Учебно-методическое пособие биология

Год публикации: 2008

Библиографическая ссылка:: Гусев А.Н., Шамраева Т.М. Биология с основами экологии: учебно-методическое пособие для специальности 110301 — «Механизация сельского хозяйства» — Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2009. — 110 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В учебно-методическом пособии к курсу «Биология с основами экологии» представлены фрагменты лекционного курса, тематика практических и семинарских занятий, адаптированное к оснащению учебных лабораторий кафедры основ естествознания ЕГУ им. И.А. Бунина. Пособие рекомендовано преподавателям и студентам вуза, учителям и учащимся школ.

Год публикации: 2003

Библиографическая ссылка:: Шапкин В.А., Тюмасева З.И., Машкова И.В., Гуськова Е.В. Биология. Раздел беспозвоночные животные: Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. — 54 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Пособие написано с учетом новых общеобразовательных стандартов и призвано оптимизировать изучение курса «Зоология беспозвоночных», повысить эффективность самостоятельной работы студентов за счет глубокой взаимосвязи лекций с лабораторно-практическими занятиями и полевой практикой.

Учебники и учебно-методические пособия по биологии

В настоящее время биологическая грамотность становится социально необходимой, а роль школьного курса биологии в системе культуры, воспитания уважения и любви ко всему живому как уникальному и неповторимому нельзя недооценивать.

В преподавании школьной биологии используется большое разнообразие учебно-методических комплектов (программы, учебники, методические пособия). Их можно рассматривать как самостоятельные «линии», призванные помочь учащимся достичь необходимого уровня биологической подготовки.

С одной стороны, наличие вариативных учебников – положительное явление, позволившее учителю использовать в своей работе те книги, которые он считает наиболее интересными, доступными для усвоения учащимися, отвечающими целям и задачам обучения. С другой стороны, вариативность учебников – одна из проблем школьного образования. К сожалению, многим учителям трудно выбрать один из множества учебно-методических комплектов. Они не имеют возможности заранее оценить новые учебники, понять, по которому из них хотели бы работать. К тому же право на выбор учебника часто нарушается администрацией региона, по своему усмотрению решающей, какой из учебно-методических комплектов будет использоваться в школах.

С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МО РФ от 07.12.2005 г. №302 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2006/07 учебный год» утвержден Федеральный перечень.

Задачи, стоящие перед школьным биологическим образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные на основе нормативов, допущенных Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методические комплекты по биологии должны учитывать социальный заказ школе, предусматривающий повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки.

В УМК по биологии должны найти отражение подходы, обозначенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования.

– Разгрузка содержания биологического образования за счет сокращения описательного, второстепенного или сложного для усвоения материала, перенесения сложных теоретических понятий из основной в старшую школу.

– Усиление практико-ориентированной и личностно-ориентированной направленности содержания курса биологии за счет включения в него сведений прикладного характера, усиление внимания к методам познания природы и использования полученных знаний для решения практических проблем, раскрытие знаний, связанных с самопознанием, значимых для ученика и востребованных в повседневной жизни.

– Реализация деятельностного подхода за счет включения в содержание биологического образования определенных способов учебной деятельности, как интеллектуальной, так и практической, выдвижение на первый план умения применять общебиологические знания для анализа и интерпретации частных фактов.

– Формирование информационной компетенции, умений работать с различными источниками информации.

– Повышение воспитательного потенциала биологического образования, отбор содержания с учетом его роли в формировании общей культуры, научного мировоззрения, здорового образа жизни, гигиенических норм и правил, экологической и генетической грамотности, нравственности и морали.

Особое внимание при разработке УМК по биологии в старшем звене общеобразовательной школы необходимо уделить отбору содержания образования в классах разных профилей, определению того минимума биологических понятий, которые должны быть усвоены в зависимости от профиля.

Состав УМК по биологии может включать следующие издания: программа, учебник, практикум, методические рекомендации к планированию учебного материала, рабочая тетрадь, сборник заданий (дидактические материалы), книга для чтения, контрольно-измерительные материалы (билеты, итоговая аттестация, учебно-тренировочные материалы), справочная литература, учебные пособия по факультативам или элективным курсам, наглядные пособия (таблицы, гербарии, модели и др.), экранно-звуковые пособия, мультимедийное приложение (обучающие программы, электронные учебники).

