Жилищный фонд судебная практика

Энциклопедия судебной практики. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (Ст. 91.3 ЖК)

Энциклопедия судебной практики
Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
(Ст. 91.3 ЖК)

1. Исполнение органом местного самоуправления обязанностей по учету граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, возможно только в случае принятия органами законодательной власти субъекта РФ необходимых нормативных правовых актов

Из системного анализа положений статей 91.3, 91.13 ЖК РФ следует, что исполнение администрацией муниципального округа обязанностей по учету граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования возможно только в случае принятия органами законодательной власти области необходимых нормативных правовых актов.

2. Положения ст. 91.3 ЖК РФ не распространяются на правоотношения по предоставлению по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда

Статья 91.3 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует вопросы, связанные с предоставлением жилых помещений по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, и не распространяется на правоотношения по предоставлению по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.

Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.

Материал приводится по состоянию на 1 июля 2018 г.

См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.

Статья 19. Жилищный фонд

СТ 19 ЖК РФ.

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории
Российской Федерации.

2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
1) частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, находящихся в
собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих
на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный
фонд субъектов Российской Федерации);
3) муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих
на праве собственности муниципальным образованиям.

3. В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых
гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального
жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда
социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного
жилищных фондов.;
2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для
проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего
Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного
жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для
своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях
безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для
проживания граждан на указанных условиях пользования;
4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений,
которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях
возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены
собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование, за исключением жилых
помещений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части.

4. Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти.

5. Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен
предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую
инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых
помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях,
связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

6. Мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности
осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 19 Жилищного кодекса РФ

1. Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые помещения в нежилых помещениях; специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан (утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа), специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты (для инвалидов, ветеранов и др.)), квартиры, служебное жилье, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для постоянного проживания.

Помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями и организациями торгового, коммунально-бытового, медицинского обслуживания в жилых домах, исключаются из жилого фонда.

Из жилищного фонда также исключаются жилые помещения в случаях их перевода в нежилые помещения (ст. 22 Кодекса), а также признания их непригодными для проживания.

Как правило, к жилищному фонду (по правовому режиму использования) не относятся жилые помещения, находящиеся в посольствах, представительствах, консульских учреждениях иностранных государств на территории Российской Федерации.

2. 1) К частному жилищному фонду относятся жилые помещения, находящиеся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных, жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях (при наследовании, дарении);

к частному жилищному фонду относятся также жилые помещения, принадлежащие на правах собственности юридическим лицам: товариществам, обществам; жилищным, жилищно-строительным кооперативам (с не полностью выплаченным паевым взносом).

2) К государственному жилищному фонду принадлежит ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности.

К жилищному фонду субъектов Российской Федерации относятся жилищные помещения, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления соответствующего субъекта, а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности.

3) Муниципальный жилищный фон образуют жилые помещения, находящиеся в собственности муниципального образования (района, города), а также ведомственный фонд, находящийся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

4) Общественный жилищный фонд принадлежит общественным образованиям и объединениям на праве собственности.

3. Классификация жилищных фондов по целям использования является производной от их классификации по формам собственности. В процессе их использования по целям решающее значение придается форме собственности.

1) Возведенные жилые объекты распределяются на основе планов социально-экономического развития регионов и передаются субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям на правах собственности для целевого использования, прежде всего, заключения договоров социального найма с гражданами, признанными малоимущими.

2) За счет государственного, муниципального жилищных фондов образуются специализированные жилищные фонды: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан (ст. 92 Кодекса).

3) Индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, построенных или приобретенных гражданами за счет собственных средств и используемых ими для своего проживания и проживания членов своей семьи. Жилые дома и жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам, к индивидуальному жилищному фонду не относятся (жилые фонды обществ, товариществ, кооперативных, общественных и других организаций и объединений).

4) Жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, используемых для проживания граждан на условиях возмездного пользования (на основе договора коммерческого найма) (см. комментарий к п. «б» ч. 2 ст. 30 Кодекса).

4. Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 13 октября 1997 г. «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утвердило специальное Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 42. Ст. 4787.

Государственному учету жилищного фонда подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежитие, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для постоянного проживания .
———————————
Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации утверждена Приказом Минземстроя от 4 августа 1998 г. (с изм. от 4 сентября 2000 г. Госстроем Российской Федерации) // Нормирование в строительстве и ЖКХ. 2000. N 5.

5. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет (техническая инвентаризация и техническая паспортизация), осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования

СТ 91.11 ЖК РФ.

Переход права собственности на жилое помещение, занимаемое по договору найма жилого
помещения жилищного фонда социального использования, права хозяйственного ведения в
отношении такого жилого помещения, права оперативного управления таким жилым помещением
или иного права, изменение наймодателя по данному договору не влекут за собой расторжение
данного договора или изменение его условий.

Комментарий к Ст. 91.11 Жилищного кодекса РФ

Комментарий к Статье 91.11 ЖК РФ временно недоступен.

Обзор судебной практики Нижегородского областного суда "Особенности применения законодательства, связанного с выселением граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, в связи со сносом ветхого фонда"

Обзор судебной практики Нижегородского областного суда
«Особенности применения законодательства, связанного с выселением граждан из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, в связи со сносом ветхого фонда»

Читайте так же:  Собственные полномочия

Согласно ст. ст. 85 , 86 , 87 ЖК РФ граждане могут быть выселены из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, если жилое помещение признано непригодным для проживания или в связи со сносом дома. Требования, которым должно соответствовать предоставляемое жилое помещение, закреплены в ст. 89 ЖК РФ: предоставляемое по таким основаниям другое жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным ранее занимаемому по общей площади и по количеству комнат.

С вступлением в силу с 1 марта 2005 года Жилищного Кодекса РФ положения части 1 статьи 89 с завидным постоянством подвергаются критике на всех уровнях.

Сегодня нам известна цель законодателя в изложении данной нормы, ставшей для многих семей причиной неприятных переживаний в вопросе, на первый взгляд, радостном — переселении из ветхого жилья в благоустроенное жилое помещение.

В постатейном комментарии к Жилищному кодексу Российской Федерации, подготовленному с использованием правовых актов по состоянию на 15 апреля 2010 года под редакцией П.В. Крашенинникова в комментариях к ст. 89 ЖК РФ авторы указали: «При определении размера конкретного жилого помещения, предоставляемого выселяемым гражданам в качестве благоустроенного, следует исходить из следующего. Жилищный кодекс РФ ориентирует правоприменителя на то, что размер предоставляемого жилья должен быть равным по размеру жилому помещению, из которого граждане выселяются. Это обусловлено тем, что в данном случае имеет место не предоставление жилого помещения в порядке очередности исходя из времени постановки на учет, а замена жилого помещения.

В случае сноса дома или проведения капитального ремонта, в результате которого жилое помещение не сохранится в первоначальном виде, орган государственной власти, орган местного самоуправления или наймодатель предоставляют взамен занимаемого жилого помещения другое, равное по площади. Граждане, которым предоставлено другое жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, если не отпали основания для их состояния на учете».

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2009 г. N 316-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» часть 1 ст. 89 ЖК РФ стала предусматривать, что при переселении граждан из аварийного жилищного фонда предоставляемое жилое помещение должно находиться не в черте населенного пункта, а в границах населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Данные изменения распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.

Федеральным Законом от 30 ноября 2010 года N 328-ФЗ Жилищный кодекс РФ дополнен статьей 87.1 , регулирующей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с передачей жилого помещения религиозной организации.

Одновременно в часть 1 статьи 89 внесены дополнения, согласно которым в случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещении предоставляются по нормам предоставления.

Уместно напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Таким образом, для тех граждан, которые встали либо встают на учет после 1 марта 2005 года одним из оснований постановки является имущественное положение.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях содержатся в ст. 51 ЖК РФ.

Законом, предусматривающим такие случаи, является Федеральный Закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Сам этот закон также дополнен положением о том, что жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с указанным Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. ( ч. 3 ст. 16 ).

Часть четвертая ст. 16 данного Закона (введена Федеральным законом от 17.12.2009 N 316-ФЗ) предусматривает порядок финансирования расходов на оплату стоимости превышения общей площади ранее занимаемого гражданином жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.

Явились ли новыми для города Нижнего Новгорода и Нижегородской области изменения Российского законодательства в части возможности обеспечения выселяемых из ветхого фонда граждан жилыми помещениями исходя из нормы предоставления? Нет. Для нашего региона изменения, коснувшиеся содержания части 1 ст. 89 ЖК РФ дополнением о предоставлении жилья по норме предоставления, не стали новым правилом, и уже имели бы под собой экономическое обоснование.

Закон Нижегородской области от 7 сентября 2007 г. N 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» предусматривает в качестве одной из целей жилищной политики Нижегородской области улучшение жилищных условий жителей Нижегородской области, проживающих в жилых помещениях, не соответствующих требованиям, которым должно отвечать жилое помещение.

