Уголовный кодекс фрг серебренникова

Уголовный кодекс фрг серебренникова

Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция»
(библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ

Уголовный кодекс ФРГ :

Если Вы не видите полного текста или ссылки на полный текст книги, значит в каталоге есть только библиографическое описание.

Уголовный кодекс фрг серебренникова

  • .
  • Общественные и гуманитарные науки
  • 67 Право. Юридические науки
  • 67.3 История права

Уголовный кодекс ФРГ

Библиографическая запись

Издательство: Вузовское образование

Автор: Гринева М.С.

Год издания: 2018

Автор: Гельдибаев М.Х., Вандышев В.В.

Год издания: 2017

Автор: Алехин Д.В., Багмет А.М., Ильин Н.Н., Кузнецов С.Е., Саньков В.И., Санькова Е.В., Хмелёва А.В.

Год издания: 2017

Издательство: Троицкий мост

Год издания: 2018

Издательство: Электронно-библиотечная система IPRbooks

Год издания: 2017

Издательство: Электронно-библиотечная система IPRbooks

Год издания: 2017

С этой книгой также читают

Автор: Сергеева Т.Ю., Шашкова О.В.

Год издания: 2011

Издательство: Российский государственный университет правосудия

Год издания: 2010

Автор: Самсонов В.В., Григорьева Т.А.

Год издания: 2006

Просмотр оглавления издания

Просмотр списка использованных источников

Бесплатная горячая линия

8 800 555 22 35

е-mail: [email protected], [email protected]

Доступ к фондам ЭБС IPRbooks предоставляется круглосуточно.

410012, г. Саратов, ул. Вавилова, 38/114, офисы 425, 428, 1019

Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств в Германии

СЕРЕБРЕННИКОВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук

В статье рассматриваются проблемы, связанные с незаконным оборотом наркотических средств в Германии. Анализируется закон об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. Дается общая характеристика составов преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, приводятся статистические данные по преступным деяниям данной группы.

Ключевые слова: право, Германия, уголовное законодательство, уголовная ответственность, незаконный оборот наркотических средств.

Criminal responsibility for traffic of narcotic means in Germany

SEREBRENNIKOVA ANNA VALER’EVNA, professor, Chair of Criminal Law and Criminology, Law Faculty, Lomonosov Moscow State University, doctor of juridical sciences (Moscow)

In article the problems connected with illicit trafficking in drugs in Germany are considered. The Law on trafficking in drugs of 28.07.1981 is analyzed. The general characteristic of structures of the criminal actions connected with illicit trafficking in drugs is given, statistical data on criminal actions of this group are provided.

Key words: law, Germany, criminal legislation, criminal liability, illicit trafficking in drugs.

Спецификой уголовного права Германии является то, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств, содержатся не в Особенной части Уголовного кодекса (Уголовного уложения) Федеративной Республики Германия (далее по тексту — УК ФРГ) — Strafgesetzbuch (StGB)[1], а в федеральном законе об обороте наркотических средств от 28 июля 1981 г. в редакции опубликования от 1 марта 1994 г. (далее по тексту — Закон), который относится к так называемому дополнительному уголовному праву (Strafrechtliche Nebengesetze).

Действовавшая до 1994 г. редакция Закона была серьезным образом переработана. В момент принятия данного правового документа в 1981 г. он в достаточной мере отражал реалии оборота наркотических средств, однако последующая практика его применения, а также развитие современного общества и технологий, нарастающая тенденция глобализации не только экономики, но и международного сотрудничества преступных сообществ потребовали внесения корректировок в Закон. Все это в конечном счете и привело к принятию его новой редакции опубликования в 1994 г.

Какие новации были введены в Закон в связи с этим?

Во-первых, значительно был расширен перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, которые теперь признаются преступными. Германский законодатель ужесточил уголовную ответственность за тяжкие преступления этой группы. Это явилось закономерным следствием принятого в 1992 г. Закона о борьбе с организованной преступностью, который усилил уголовную ответственность за совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных организованными преступными группами.