Учебные книги для основной средней школы – 5–9-е классы

Издательством «Дрофа» подготовлены две завершенные линии учебно-методических комплектов по биологии. В первую линию вошли учебники, разработанные под редакцией Н.И. Сонина:

– 5-й класс: Плешаков А.А., Сонин Н.И. «Природоведение»;
– 6-й класс: Сонин Н.И. «Биология. Живой организм»;
– 7-й класс: Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Многообразие живых организмов»;
– 8-й класс: Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И., Агафонова И.Б. «Биология. Общие закономерности».

Основные идеи данной линии учебников отражены в программе, декларирующей концентрическую структуру изложения учебного материала, т.е. в 6–9-х классах осуществляется базовый уровень подготовки школьников, а в 10–11-х классах предполагается возможность продолжить образование как на базовом, так и на профильном уровнях. Авторы предлагают оригинальную последовательность рассмотрения вопросов программы в 6-х и 7-х классах, в которых сначала изучаются особенности строения и функционирования живого организма, а затем показано многообразие существующих форм жизни. Отличительной чертой учебников, входящих в эту линию, является иллюстративный материал, использующийся как пояснение к тексту или содержащий дополнительный сведения, а также как источник вспомогательной информации. Иллюстративный материал позволяет организовать репродуктивную и творческую работу школьников, осуществляя органичную взаимосвязь учебных текстов разного функционального содержания.

Структура учебников вариативна и предполагает свободу творчества учителя. Содержание учебного материала включает проблемные вопросы вводного характера, задания, контрольные упражнения, обобщающие выводы. Разработана система заданий, развивающих такие приемы мыслительной деятельности, как обобщение, сравнение, классификация, систематизация. Оригинально конструируются тексты параграфов, в зависимости от смыслового назначения изменяется и логическое построение.

В состав УМК включены не только программа и учебники, но и методическое оснащение: методические пособия для учителя, рабочие тетради для учителя и ученика. Рабочие тетради для учащихся предполагают задания как фронтальные для всего класса, так и индивидуальные, которые могут адресоваться отдельным школьникам. Все пособия имеют одноименные с учебниками названия.

Вторая линия издательства «Дрофа» включает линию учебников, разработанных под редакцией В.В. Пасечника:

– 5-й класс: Пакулова В.М., Иванова Н.В. «Природа. Неживая и живая»;
– 6-й класс: Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения»;
– 7-й класс: Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию».

Данная линия учебников так же, как и все, утвержденные в Федеральном перечне, соответствует обязательному минимуму биологического образования и построена по концентрической модели, т.е. изучение всех разделов биологии в основной (девятилетней) школе. В отличие от предыдущей линии учебников предполагается традиционная последовательность разделов по годам обучения (основы ботаники, зоологии, анатомии и физиологии, а также интегрированный курс общей биологии). Для учебников рассматриваемой линии характерна определенная целевая ориентация, а именно биоцентризм, усиление экологической и практической направленности и приоритет развивающей функции обучения. Несмотря на традиционную последовательность основных разделов курса, учебники отличает оригинальное построение глав, отраженное как в структуре учебного материала, так и в его методическом аппарате.

Учебникам данной линии свойствен эколого-эволюционный подход к отбору содержания биологического материала. Помимо основных сведений биологического характера в учебных книгах значительное внимание уделено развитию общебиологических понятий, формирующихся во всех разделах курса биологии. В учебниках главы и параграфы логически взаимосвязаны. Последовательность глав в учебной книге может иметь содержательную специфику, что позволяет избежать дублирования материала в разных частях учебника.

Учебник предполагает возможность внутриклассной дифференциации, т.е. усвоение материала на разном уровне сложности в зависимости от особенностей учащихся. Это достигается за счет выделения дополнительного материала для углубленного изучения предмета.