Расселение многоквартирных домов и жилых помещений, признанных в установленном действующим законодательством порядке непригодными для проживания, относится к приоритетным направлениям участия Нижегородской области в обеспечении граждан жильем.

При расселении непригодных для проживания помещений в коммунальных квартирах и общежитиях применяются во внеочередном порядке все формы содействия в улучшении жилищных условий, предусмотренные данным Законом .

В силу ст. 3 Закона, органы исполнительной власти Нижегородской области в соответствии со своими полномочиями обеспечивают выселение граждан из признанных в установленном порядке непригодными для проживания жилых помещений и аварийными и подлежащими сносу или реконструкции многоквартирных домов жилищного фонда Нижегородской области, с учетом предоставления им жилья в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения. Параметры нормы предоставления содержатся в ст. 12 Закона и составляют:

1) не менее 33 кв. метров — для одиноко проживающих граждан;

2) не менее 42 кв. метров — на семью из 2 человек;

3) не менее 18 кв. метров — на каждого члена семьи при численности семьи 3 и более человек.

В такой редакции часть 2 ст. 12 Закона действует с момента его принятия.

Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 31 января 2007 г. N 4 утверждена муниципальная адресная программа сноса и реконструкции ветхого и сноса аварийного жилищного фонда в городе Нижнем Новгороде, разработанная, в том числе, в соответствии и в развитие постановления Правительства Нижегородской области от 25.04.2006 г. N 144 «Об утверждении Областной целевой программы реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» в Нижегородской области на 2006 — 2010 годы», Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Муниципальной программой в ее редакции на сегодняшний день предусмотрено предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Но при этом следует учитывать положения раздела 6 муниципальной Программы, редакции которого действовали в период признания дома аварийным, и предусматривали иные способы переселения граждан в благоустроенные жилые помещения.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 06.10.2008 г. N 439 «Об утверждении областной целевой программы «Об оказании финансовой поддержки на улучшение жилищных условий муниципальным образованиям Нижегородской области, участвующим в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Нижегородской области» на 2009 — 2010 годы», принятым в рамках реализации Программы, предусмотрено, что размер дополнительной площади жилого помещения рассчитывается для граждан, проживающих в многоквартирных домах по договорам социального найма и занимающих жилые помещения ниже социальной нормы предоставления жилого помещения в рамках Программы , и составляет разницу между площадью жилого помещения по социальной норме предоставления и занимаемой площадью жилого помещения в аварийных многоквартирных домах.

Данным постановлением социальная норма предоставления жилого помещения в рамках Программы установлена в размере:

на одного человека — 33 кв. метра;

на двоих человек — 42 кв. метра;

на трех и более человек — по 18 кв. метров на 1 человека.

Предоставление жилых помещений гражданам, проживающим в многоквартирных домах по договорам социального найма, может осуществляться по норме ниже социальной нормы предоставления жилого помещения в рамках Программы , но не менее нормы предоставления общей площади жилого помещения, установленной на территории муниципальных образований, участвующих в реализации Программы .

Город Нижний Новгород как муниципальное образование участвует в реализации данной Программы .

Таким образом, еще до внесения на Федеральном уровне дополнений в Жилищный кодекс об обеспечении выселяемых в связи со сносом ветхого фонда граждан жилыми помещениями по норме предоставления субъект Российской Федерации — Нижегородская область и муниципальное образование город Нижний Новгород приняли для себя обязательство обеспечивать граждан, чьи дома включены в соответствующие региональные и муниципальные адресные программы, благоустроенными жилыми помещениями не ниже нормы предоставления, установленной каждым муниципальным образованием.

Статьей 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, что позволяет судам при рассмотрении конкретных дел применять как нормы Жилищного кодекса РФ, так и нормы законодательства, принимаемого в Нижегородской области.

При этом в силу ст. 196 ГПК РФ суд ограничен в праве самостоятельно избирать способ защиты нарушенных интересов гражданина, поэтому размер площади жилого помещения, который должен быть указан в решении, исчисляется исходя из тех требований, которые заявлены истцом по делу: либо согласно установленной в городе Нижнем Новгороде нормы предоставления — 13 кв. м общей площади жилого помещения либо в зависимости от количественного состава семьи согласно норме, установленной Законом Нижегородской области N 123-З «О жилищной политике в Нижегородской области» и приведенными выше постановлениями Правительства области. На выводы суда по данному вопросу влияет также то, в какую из программ включен сносимый дом.