Во-вторых, несмотря на предложения германских правоведов и активно обсуждающиеся в средствах массовой информации точки зрения о необходимости декриминализации потребления так называемых «мягких» наркотиков (например, каннабиса), эта позиция не была поддержана германским законодателем. По мнению германских правоведов, эти действия будут, вероятнее всего, уголовно наказуемыми и в будущем. При этом судебная практика исходит из того, что при обладании «незначительным количеством» наркотического средства для собственного потребления или его приобретении с этой же целью можно отказаться от назначения наказания (на основании предписаний главы 5 раздела 3 Общей части УК ФРГ) либо в определенных случаях смягчить его (§ 49, абзац 1 УК ФРГ). Поэтому в новой редакции Закона был существенным образом расширен перечень деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков, когда суд, в производстве которого находится дело о незаконном обороте наркотических веществ, может смягчить наказание либо отказаться от него. На это указывают предписания § 31 рассматриваемого Закона, которые будут более подробно рассмотрены нами в дальнейшем. Это правило, к примеру, распространяет свое действие и на случаи, предусмотренные § 29, абзац 1, 2, 4 и 6 Закона, т.е. при выращивании, производстве, ввозе или иных действиях, связанных с приобретением наркотических средств.

В-третьих, данным Законом органам исполнения наказания была предоставлена возможность с согласия суда вместо исполнения наказания в виде лишения свободы на срок не более двух лет в случаях, связанных с осуждением лиц с наркотической зависимостью, для реабилитации такого лица назначить ему помещение в специальное лечебно-терапевтическое учреждение (§ 35, 36 Закона). Это допускается только в том случае, если однозначно установлено, что данное преступное деяние было совершено лицом в связи с его наркотической зависимостью. Реализации принципа «терапия вместо наказания» служит и еще одно изменение Закона (§ 37). В случае осуждения лица с наркотической зависимостью, если оно только в связи с этой зависимостью совершило преступное деяние и если за его совершение может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок не более двух лет, органы прокуратуры с согласия соответствующего суда могут вообще отказаться от поддержания государственного обвинения. Это возможно только в том случае, если обстоятельства дела свидетельствуют о том, что обвиняемому, с учетом его наркозависимости, целесообразнее назначить пребывание в специальном лечебно-терапевтическом учреждении на основании § 35, абзац 1 Закона, и при этом можно ожидать ресоциализации лица, совершившего преступное деяние, в дальнейшем.

Обязательным условием для применения этой нормы Закона является назначение не краткосрочного, а длительного лечения. Пребывание в специальном учреждении по своей правовой природе не является наказанием, а представляет собой, на наш взгляд, скорее всего, специфическую меру лечебно-терапевтической направленности, служащую реализации принципа «терапия вместо наказания».

Однако на практике применение данных законодательных предписаний часто сталкивается с определенными трудностями. Проблема состоит, прежде всего, в том, что в системе исполнения наказаний Германии нет достаточного количества специальных лечебно-терапевтических учреждений для размещения в них лиц, страдающих наркотической зависимостью и совершивших в связи с этим преступные деяния. Это приводит к тому, что лица, желающие подвергнуться такому лечению, часто несвоевременно помещаются в такие учреждения или вообще не могут быть помещены туда в связи с отсутствием достаточного количества таких учреждений.

Для достижения лечебно-терапевтических целей на основании Третьего Закона об изменении Закона о наркотических средствах от 28 марта 2000 г. были введены нормы о возможности создания на уровне федеральных земель специальных учреждений, где в течение определенного, требующегося для исцеления времени могли бы находиться лица, страдающие наркотической зависимостью. При этом во время нахождения в этих учреждениях при определенных условиях допускается использование наркотических средств.

Следует отметить, что в Германии наряду с Законом об обороте наркотических средств действует Положение о порядке назначения, выдачи и продления применения наркотических средств от 20 января 1998 г. Оно регулирует порядок оборота наркотических средств, предусмотренных в Приложении III к Закону об обороте наркотических средств, и устанавливает определенные правила их получения, к примеру, в случае их назначения по медицинским показаниям врачом, стоматологом, ветеринаром, службой спасения и т.д. На основании Положения от 19 июня 2001 г. в Положение о порядке назначения, выдачи и продления применения наркотических средств от 20 января 1998 г. был введен § 5a. На основании данной нормы на Федеральный институт лекарственных препаратов возлагается обязанность вносить в соответствующий реестр данные о назначении наркотических средств лицам, страдающим наркотической зависимостью. Предписания данной нормы частично вступили в силу 1 июля 2002 г., а частично — с 1 января 2003 г.

Читайте так же:  Договор в устной форме по 44-фз

Закон об обороте наркотических средств состоит из восьми разделов.

В разделе 1 содержатся определения понятий, поэтому он носит одноименное название.