Особенность методического аппарата заключается в том, что он направлен на организацию познавательной деятельности учащихся. Этому способствует то, что параграфы соответствуют темам уроков, а их текст разбит на смысловые части, проработана система закрепления знаний (вопросы по теме, работа по усвоению новых терминов и понятий). В параграфах имеются словарики новых терминов и понятий, интересные сведения, повышающие мотивацию к изучению биологии, а по каждой главе сформулированы резюме, отражающие основное содержание. В учебнике приведены инструктивные карточки к лабораторным работам.

Методические пособия для учителя содержат тематические и поурочные планирования по каждому году обучения, имеются авторская программа, рабочие тетради для учащихся и учителя.

Читайте так же:  Образец заявления временной администрации банка от юридического лица

Издательство «Вентана-Граф» представило программу под редакцией И.Н. Пономаревой и соответствующую ей линию учебников:

– 5-й класс: Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природа. Введение в биологию и экологию»;
– 6-й класс: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»;
– 9-й класс: Пономарева И.Н., Чернова Н.М., Корнилова О.А. «Основы общей биологии».

Эта линия учебников отвечает современным требованиям в области биологического образования, включающим соответствие образовательным стандартам, преемственность обучения, приоритет его развивающей функции и экологизацию содержания основных разделов курса. При сохранении традиционной структуры разделов главными концептуальными идеями УМК авторы называют реализацию системно-структурного подхода к обучению.

Содержание и структура учебников предполагает последовательное формирование общих биологических и экологических понятий курса. В основу развития понятий положены дидактические принципы научности и доступности. Учебный материал излагается в соответствии с принципом от общего к частному и это определяет его существенное отличие от остальных линий учебников. Изучение разделов курса биологии прослеживается на разных уровнях организации живой материи (клеточном, тканевом, органном, организменном, биоценотическом и биосферном).

Авторский коллектив сконструировал учебники согласно логике развивающего обучения, предполагающего концентрацию частных понятий отдельных глав и тем вокруг общих биологических и экологических понятий всего курса биологии. Содержательное и методическое построение учебников направлено на развитие у школьников исследовательских навыков, вовлечения их в самостоятельную практическую деятельность.

Для реализации поставленных целей был разработан единый методический аппарат, который органично вплетен в содержательную часть. Он предполагает целенаправленную работу с новыми понятиями (выделения в тексте, наличие словарика терминов), организация усвоения нового материала (итоговая проверка блоков знаний, разнообразие форм и характера заданий), проведение практикума (лабораторные и практические работы, опыты и наблюдения). Методическое оснащение включает авторскую программу, методические пособия для учителя и рабочие тетради для учащихся в двух частях.

Для данной линии учебников разработана программа экологической составляющей курса биологии в основной школе и линия учебных пособий по экологии, которая фактически совместима со всеми учебниками традиционной структуры: Былова А.М., Шорина Н.И. «Экология растений», Бабенко В.Г. и др. «Экология животных», Федорова М.З. и др. «Экология человека. Культура здоровья», Швец И.М. и др. «Биосфера и человечество».

Издательство «Мнемозина» представило программу и линию УМК, созданную под руководством Д.И. Трайтака:

– 5-й класс: Андреева А.Е. «Природоведение»;
– 6-й класс: Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Трайтак Д.И., Суматохин С.В. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Рохлов В.С., Трофимов С.Б. «Биология. Человек и его здоровье»;
– 9-й класс: Ефимова Т.М. и др. «Общая биология».

Предлагаемая линия учебников соответствует обязательному минимуму биологического образования, имеет концентрическую модель построения, а последовательность разделов по годам обучения традиционная.

Отличительной чертой учебников линии является практикоориентированный подход. Связь теории с практикой реализуется как через тексты учебника, непосредственно раскрывающие содержание учебной дисциплины, так и через блок практических работ и иллюстративный материал. Практикум включает обязательные работы и вариативные, предлагаемые на выбор педагогов и школьников.

Причем перечень работ составлен таким образом, что их можно организовать как на уроке, так и во внеурочное время в уголке живой природы, на школьном учебно-опытном участке или дома.

В ходе изучения биологии у школьников формируется понятие об органическом мире как совокупности живых систем разного уровня сложности (от клетки до биосферы). Свойства организмов рассматриваются как свойства биологических и экологических систем. Сквозь призму этих свойств раскрываются вопросы эволюционного развития и экологического взаимодействия.