На рассмотрении судов Нижегородской области находились те спорные ситуации, которые не были добровольно разрешены между органом местного самоуправления и гражданами. Происходило это в связи с тем, что граждане были не согласны с предложенными им вариантами переселения либо спорный вопрос напрямую не урегулирован законом.

Довольно часто споры возникали по поводу состава семьи, проживающей по договору социального найма в освобождаемом ввиду ветхости жилом помещении. Если граждане перестали быть членами одной семьи (расторгли брак, не ведут общего бюджета), то в силу ч. 4 ст. 69 ЖК РФ они самостоятельно отвечают по обязательствам, вытекающим из договора соцнайма. Обстоятельства прекращения семейных отношений должны устанавливаться в суде, и они могут быть подтверждены, например, свидетельством о расторжении брака, отдельным финансовым лицевым счетом на оплату за жилье и коммунальные услуги, другими доказательствами. В соответствии со сложившейся судебной практикой, при прекращении семейных отношений граждане считаются проживающими в коммунальной квартире, поэтому при выселении им не может быть предоставлено одно жилое помещение.

Читайте так же:  Объектом налогообложения ндфл является алименты

Судебная практика формируется в том числе с учетом позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, сформулированных в судебных актах.

Так, в Определении от 16 ноября 2006 г. N 503-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хухаревой Ольги Николаевны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд РФ указывал, что согласно части 1 статьи 89 ЖК Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 — 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Кроме того, следует учитывать, что статья 89 ЖК Российской Федерации не исключает возможность ее применения во взаимосвязи со статьей 57 того же Кодекса при наличии к тому оснований.

Более развернутые разъяснения Конституционного Суда РФ изложены в Определении от 1 декабря 2009 года N 1548-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дерягиной Аллы Викторовны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации». Конституционный Суд РФ подчеркнул, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами ( статья 40 ).

Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

Для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности, из муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях является обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма с учетом установленной органом местного самоуправления нормы предоставления ( часть 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке ( пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) — при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении ( часть 2 статьи 49 , часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище. Решение вопроса о выборе нормы, подлежащей применению судом, рассматривающим дело, и тем самым — о законности и обоснованности вынесенного судебного решения, как требующее установления и исследования фактических обстоятельств, в том числе того, были ли данные лица ранее признаны нуждающимися в жилых помещениях на общих основаниях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, а также надлежащей квалификации возникших отношений, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, равно как и выяснение того, была ли сохранена имеющаяся обеспеченность конкретных лиц жильем при их выселении по основаниям, перечисленным в статьях 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, с точки зрения соответствия предлагаемых жилищных условий установленным требованиям.

В отличие от других случаев выселения граждан из ранее занимаемых жилых помещений, перечисленных в ст. ст. 85 , 86 , 87 ЖК РФ, новая редакция части 1 ст. 89 ЖК РФ предусматривает возможность обеспечения граждан при сносе ветхого фонда жилыми помещениями по норме предоставления.

Однако, как сказано в законе, они должны состоять на учете или иметь право быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Это во всех случаях, когда указанные граждане были поставлены на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по правилам старого Жилищного кодекса РСФСР до 1 марта 2005 года и в соответствии со ст. 6 Закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

Что касается граждан, которые не состояли на таком учете до указанной даты, то для их постановки Жилищный кодекс РФ ( ст.ст. 49 , 51 ) установил не только условие о нуждаемости в улучшении жилищных условий, в том числе в связи с проживанием в жилом помещении, не пригодном для проживания, но и условие отнесения их к малоимущим. Малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Анализ положений Жилищного кодекса РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма при выселении в связи со сносом ветхого фонда, позволяет сделать вывод, что не все граждане, выселяемые по указанному основанию, вправе рассчитывать на обеспечение их благоустроенным жилым помещением не ниже нормы предоставления, а только те из них, кто подпадает под установленные ст. 49 и ч. 1 ст. 89 ЖК РФ требования. Следовательно, не состоящие на учете граждане, хотя и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но не признанные после 01 марта 2005 года малоимущими для целей предоставления жилья по договору социального найма, не могут рассчитывать на внеочередное улучшение жилищных условий исходя из нормы предоставления.

Однако, с учетом действующих в Нижегородской области норм жилищного законодательства, приведенного выше, а также ст. 40 Конституции РФ, суд вправе применить к спорным правоотношениям законодательство субъекта, которое при переселении граждан из ветхого фонда в благоустроенные жилые помещения в рамках региональных и муниципальных программ не установило ограничений в применении нормы предоставления в зависимости от имущественного положения граждан.