Раздел 2 под названием «Разрешение и процесс получения разрешения» содержит правовые предписания, определяющие понятие «разрешения на обращение с наркотическими средствами» и регулирующие процесс получения такого разрешения.

В разделе 3 рассматриваемого Закона содержатся правовые предписания об обязанностях лиц и организаций, участвующих в обороте наркотических средств (к примеру, содержатся нормы, регулирующие порядок ввоза, вывоза и перевозки наркотических средств по территории Германии, порядок назначения наркотических средств и их выдачи и др.).

В разделе 4 содержатся правовые предписания о контроле за оборотом наркотических средств.

Раздел 5 называется «Предписания для органов» и включает в себя правовые предписания, возлагающие специфические обязанности по выполнению предписаний данного Закона на определенные органы, к примеру, вооруженные силы Германии, в том числе на армию и пограничные войска, федеральное управление уголовной полиции и др. На основании § 28 данного раздела на федеральное правительство возложена обязанность предоставления в Организацию Объединенных Наций годового отчета о выполнении Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.[2]

В разделе 6 содержатся нормы о преступных деяниях и нарушениях общественного порядка, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.

В разделе 7 — специфические предписания в отношении «наркозависимых преступников» (betдubungsmittelabhдngige Straftдter), к примеру, об отказе от общественного обвинения, отсрочке исполнения наказания, об особенностях применения норм данного Закона в отношении несовершеннолетних и молодежи и др.

В разделе 8 содержатся переходные и заключительные нормы.

Важное значение имеет раздел 1 данного Закона, так как именно в нем даются определения используемых в Законе понятий.

Понятие наркотических средств закреплено в § 1, абзаце 1 Закона: «Наркотическим средством (Betaeubungsmittel) по смыслу настоящего Закона являются предусмотренные в Приложении I‒III вещества (Stoffe) и соединения (Zubereitungen)». Данные приложения хотя и не введены в текст самого Закона, как это было в старой редакции Закона, но являются его неотъемлемой частью. Данные приложения содержат исчерпывающий перечень веществ и соединений, которые по смыслу данного Закона признаются наркотическими средствами.

Очевидно, что в связи с появлением новых веществ, способных вызывать наркотическую зависимость, с развитием научных знаний об этом явлении и по ряду других объективных причин, перечень наркотических средств может изменяться. Законодательная основа для этого заложена в абзаце 2 § 1 рассматриваемого Закона. На основании этих предписаний федеральное правительство имеет право изменять или расширять перечень наркотических средств, предусмотренных Приложениями. Федеральное правительство может воспользоваться этим правом только после ознакомления с экспертным заключением и после получения согласия бундесрата. Перечень наркотических средств, предусмотренный данными Приложениями, может быть, в частности, изменен в том случае, если на основании научных исследований устанавливается, что данное вещество может вызывать зависимость; если существует возможность того, что непосредственно из соответствующего вещества или при его использовании может быть получено наркотическое средство. Существующий перечень может быть изменен и в том случае, если это требуется для поддержания общественной безопасности или для контроля за оборотом наркотических средств или других веществ либо соединений, если имеются злоупотребления в их использовании либо существует непосредственная или возможная угроза здоровью людей (§ 1, абзац 2 Закона).

Отдельными полномочиями по изменению перечня наркотических средств обладает и федеральный министр здравоохранения. Так, к примеру, в исключительных случаях, связанных со злоупотреблениями в использовании наркотических средств, либо в связи с наличием непосредственной или возможной угрозы здоровью людей, а также для поддержания общественной безопасности или для контроля за обращением наркотических средств, министр без согласия бундесрата может отнести к Приложениям I‒III определенные вещества или соединения, не являющиеся лекарственными препаратами. Изданное на основе этого предписания Положение утрачивает силу по истечении одного года.

В трех Приложениях к данному Закону содержится перечень наркотических средств, подлежащих контролю в соответствии с законодательством ФРГ. Кратко охарактеризуем их.

В Приложении I содержится перечень наркотических средств, оборот которых запрещен (к примеру, каннабис (марихуана), ЛСД).

В Приложении II предусмотрен перечень тех наркотических средств, которые не изъяты из оборота, но не могут быть выписаны в качестве лекарственных (к примеру, аминорекс, дифеноксин, d-кокаин, этиламфетамин, этилморфин). Это относится, прежде всего, к тем веществам, которые хотя и могут быть использованы в качестве сырья или основного материала, полусинтетических соединений или полуфабрикатов, не могут быть назначены в качестве соединений. Некоторые исключения, однако, существуют. Они касаются, прежде всего, использования данных средств в незначительных дозах.

