

9. Решение об отказе во включении в реестр может быть принято только в случаях несоблюдения условий, предусмотренных настоящей статьей.

Заявителю направляется извещение об отказе во включении в реестр с указанием причин принятия такого решения в течение трех дней со дня его принятия.

10. Банк, кредитная организация или страховая организация включаются в реестр с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о включении в реестр.

1. Банк, кредитная организация или страховая организация исключаются из реестра по решению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в следующих случаях:

  • ликвидации или реорганизации банка, кредитной организации или страховой организации
  • отзыва Центральным банком Российской Федерации лицензии на осуществление банковских операций у банка либо федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью лицензии на право проведения страховой деятельности у страховой организации
  • неисполнения хотя бы одного из условий включения в реестр
  • неисполнения обязательств по банковской гарантии
  • истечения одного года со дня включения в реестр, если до истечения указанного срока не представлено в установленном порядке заявление о повторном включении в реестр

2. Исключение банка, кредитной организации или страховой организации из реестра не прекращает действия выданных ими и принятых таможенными органами банковских гарантий и не освобождает их от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий таких банковских гарантий.

3. Банк, кредитная организация или страховая организация, исключенные из реестра, могут быть повторно включены в реестр через один год при условии ликвидации причин исключения из реестра.

1. Внесение денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей (денежный залог) производится в валюте Российской Федерации или в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации.

2. Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

3. При неисполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, подлежащие уплате суммы таможенных платежей, пеней, процентов перечисляются в федеральный бюджет из сумм денежного залога.

4. При исполнении обязательства, обеспеченного денежным залогом, уплаченные денежные средства подлежат возврату в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса или по желанию плательщика — использованию для уплаты таможенных платежей, зачету в счет будущих таможенных платежей либо для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

5. В подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства в кассу или на счет таможенного органа, выдается таможенная расписка, форма и порядок использования которой определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии со статьей 357 настоящего Кодекса. Таможенная расписка передаче другому лицу не подлежит.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации путем заключения договора между таможенным органом и поручителем. В качестве поручителя могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также иные лица.

1. В случаях, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, в качестве обеспечения исполнения обязательств по уплате таможенных платежей может применяться договор страхования, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. Таможенные органы в целях обеспечения уплаты таможенных платежей принимают договоры страхования, которые заключены со страховой организацией, включенной в реестр страховых организаций, договоры страхования которых могут приниматься в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Порядок и условия включения страховых организаций в указанный реестр, их исключения из такого реестра, а также порядок его ведения определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.