Учебники линии прекрасно оформлены. Большинство иллюстраций представлено не только в виде отдельных самостоятельных единиц, но и в виде комплексных систем, дающих целостное представление об объекте изучения и процессах, протекающих в нем. К рисункам и схемам формулируются вопросы, активизирующие познавательную деятельность школьников.

Методической находкой авторов является целенаправленное формирование опыта творческой деятельности у школьников. Так, к практическим работам разработана система заданий, позволяющих применять знания в измененной ситуации.

В состав УМК входят авторская программа, методические пособия для учителей, а также сборники задач и упражнений по разным разделам курса, пособия по исследовательской и профориентационной работе.

Издательство «Владос» разработало программу и линию учебников под руководством А.И. Никишова:

– 5-й класс: Никишов А.И. «Естествознание»;
– 6-й класс: Викторов В.П., Никишов А.И. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»;
– 7-й класс: Никишов А.И., Шарова И.Х. «Биология. Животные»;
– 8-й класс: Любимова З.В., Маринова К.В. «Биология. Человек и его здоровье»;
– 9-й класс: Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. «Общая биология. Общие закономерности».

Представляемая содержательная линия включает учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки, и прошедшие апробацию в регионах Российской Федерации. Последовательность основных разделов курса биологии традиционная, с реализацией концентрической модели. Наряду с традиционной структурой построения для ряда учебников характерен оригинальный подход к построению учебного материала. Так, отличительной чертой учебника для 6-го класса является изучение материала не по органам растения, а по анатомо-физиологическим структурам и особенностям жизнедеятельности растительного организма. В учебниках изложены современные научные взгляды с выделением ведущих идей естествознания, за счет чего обеспечивается интегративный подход в обучении в границах образовательной области и за ее пределами. Отбор содержания биологического материала направлен на развитие познавательных способностей школьников.

При отборе и структурировании содержания биологического образования применен современный методический аппарат, предусматривающий выравнивание объема поурочной информации, лаконизм изложения, соотношение текстовой и визуальной составляющей примерно как 2 : 1, что связано с увеличением информационной емкости иллюстративного материала.

Отличительной чертой учебников является двухуровневая организация текста, с выделением обязательного и дополнительного материала, что дает возможность осуществлять дифференциацию обучения. В параграфе имеются вводные проблемные вопросы, задания, связанные с организацией наблюдений учащихся за объектами живой природы, а также задания исследовательского характера.

УМК включает авторскую программу, пособия для учителя или программно-методические материалы к учебнику, практикумы, конспекты уроков, задачники, таблицы и схемы по разным годам обучения.

Издательство «Просвещение» выпускает учебники, хорошо известные учителям. Предлагаемые издания не составляют единую содержательную линию и могут быть использованы для изучения отдельных разделов курса биологии.

– 7-й класс: Шарова И.Х. и др. «Зоология»;
– 9-й класс: Захаров В.Б. и др. «Общая биология».

Кроме того, имеются и другие учебники, которые проходят экспертную оценку и соответствуют обязательному минимуму биологического образования. В настоящее время осуществляется совершенствование и переиздание учебников для 6-го и 8-го классов. Методическое оснащение включает авторскую программу, рабочие тетради для учеников. Методические пособия для учителя к данным учебникам называются соответственно «Уроки ботаники», «Уроки зоологии» и др. Перечисленные учебные книги согласуются с традиционными тематическими и поурочными планированиями по годам обучения.

В соответствии с утвержденной авторской программой издательством «Баласс» создается линия учебников по биологии под редакцией Вахрушева А.А., пока эта линия является незавершенной. Из описываемой содержательной линии в Федеральный перечень включены учебники для 5–7-х классов:

– 5-й класс: Еськова К.Ю. и др. «Земля и люди»;
– 6-й класс: Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутин А.С. «Биология. О тех, кто растет, но не бегает»;
– 7-й класс: Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутин А.С. «Биология. От амебы до человека».

В состав УМК кроме учебников входят задачники, способствующие повышению познавательной активности школьников и предлагающие наряду с традиционными вопросами и оригинальные задачи, упражнения.