В Приложении III содержится перечень тех наркотических средств, которые находятся в обороте и могут быть выписаны в качестве лекарственных (к примеру, барбитал, кодеин, опий и др.).

Данный перечень подразделяется на три группы: A, B и С. Такое группирование наркотических средств соответствует Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. В группу B и С включены те вещества, в отношении которых ранее вообще не осуществлялся контроль и оборот которых не был урегулирован нормами права. Исключение составляют те соединения, которые не превышают определенной границы в примесях соответствующего вещества. Для этих соединений устанавливаются особые правила ввоза на территорию Германии, их вывоза или перевозки.

Для анализа норм, устанавливающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств, следует обратиться к разделу 6 данного Закона. Именно в нем предусмотрены преступные деяния и нарушения общественного порядка, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. Особенностью законодательной конструкции данных норм является то, что данные составы никак не называются: в названии параграфов имеется лишь такая формулировка: «Преступное деяние» либо «Нарушение общественного порядка». Поэтому для того, чтобы уяснить их содержание, необходимо рассмотреть диспозиции некоторых норм. Они носят описательный характер и включают в себя, как правило, ряд альтернативных действий. Особенностью данных норм является также и то, что диспозиции ряда из них являются отсылочными, т.е. не указывают конкретных признаков преступного деяния, а отсылают для этого к иным параграфам рассматриваемого Закона.

Сразу следует заметить, что по данному Закону хранение наркотических средств юридически остается уголовно наказуемым, хотя де-факто деяния, связанные с незаконным хранением наркотических средств, и прежде всего для собственного потребления, часто не влекут за собой уголовную ответственность. Это объясняется, прежде всего, тем, что наличие или отсутствие в действиях виновного такого криминообразующего признака деяния, как незначительный размер предмета преступного деяния (соответствующего наркотического средства), определяется судебной практикой, причем судебные органы федеральных земель трактуют этот признак в довольно широких границах. Поясним данную точку зрения.

Вопрос о том, что считать незначительным размером применительно к такому распространенному наркотическому средству, как каннабис, активно обсуждается в последнее время в Германии и на уровне федерального правительства. В данной дискуссии высказываются различные точки зрения. Это приобрело особую актуальность и практическую значимость в связи с участившимися на практике случаями отказа органов прокуратуры от уголовного преследования на основании § 31а Закона.

По данным CannabisLegalNews, представитель федерального правительства М. Касперс-Мерк высказалась о необходимости прекращения уголовного преследования органами прокуратуры всех федеральных земель случаев, связанных с хранением до 10 г каннабиса. Ранее в бундесрате было высказано предложение считать верхней границей незначительного размера каннабиса 15 г, однако этот предел был признан достаточно высоким. В дискуссии были приведены данные о том, что по сложившейся в органах прокуратуры г. Берлина практике уголовное преследование должно быть прекращено в случаях, связанных с хранением для собственного потребления вплоть до 6 г каннабиса, и может быть прекращено — в случаях, если имеется до 15 г данного наркотического средства. За предложение установить единое для всех федеральных земель предписание о верхней границе незначительного размера каннабиса в 6 г высказались и представители министерства юстиции федеральной земли Бранденбург. Заметим, что в настоящее время в федеральных землях верхним пределом незначительного размера применительно к каннабису считается шести- или десятиграммовая граница. Практика применения норм Закона, в особенности § 31а, свидетельствует о том, что незначительным размером каннабиса для собственного потребления, что ведет к прекращению уголовного преследования органами прокуратуры, считается либо максимально 6 г, либо 10 г. Если во всех федеральных землях случаи, связанные с незаконным хранением каннабиса, принять за 100%, то более 90% из них прекращаются органами прокуратуры на основании § 31а при хранении для собственного потребления каннабиса в размере до 10 г, при этом из них более 80% характеризуются наличием максимально 6 г каннабиса. Хотя еще раз следует отметить, что практика применения данной нормы является различной. К примеру, в Баварии лицу в качестве наказания был назначен денежный штраф в размере 3250 немецких марок за хранение 0,5 г каннабиса.