Следует остановиться подробно и на других аспектах проблемы.

Предоставляемое по указанному выше основанию другое жилое помещение по договору социального найма должно отвечать требованиям п. 2 ст. 89 ЖК РФ по количеству комнат.

Пунктом 2 ст. 89 ЖК РФ установлено, что, если гражданин занимал по договору социального найма квартиру или не менее чем две комнаты, он соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Даже если при выселении подлежит предоставлению равнозначное по площади жилое помещение, оно в любом случае будет благоустроенным в противовес сносимому аварийному жилью, иметь большую общую площадь, и располагаться во вновь построенном жилом доме. Это обусловлено нормами и нормативами, действующими в настоящее время в отношении жилой недвижимости и ее потребительских свойств и характеристик.

Как уже отмечалось, целью законодателя является равноценная компенсация и не ущемление жилищных прав граждан при выселении.

Однако, на наш взгляд, позиция судов общей юрисдикции, которую можно проиллюстрировать определениями Верховного Суда РФ по конкретным делам, более демократична и учитывает не только одну норму Жилищного кодекса , но и другие нормы, регулирующие данный вид правоотношений.

Определением Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 2011 г. (N 8-ВПР11-4) отменены судебные акты судов первой и кассационной инстанции субъекта, и указано, что если родители и дети разного пола до выселения проживали в разных комнатах, то хотя вновь предоставляемой жилое помещение по общей площади и равно ранее занимаемому, но количество комнат стало меньше, это является нарушением жилищных прав граждан. При этом суд указал, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В Определении Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июня 2011 г. N 67-В11-3 суд указал, что согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике применения Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 — 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение. В частности, предоставление гражданам квартиры, в которой площадь кухни включена в жилую площадь, ухудшает их жилищные условия, и это противоречит требованиям ЖК РФ.

В развитие данного толкования норм жилищного права Верховный суд также мотивировал свою позицию ссылкой на Конституцию Российской Федерации, в силу статьи 18 которой реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 5) общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Давая судебное толкование данной статье, Верховный Суд в Определении от 5 октября 2010 г. N 8-В10-11 указал, что именно размером жилой площади помещения определяются, в первую очередь, его потребительские свойства, поэтому предоставление гражданам в порядке статьи 89 ЖК Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений не предполагает предоставление квартиры, размер жилой площади которой менее ранее занимаемого.

Аналогичное мотивированное обоснование дано Верховным Судом РФ и в отношении соблюдения требований обособленности жилых помещений от вспомогательных помещений, чем определяются потребительские свойства жилья, в силу чего предоставление гражданам в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по размеру общей площади жилых помещений не исключает обязанности органов местного самоуправления по предоставлению жилых помещений не только равнозначных по размеру жилой площади, но и не совмещенных со вспомогательными помещениями.

Иное означало бы нарушение права каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное жилище, признаваемое Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.

Таким образом, даже если семья не может быть обеспечена новым жильем по норме предоставления, судебная практика учитывает требования законодательства, что вновь предоставляемое жилое помещение по своим потребительским свойствам не может быть хуже ранее занимаемого, оно должно соответствовать ранее занимаемому, в том числе, по размеру как общей, так и жилой площади и количеству комнат.

Читайте так же:  Заявление на регистрацию домовой книги образец

Дело N10-КГ17-2. О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 4 апреля 2017 г. N 10-КГ17-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Кликушина А.А.,

судей Рыженкова А.М. и Юрьева И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Киреева А.С., действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Киреева Д.А., к федеральному государственному унитарному предприятию «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» (третье лицо — Федеральная служба исполнения наказаний России) о признании права общей долевой собственности на жилое помещение в порядке приватизации

по кассационной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Советского районного суда Кировской области от 25 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 27 сентября 2016 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Рыженкова А.М., выслушав объяснения представителей Федеральной службы исполнения наказаний России Орехова И.В. и Матвеевой С.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Киреев А.С., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Киреева Д.А., обратился в суд с иском к федеральному государственному унитарному предприятию «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» (третье лицо — ФСИН России) о признании права собственности на жилой дом в порядке приватизации по 1/2 доли за каждым, мотивируя свои требования тем, что 22 июня 2012 г. между ответчиком и Киреевым А.С. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: . В данном договоре членом семьи нанимателя была указана жена истца Киреева Н.А., которая зарегистрирована по другому адресу. В настоящее время в спорном жилом помещении имеют регистрацию наниматель Киреев А.С. и его сын Киреев Д.А. Ответчик отказал в приватизации спорной квартиры, поскольку не имеет права распоряжаться государственным имуществом.