Итак, в Федеральном перечне представлены пять завершенных линий учебников и две незавершенных. Рассматриваемые издания успешно прошли апробацию и внедрение в общеобразовательных школах Российской Федерации и имеют гриф Министерства образования и науки РФ.

Авторские коллективы разработали и внедрили в учебники каждой линии определенный методический аппарат. В ходе его совершенствования созданы не отдельные учебники, а учебно-методические комплекты, включающие пособия для педагога и школьников (тематические и поурочные планирования, рабочие тетради, задачники, книги для чтения). В УМК учебник играет координирующую роль. Ряд методических пособий применим к разным учебникам.

Учебные книги по биологии для 10–11-х классов

В настоящее время осуществляется реформирование образования, одним из направлений которого является организация профильного обучения в старших классах общеобразовательных школ. В соответствии с этим предполагается в 10–11-х классах изучение биологии на базовом и профильном уровнях. В связи с изменениями в содержании биологического образования, отраженными в образовательных стандартах, совершенствуются и требования к учебникам нового поколения для старшей школы.

Базовый уровень изучения биологии предусматривается в следующих учебниках, разработанных по утвержденным программам.

1. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Сонина Н.И. учебник для 10-го и 11-го классов: Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. «Общая биология». Методическое обеспечение представлено программой и рабочими тетрадями для учащихся.

2. Издательство «Дрофа» предлагает для продолжения линии Пасечника В.В. учебник для 10–11-го классов: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Общая биология».

3. Издательство «Вентана-Граф» предлагает для продолжения линии Пономаревой И.Н. учебник для 10–11-го классов: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. «Общая биология».

Читайте так же:  Доверенность на почтовые услуги

4. Издательство «Просвещение» предлагает учебник под редакцией Беляева Д.К. для 10–11-го классов: «Общая биология». В состав УМК входит рабочая тетрадь для ученика, дидактические материалы. Углубленное изучение предполагает издание под редакцией Шумного В.К., Рувинского А.О. и др. «Общая биология»: 10–11 кл.

Учебники для полной средней школы имеют гриф Министерства образования и науки РФ, соответствуют обязательному минимуму биологического образования, прошли апробацию на территории Российской Федерации. Все издания включают изучение основных биологических теорий, законов и закономерностей. Отличают учебные книги последовательность и стиль изложения учебного материала, а также методический аппарат, разработанный авторским коллективом.

Профильный уровень изучения биологии предусматривается в учебнике для 10-х и 11-х классов: Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. «Общая биология» издательства «Дрофа». Методическое обеспечение представлено рабочими тетрадями для учащихся и учителя и методическим пособием для педагога.

Таким образом, предлагаемые издания имеют инвариантную (обязательную) составляющую и вариативную, обеспечивающую их различия. В связи с тем, что каждая линия характеризуется своими содержательными и методическими особенностями, предполагается, что обучение школьников с 6-го по 9-й класс организуется по учебникам одной содержательной линии. Выбор конкретной линии УМК осуществляется в зависимости от предпочтений педагогического коллектива с учетом особенностей учащихся.

Учебно-методическое пособие биология

Название проекта:

Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни

Цели проекта:

· ознакомление учащихся с основными этапами развития эмбриологии и её современными положениями;

· формирование навыков комплексного осмысления знаний в биологии (связь изучаемого материала с жизненными актуальными проблемами современности);

· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации;

· воспитание ответственного отношения к здоровью как ценности, способствование использованию в поведении информации, которая служит сохранению и укреплению здоровья человека и его потомков;

· приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной проектной деятельности.

Задачи проекта:

Сроки

Руководитель проекта

Базарова Юлия Вячеславовна, учитель биологии

Участники проекта

Учащиеся 10-11 класса

Конечный продукт

Исследовательская работа по одной из тем в рамках общего проблемного поля проекта, слайд-презентация

Методические рекомендации или Как организовать работу над проектом

Разработка и реализация проекта осуществляется в рамках элективного курса «Жизнь до рождения».

I Введение в проект

1.1.Ознакомление учащихся с технологиями Web 2.0.