Читайте так же:  Сохранится ли пенсия при переезде в другую страну

Вернемся к рассмотрению раздела 6 Закона об обороте наркотических средств. Данный раздел начинается с нормы, устанавливающей уголовную ответственность за незаконное производство, сбыт, ввоз, вывоз и другие действия без цели сбыта наркотических средств (§ 29). Как отмечалось выше, данный параграф, как и все параграфы рассматриваемого раздела, носит название «Преступное деяние». Параграф 29 характеризуется обширной описательной диспозицией: «(1) Лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом наказывается тот, кто:

1) незаконно возделывает наркотическое средство, производит, сбывает его, без цели сбыта ввозит, вывозит, отчуждает, отпускает или иным образом вводит в обращение;

2) без требуемого на основании § 3, абзац 1, № 2 производит изъятое из обращения соединение (§ 2, абзац 1, № 3);

3) хранит наркотическое средство, не имея письменного разрешения на его приобретение;

5) перевозит наркотическое средство, нарушая предписания § 11, абзаца 1, предложения 2;

6) нарушая предписания § 13, абзаца 1:

а) выписывает наркотическое средство,

b) отпускает наркотическое средство или передает его для непосредственного потребления;

1) нарушая предписания § 13, абзац 2, продает наркотическое средство в аптеке или ветеринарной аптеке,

2) нарушая предписания § 14, абзац 5 рекламирует наркотическое средство,

3) предоставляет неправильные или неполные данные, на основании которых становится возможным выписать наркотическое средство для него, другого лица или для животного,

4) создает другому лицу условия для незаконного приобретения или незаконного получения наркотических средств или способствует этому, публично или из корыстных побуждений сообщает о такой возможности либо склоняет другое лицо к незаконному потреблению наркотических средств,

5) без разрешения, требуемого на основании § 10а, создает другому лицу условия для незаконного потребления наркотических средств, или способствует этому, или из корыстных побуждений либо публично сообщает о возможности потребления наркотических средств при отсутствии указанных в § 10а предпосылок;

6) публично, на собрании или посредством распространения письменных материалов (§ 11, абзац 3 УК ФРГ) призывает к потреблению наркотических средств, которые не могут быть назначены на законных основаниях;

7) предоставляет другому лицу денежные средства или иные имущественные выгоды для совершения преступного деяния, предусмотренного в №№ 1, 5, 6, 7, 10, 11 или 12,

8) действует, нарушая предписания, предусмотренные в § 11, абзац 2, предложение 2, № 1 или § 13, абзац 3, предложение 2, 3 или 5 , если это указывает на признаки преступного деяния, предусмотренного в соответствующем уголовно-правовом предписании».

Данная норма устанавливает также, что выдача стерильных одноразовых шприцев наркозависимым лицам и публичное распространение информации об этом не рассматриваются как создание условий для потребления наркотических средств или публичное сообщение об этом по смыслу Предложения 1, № 1.

Особенностью германского уголовного права является законодательная конструкция института покушения на преступное деяние. Оно наказывается только в том случае, когда это специально предусмотрено в норме Особенной части УК ФРГ. Абзац 2 рассматриваемого параграфа устанавливает, что «в случаях, предусмотренных абзацем 1, № 1, 2, 5 или 6 буква b, покушение является наказуемым».

Абзац 3 рассматриваемой нормы содержит следующие предписания: «В особо тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок не менее одного года. Особо тяжкий случай, как правило, имеет место, если исполнитель:

1) действует в виде промысла в случаях, предусмотренных абзацем 1, Предложение 1, № 1, 5, 6, 10, 11 или 13;

2) совершением указанных в абзаце 1, Предложение 1, № 1, 6 или 7 действий угрожает здоровью многих людей».

Данная норма не является квалифицированным видом рассматриваемого преступного деяния, а представляет собой правила определения размера наказания (Strafzumessungsregeln), что также отражает специфику в конструкции составов преступных деяний в германском уголовном праве.

Субъективная сторона деяний, предусмотренных в абзацах 1‒3 рассматриваемой нормы, характеризуется умышленной формой вины.