Решением Советского районного суда Кировской области от 25 июля 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 27 сентября 2016 г., иск удовлетворен.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос о ее передаче с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения ввиду существенного нарушения норм материального права.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 марта 2016 г. кассационная жалоба заявителя с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются предусмотренные статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов ( статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 22 июня 2012 г. федеральное государственное унитарное предприятие «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» и Киреев А.С. заключили договор, поименованный договором социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: . В соответствии с пунктом 1.1 совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется Киреева Н.А. — жена истца.

Согласно техническому паспорту спорное жилое помещение является жилым домом 2012 года постройки, общая площадь которого составляет кв. м, жилая — кв. м, число этажей надземной части — 1 и мансарда, число этажей подземной части — 1, в состав объекта также входит веранда, имеются служебные постройки: ограда, гараж, баня.

В спорном жилом помещении имеют регистрацию Киреев А.С. и его сын Киреев Д.А., года рождения.

По данным архива филиала КОГУП «БТИ» Советского БТИ по состоянию на 1 января 1999 г. за Киреевым А.С. на территории Верхошижемского района Кировской области недвижимого имущества не зарегистрировано, право приватизации не использовано.

Письмом от 16 июня 2016 г. федерального государственного унитарного предприятия «Сельскохозяйственное предприятие «Нива» Федеральной службы исполнения наказаний» Кирееву А.С. в ответ на его обращение от 15 июня 2016 г. о передаче в долевую собственность спорного жилого помещения разъяснено, что собственником данного помещения является ФСИН России, предприятие не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника.

Разрешая спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что истец не участвовал ранее в приватизации, Кирееву А.С. спорное жилое помещение предоставлено по договору социального найма, на момент предоставления семье Киреевых спорного жилого дома решение о присвоении данному помещению статуса служебного уполномоченным органом не принималось, в связи с чем истцы имеют право на приватизацию спорного жилого помещения на основании Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции и его правовым обоснованием, указав на то, что ссылка ФСИН России в жалобе на предоставление Росимуществу полномочий собственника федерального имущества в части распоряжения таким имуществом выводов суда не опровергает, поскольку не свидетельствует о наличии обстоятельств, препятствующих приватизации спорного жилого помещения и реализации истцом права на приватизацию, предоставленного законом.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что обжалуемые судебные постановления приняты судами первой и апелляционной инстанций с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения ( второй абзац статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

Таким образом, по смыслу данных норм приватизации подлежат жилые помещения, предоставленные по договору социального найма, а также служебные жилые помещения с согласия собственника жилищного фонда.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении ( части 3 и 4 статьи 57 , статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации ( пункт 6 статьи 12 , пункт 5 статьи 13 , части 3 , 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем сведений о том, что договор от 22 июня 2012 г. между ответчиком и Киреевым А.С. заключен на условиях договора социального найма жилого помещения, материалы дела не содержат. Представитель Федеральной службы исполнения наказаний России, возражая против удовлетворения иска, пояснил, что правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку истцу жилое помещение было предоставлено в качестве служебного.

Учитывая изложенное, суду при рассмотрении дела следовало определить в качестве юридически значимых и подлежащих выяснению по данному делу обстоятельства, а именно: статус жилого помещения, относится ли Киреев А.С. к категории граждан имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма, принималось ли решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Кирееву А.С. на условиях социального найма, уполномоченным ли органом, состоял ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также относится ли ответчик к субъектам права, которые могут распоряжаться спорным жилым помещением и заключать договор социального найма.

Однако данные обстоятельства судом установлены не были.

Таким образом, выводы судебных инстанций о праве Киреева А.С., действующего также в интересах Киреева Д.А., на приватизацию спорного жилого помещения, преждевременны.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании ( ст. 55 , 59 — 61 , 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решения судов первой и апелляционной инстанций указанным требованиям закона не отвечают.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит указанные выше нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом апелляционной инстанции, существенными и непреодолимыми, они могут быть исправлены только посредством отмены обжалуемых судебных постановлений.

С учетом изложенного решение Советского районного суда Кировской области от 25 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 27 сентября 2016 г. нельзя признать законными, в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации они подлежат отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

решение Советского районного суда Кировской области от 25 июля 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 27 сентября 2016 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.