В данном проекте можно использовать наиболее известные «проявления» Web 2.0, такие как сервисы Google , Википедия и сервисы обмена.

Википедия представляет собой базу справочной информации с предоставлением практически каждому пользователю возможности редактировать данные.

Сайты совместного документопользования ( Google Docs ) . Подобные сервисы дают пользователям возможность одновременного и совместного использования документов – можно создавать, изменять, удалять информацию, доступную для общего пользования.

Сервисы обмена (наиболее популярными являются YouTube и Picasa ). Эти ресурсы наполняются за счет пользователей, предоставляя им место для различных файлов – музыки, фильмов, документации и т.п.

Анкетирование учащихся можно провести в компьютерном классе, используя Google – формы (данный ресурс позволяет создать тест и одновременно обработать полученные результаты).

1.Месяц, год анкетирования

2.Класс, в котором Вы учитесь

3.Что Вы ожидаете от этого курса?

а) получу много полезных и интересных знаний

б) буду общаться с интересными мне людьми

в) расширю кругозор

г) ничего не жду

4.Предполагаете ли Вы использовать:

а) дополнительную специальную литературу

б) информацию WEB- страниц

в) научно-популярную литературу

г) информацию СМИ

3.Индуктором запуска проекта может послужить беседа о внутриутробном развитии человека или видеофильм.

На первом этапе проектировщикам предлагается определиться с ключевым понятиями проекта, такими как: эмбриология, здоровье, эмбриональный период развития.

Такая работа может осуществляться как индивидуально, так и в группе из 3- 5 человек при произвольном делении (работа основана на актуализации своего личного опыта).

После этого проектировщики имеют возможность сравнить своё представление с определениями, предлагаемыми справочниками и словарями.

Полезные ссылки на Интернет-ресурсы::

Вниманию проектировщиков предлагается вводная лекция на тему: «Эмбриология – наука о загадках зарождения жизни». Для иллюстрации беседы предлагаю использовать широкие возможности видеохостинга Y о uTube . ru .

Определения проблемного поля проекта рекомендуется организовать в форме мозгового штурма, ход и результаты которого предъявляются с помощью карт памяти ( например, bubbl.us).

Примерные темы индивидуальных исследовательских работ в рамках проекта, предложенные участниками (перечень может быть шире), то есть проблемное поле проекта:

· Методы изучения генетики человека (генеалогический метод, близнецовый метод)

· Методы изучения генетики человека (цитогенетический метод, биохимический метод)

· Вредные привычки во время беременности (курение)

· Вредные привычки во время беременности (алкоголизм)

· Вредные привычки во время беременности (наркотики)

· Диагнозы до рождения (определение пола и выявление наследственной патологии плода)

· Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Дауна)

· Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Клайнфельтена)

· Наследственные заболевания, причины их появления (синдром Шерешевского- Тернера)

· Наследственные заболевания, причины их появления (фенилкетонурия)

· ВИЧ – инфекция и СПИД

Домашнее задание – осуществить библиографический поиск по теме исследования.

II Работа над проектом

Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г

Kaz-Ekzams.ru > Биология > Тесты по биологии > Учебно-методическое пособие по биологии 2008 г

Учебно-методическое пособие.

В соответствии со старыми стандартами сдачи ЕНТ, в сборнике 35 вариантов, по 30 вопросов в каждом.

Можно просмотреть все на сайте, воспользовавшись ссылками, или скачать сборник тестов ЕНТ по биологии 2008

Методическая разработка по биологии по теме:
Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариант ЭОР) в том числе и для уроков биологии. Разные разработчики данных ЭОР создают непохожие интерфейсы. Зачастую для того, чтобы самостоятельно разобраться в тонкостях работы с каждым вариантом ППС учитель затрачивает большое количество времени.

Данное учебно – методическое пособие создано для учителей биологии с целью показать различные варианты применения ППС (на примере комплекса ППС одной фирмы), а также алгоритмы работы с ними при разработке разноплановых заданий, как для осуществления внеурочной деятельности, так и для работы на уроке биологии.