Абзац 4 данного параграфа устанавливает, что «если исполнитель в случаях, предусмотренных абзацем 1, Предложение 1, № 1, 2, 5, 6, буква b, № 10 или 11 действует по неосторожности, то наказанием является лишение свободы на срок до одного года или денежный штраф». Такая конструкция неосторожной вины является типичной для германского уголовного права. Суть ее заключается в том, что деяние, совершенное только по неосторожности, тогда признается преступным, если это прямо предусмотрено в Законе. Специфичной для некоторых уголовно-правовых норм является предписание, на основании которого суд в ряде случаев может отказаться от наказания. Содержится оно и в абзаце 5 § 29 Закона: «Суд может отказаться от назначения наказания на основании абзацев 1, 2 и 4, если исполнитель исключительно для собственного потребления в незначительном размере возделывает наркотическое средство, производит, ввозит, вывозит, провозит, приобретает, иным образом получает или обладает наркотическим средством». В данной норме прослеживается общая тенденция уголовной политики ряда современных государств, которая выражается в отказе от установления уголовной ответственности за незаконное обращение с наркотическими средствами в незначительном размере, если они предназначаются исключительно для собственного потребления.

Норма абзаца 6 законодательно расширяет сферу применения абзаца 1, Предложений 1, № 1. Она устанавливает, что предписания данной нормы применяются также и в отношении сбыта, отпуска и отчуждения веществ и соединений, которые не являются наркотическими средствами, но выдавались за таковые.

Параграф 29а устанавливает уголовную ответственность еще за одно преступное деяние. Данный состав преступного деяния, в отличие от предыдущей нормы, в паритетном порядке защищает интересы несовершеннолетних лиц (не достигших восемнадцатилетнего возраста) от потребления ими наркотических средств. Рассматриваемая норма предусматривает:

(1) Лишением свободы на срок не менее одного года наказывается тот, кто:

1) будучи лицом, достигшим двадцати одного года, незаконно передает наркотическое средство лицу, не достигшему восемнадцати лет, или отпускает ему их в нарушении предписаний, предусмотренных § 13, абзац 1, или передает ему для непосредственного потребления, или

2) незаконно сбывает наркотические средства в размере, не являющемся незначительным, производит их в размере, не являющемся незначительным, или передает или обладает ими, не имея на это разрешения на основании § 3, абзац 1.

В абзаце 2 данной нормы содержится специфическое правило определения размера наказания (Strafzumessungsregeln): «В менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет».

Параграф 30 рассматриваемого Закона устанавливает уголовную ответственность за совершение еще одного преступного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств. Данная норма устанавливает: (1) Лишением свободы на срок не менее двух лет наказывается тот, кто

1) незаконно выращивает наркотическое средство, производит его или сбывает данное наркотическое средство (§ 29, абзац 1, Предложение 1, № 1) и при этом является членом банды, которая организовалась для постоянного совершения преступных деяний такого вида,

2) в случаях, указанных в § 29, абзац 1, № 1, действует в виде промысла,

3) передает наркотическое средство или отпускает его другому лицу или передает ему для непосредственного потребления, в результате чего потерпевшему легкомысленно причиняется смерть;

4) незаконно ввозит наркотическое вещество в размере, не являющимся незначительным.

В абзаце 2 данной нормы содержится специфическое правило определения размера наказания (Strafzumessungsregeln): «В менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от трех месяцев до пяти лет».

Еще одно преступное деяние, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, предусмотрено в § 30а рассматриваемого Закона. Данная норма содержит обширную описательную диспозицию: (1) Лишением свободы на срок не менее пяти лет наказывается тот, кто незаконно выращивает наркотические средство в размере, не являющемся незначительным, производит его, сбывает его, ввозит его или вывозит (§ 29, абзац 1, предложение 1, № 1) и при этом является членом банды, которая организовалась для постоянного совершения преступных деяний такого вида.

(1) Таким же образом наказывается тот, кто

1) будучи лицом, достигшим двадцати одного года, склоняет лицо, не достигшее восемнадцати лет, к незаконному сбыту наркотических средств, или без цели сбыта к их ввозу, вывозу, отчуждению, отпуску или иному введению в обращение либо способствует таким действиям, или

2) незаконно сбывает наркотические средства в размере, не являющемся незначительным, или без цели сбыта ввозит их, вывозит или приобретает их и при этом имеет при себе огнестрельное оружие или другие предметы, которые по своим признакам могут причинить повреждения лицам или предназначены для этого.

Абзац 3 данной нормы содержит специфическое правило определения размера наказания (Strafzumessungsregeln): «В менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы на срок от шести месяцев до пяти лет».