1. В тексте работы приведены различные варианты применения ППС, а алгоритмы работы (в том числе скриншоты) более подробно представлены в презентациях

2. Данную разработку в 2009 году мне довелось представлять на районном и городском турах в рамках VФестиваля: «Использование информационных технологий в образовательной деятельности». Итог: Iместо и в районе, и в городе. Поэтому, надеюсь, что это пособие будет полезно для специалистов.

3. Варианты применения ППС рассмотрены на примере внеурочного мероприятия игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии». Возможно, учителям биологии будет интересен и сценарий самого мероприятия.

С уважением Смирнова Г.П.

Предварительный просмотр:

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Цель данного пособия: показать различные варианты применения ППС (ЭОР), а также алгоритмы работы с ними при разработке разноплановых заданий как для осуществления внеурочной деятельности, так и для работы на уроке биологии.

Тема занятия: игра по станциям для учащихся 7-8 классов «Добро пожаловать в мир биологии»

Название ППС: 1С: школа. Биология. Образовательный комплекс.

  1. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс (2006)
  2. Животные 7 класс (2006)
  3. Человек 8 класс (2007)

Описание разработки занятия:

Внеурочная работа по биологии (7-8 класс).

Игра по станциям для учащихся 7-8 классов «Добро пожаловать в мир биологии» (с применением ППС)

Цель игры: в игровой форме способствовать углублению знаний уча щихся по биологии и экологии

  1. Углубить знания по биологии и экологии
  2. Развивать:
  1. системное мышление,
  2. наблюдательность,
  3. умение находить конструктивные решения при нарушении экологического состояния окружающей среды,
  4. умение применять ИКТ
  1. Пробудить у учащихся интерес и любовь к окружающей природе, к предмету.

Описание игры (правила):

  1. Каждая команда проходит 7 станций (в соответствии со своим маршрутом);
  2. Первая станция — представление: в ней одновременно участвуют все команды ( название, эмблема, девиз );
  3. На каждую последующую станцию отводится 7 минут (в это время включено: переход от станции к станции , непосредственная работа ).
  4. На каждой станции команда получает определенное количество баллов *, которые будут записаны в маршрутный лист.

*Если команда дает не полный ответ, то она получат половину от максимально возможного балла за этот вопрос.

За нарушения дисциплины с команды – нарушителя снимается 2 балла.

Данная игра была разработана и проведена в рамках недели биологии 2008/2009. В игре участвовали команды 7 «А», 7 «Б», 8 «Б» классов. В роли ассистентов выступали учащиеся 9 «А» класса.

  1. «1С:Школа. Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»
  1. «1С:Школа. Биология, 7 кл. Животные»
  2. «1С:Школа. Биология, 8 кл. Человек»

Применение электронных учебников позволяет расширить поле деятельности каждого ученика, существенно дополнить школьный учебник, работать в собственном темпе, самостоятельно при поддержке учителя осваивать знания.

  1. Данный образовательный комплекс «1С:Школа. Биология» создан на основе учебно-методического комплекса под редакцией проф. И.Н. Пономаревой.
  2. Он предназначен для изучения, повторения и закрепления учебного мате риала школьного курса биологии 6-8-го класса
  3. В составе образовательного комплекса богатый фактический материал, схемы, таблицы, анимационные и интерактивные рисунки. Эти материалы полезны как учителю при проведении урока, так и учащимся при подготовке домашних заданий, рефератов, презентаций, слайд-шоу и пр.
  4. Анимации и интерактивные рисунки , отражающие процессы, которые протекают на молекулярном и клеточном уровне, могут помочь ученику в понимании и запоминании сложного материала.
  5. При помощи тренажеров и проверочных работ учитель сможет организовать проверку знаний на уроке, а учащийся самостоятельно проверить результаты своей работы на основе объективной автоматизированной оценки.
Читайте так же:  Регистрация ип набережных челнах

Необходимо отметить, что преподавание биологии в нашей школе ведется по авторской линии Н.И. Сонина (существенно отличающейся от структуры предлагаемого курса). Однако, приведенные характеристики позволяют использовать данное ППС как во время учебного процесса, так и во внеклассной работе. Содержащаяся на дисках дополнительная информация по предмету и тесты повышенного уровня сложности позволяют применять их:

  1. для подготовки увлеченных учащихся к олимпиадам;
  2. для проведения различных игр по биологии и экологии и т.д.