Читайте так же:  Заезд за знак штраф

Несомненным достоинством Закона является § 30b, который распространяет действие нормы, устанавливающей уголовную ответственность за создание преступного сообщества (129 УК ФРГ), на случаи, когда преступное сообщество, действующее в целях незаконного сбыта наркотических веществ по смыслу § 6, № 5 УК ФРГ, полностью или частично осуществляет свою деятельность на территории ФРГ.

Введение этой нормы в Закон является вполне обоснованным, так как очевидно, что деятельность преступных организаций, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, носит транснациональный характер и, как правило, не ограничивается территорией одного государства.

За совершение преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, ранее возможным было назначение наказания в виде имущественного штрафа. На это указывает § 30c Закона:

(1) В случаях, предусмотренных § 29, абзац 1, предложение 1, № 1, 5, 6, 10, 11 и 13 применяется § 43а УК. Это предписание не действует, если субъект преступного деяния, не имея цели осуществлять сбыт наркотических средств, отчуждает наркотическое средство, передает его, приобретает или иным образом получает его.

(2) В случаях, предусмотренных § 29a, 30, 30a и 30b данного Закона, применяется § 43а УК.

Рассматриваемый Закон содержит и иные уголовно-правовые предписания. Так, к примеру, § 31 дает возможность суду по своему усмотрению отказаться от назначения наказания или смягчить его в случаях, предусмотренных § 29, абзац 1, 2, 4 или 6, если лицо, совершившее преступное деяние, добровольно сообщает об известных ему фактах, связанных с совершением данного преступного деяния, чем способствует его раскрытию, или добровольно и своевременно сообщает компетентным органам о готовящемся преступном деянии, предусмотренном в § 29, абзац 3, § 29а, абзац 1, § 30, абзац 1, § 30а, абзац 1, сведениями о планировании которого оно располагает, что дает возможность предотвратить совершение данного преступного деяния.

Параграф 31a рассматриваемого Закона представляет собой уголовно-процессуальное предписание об отказе от уголовного преследования проступков (Vergehen) в определенных в данной норме случаях (если наркотическое средство было предназначено для собственного потребления и в незначительном количестве, в уголовном преследовании нет общественного интереса и вина лица является незначительной). Данная норма, как уже отмечалось, довольно часто применяется на практике.

Нарушения общественного порядка (Ordnungswidrichkeiten), связанные с незаконным оборотом наркотических средств, предусмотрены в § 32 рассматриваемого Закона. Как правило, они заключаются в нарушении установленного порядка обращения с наркотическими средствами.

Таким образом, анализируя значение Закона об обороте наркотических средств следует сделать вывод о том, что Закон прежде всего определяет составы преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в Германии. Закон устанавливает широкий перечень уголовно наказуемых действий, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в Германии. К ним относятся сбыт наркотических средств, хранение, отпуск, ввоз и вывоз наркотических средств, передача, передача для потребления, распространение, возделывание, производство, реклама наркотических средств, создание иных условий для их потребления. Особенностью применения данного Закона является, прежде всего, то, что действия, связанные с незаконным хранением наркотических средств, де-факто часто не влекут за собой назначения наказания. Это можно объяснить рядом причин. Во-первых, германским законодателем в данном Законе установлены достаточно широкие пределы судейского усмотрения при назначении наказания за преступные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств. К примеру, нет четких законодательных определений по вопросу того, что считать незначительным размером наркотических средств. Поэтому такой важнейший криминообразующий признак предмета преступного деяния, как незначительный размер, варьируется судебными органами федеральных земель в достаточно широких пределах, что создает определенные сложности для правоприменителя. Особого внимания заслуживает и норма абзаца 5 § 29, которая предоставляет суду возможность в определенных случаях отказаться от назначения наказания, если исполнитель исключительно для собственного потребления в незначительном размере возделывает наркотическое средство, производит, ввозит, вывозит, провозит, приобретает, иным образом получает или обладает наркотическим средством. Это позволяет суду, на наш взгляд, более полно реализовать принципы назначения справедливого наказания. Во-вторых, интересной и практически значимой представляется нам и § 31а данного Закона. На основании данного правового предписания широкими полномочиями по прекращению уголовного производства обладают и органы прокуратуры, которые могут отказаться от уголовного преследования проступков в том случае, если лицо хранит наркотическое средство для собственного потребления и в незначительном количестве, в уголовном преследовании нет общественного интереса, и вина лица является незначительной. Эти законодательные установления позволяют привлекать к уголовной ответственности не тех лиц, которые хранят наркотические средства в незначительном размере для собственного потребления, а членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом.

Такова общая характеристика Закона ФРГ об обороте наркотических средств в редакции опубликования от 1 марта 1994 г., который является одним из важнейших источников так называемого дополнительного уголовного права (Strafrechtliche Nebengesetze).

В заключение анализа Закона хотелось бы привести некоторую статистическую информацию, касающуюся незаконного оборота наркотических веществ в Германии. Она свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования и важном значении рассмотренного Закона, как правового регулятора соответствующих процессов в германском обществе.

Полицейская криминальная статистика, опубликованная Федеральным управлением уголовной полиции за 2013 г.[3], указывает на рост в Германии числа преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. За период с 1993 г. (именно с этого года статистические данные приводятся с учетом новых федеральных земель, т.е. на территории всей объединенной Германии) наблюдается резкое увеличение, более чем вдвое, количества преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, и, прежде всего, каннабиса и его соединений. По сравнению с 2012 г. возросло количество зарегистрированных случаев, связанных с незаконным оборотом амфетамина/метамфетамина и их производных (включая экстази). Весьма незначительно снизились показатели количества преступных деяний, связанных с незаконным оборотом кокаина, ЛСД и героина. По данным полицейской криминальной статистики, применительно к федеральным землям наибольшую распространенность данные преступные деяния получили в Северной Рейн-Вестфалии, Баварии, Баден-Вюрттенберге и Нижней Саксонии, а в крупных городах Германии (с населением более 200 000 человек) — в Берлине и в Гамбурге.

Если рассмотреть полицейскую криминальную статистику по отдельным группам преступных деяний, то обнаруживается следующее. В 2013 г. на территории Германии было совершено 253 525 преступных деяний, предусмотренных § 29 Закона об обороте наркотических средств, в том числе по видам наркотических средств: героин — 12 064, кокаин — 14 129, амфетамин/метамфетамин и их производные: в порошке или жидкой форме — 48 497, каннабис — 145 013.

Изучение опыта зарубежных государств, в том числе Германии, представляет особый интерес для изучения российскими правоведами при реформировании норм УК РФ, устанавливающих уголовную ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ.

[1] См.: Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. и предисл. Серебренникова А.В. М. 2001; Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия / научн. ред. и вступит. статья Д.А. Шестакова, предисл. Г.-Г. Йешека, пер. с нем. Н.С. Рачковой. СПб., 2003; Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012.

[2] Следует отметить, что Германия является участником всех трех международных антинаркотических конвенций, принятых Организацией Объединенных Наций. См.: Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков : сборник документов / сост. В.С. Овчинский, А.В. Федоров. М., 2006. С. 8‒211.

[3] Polizeiliche Kriminalstatistik. Bundesrepublik Deutschland. Jahrbuch 2013. Wiesbaden, 2014.

Литература:

  1. Головненков П.В. Уголовное уложение (Уголовный кодекс) Федеративной Республики Германия: научно-практический комментарий и перевод текста закона. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2012. 312 с.
  2. Международно-правовые основы противодействия незаконному обороту наркотиков : сборник документов / сост. В.С. Овчинский, А.В. Федоров. М. : ИНФРА-М, 2006. 624 с.
  3. Полицейская криминальная статистика / Федеративная Республика Германия. Отчет за 2013 г. Висбаден, 2014.
  4. Уголовный кодекс Федеративной Республики Германия / научн. ред. и вступит. статья. Д.А. Шестакова, предисл. Г.-Г. Йешека, пер. с нем. Н.С. Рачковой. СПб. : Изд-во «Юридический центр Пресс», 2003. 524 с.
  5. Уголовный кодекс ФРГ / пер. с нем. и предисл. А.В. Серебренникова. М. : ИКД «Зерцало-М», 2001. 208 с.

Уголовно-правовая доктрина ФРГ о системе Особенной части Уголовного кодекса Германии

Ссылка на экспорт

  • 428005, г. Чебоксары,
    ул. Гражданская,
    Дом 75
  • Телефон: 8-800-775-0902
  • +7 (8352) 222-490
  • [email protected]
  • interactive-plus

Присоединяйтесь

Содержимое данной страницы доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» 4.0 International

Форма подписки

Подпишитесь на нашу рассылку и станьте одним из первых, кто будет в курсе всех новостей!

На вашу почту выслана инструкция для подтверждения учетной записи.

Благодарим за интерес, проявленный к нашей компании!