Более подробно мы рассмотрим различные способы использования данного ППС во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Условно можно выделить три этапа этого мероприятия, на каждом из которых можно применить прикладные программные средства:

  1. Подготовка к игре;
  2. Проведение игры;
  3. Подведение итогов.

На этапе подготовки к игре и учитель, и учащиеся могут использовать все возможности данного ППС (разделы: Курсы, Галерея (иллюстрации), Справочник).

  1. Учитель: с целью подготовки материалов к игре
  2. Учащиеся: с целью повторения материала (особенности строения, жизнедеятельности, многообразия и значения в природе и для человека бактерий, грибов, растений, животных).

Раздел «Курсы» включает в себя:

  1. Текст учебника – электронное переложение учебника
  2. Это интересно – дополнительный материал по данной теме. Необязателен для запоминания, но позволяет расширить или углубить знания.
  3. Вопросы к тексту – завершают каждый параграф для самоконтроля.
  4. Тренажер – после каждого параграфа не менее 5 вопросов, отвечая на которые, ученик может проверить свои знания. В случае затруднения можно посмотреть правильное решение.
  5. Дополнительные материалы – для иллюстрации текста параграфа.
  6. Проверочные работы – вопросы, которые случайным образом выбираются из всех тренажеров по данной теме.
  7. Итоговая проверочная работа – 20 вопросов из тренажеров по всем темам учебника.

Данный раздел позволяет учащимся повторить теоретический материал и проверить качество своих знаний. Блок «Это интересно» помимо всего прочего может помочь учителю в составлении необычных вопросов к игре.

Повторению теоретического материала способствует и раздел «Справочник» , включающий в себя:

  1. Словарь – в алфавитном порядке кратко и очень доступно сформулирован смысл основных терминов и понятий, встречающихся в курсе биологии для 8 класса.
  2. Биографии ученых – портреты и сведения о жизни и деятельности ученых, внесших огромный вклад в развитие биологии.
  3. Лекарственные растения – включает фотографии и краткое описание растений, применяемых при лечении;
  4. Справочные таблицы – содержат различные данные о жизнедеятельности человека (например, послеродовой период развития человека).

Раздел «Галерея» способствует визуализации предлагаемых материалов. Он включает в себя блоки:

  1. Анимации — представлены роликами, дающими аудио- и визуальные представления о явлениях, как правило, не доступных для непосредственного наблюдения учащимися.
  2. Видеоальбом с озвученными видеофрагментами.
  3. Интерактивные рисунки – объекты, отражающие строение различных организмов. Работать с ними можно в двух режимах: демонстрационном и тестовом. Первый направлен на помощь в изучении нового материала, при помощи второго можно проверить усвоение нового материала.
  4. Рисунки – увеличенные рисунки из учебника, так же из Дополнительных материалов к параграфам.
  5. Интерактивные схемы – схемы, которые систематизируют новую информацию, полученную в ходе изучения новых понятий.
  6. Таблицы – статичные объекты.
  7. Фотоальбом

На этапе проведения игры применять ППС можно различными способами, в зависимости от задания на каждой станции. Мы приведем несколько различных вариантов. Однако во время данного мероприятия использовать все возможности не получается. В основном это связано с тем, что санитарные нормы ограничивают длительность работы детей с компьютером. Учащиеся 7-8–х классов по нормам установленным СанПиН, могут работать за компьютером не более 20 минут за весь учебный день. Т.о. применение ППС на протяжении всей игры невозможно (т.к. за время игры учащиеся должны пройти 7 станций, каждая по 7 минут).

Применение ППС на различных станциях игры:

  1. Представление : на этом этапе учащиеся должны представить свою команду (название, эмблема, девиз) и выбрать путем жеребьевки дальнейший маршрут;
  2. Мозговой штурм: на этой станции учащимся предлагается за 7 минут выполнить как можно большее количество тестовых заданий с выбором одного правильного ответа.

В зависимости от того, какой ответ (правильный или неправильный) выбирают учащиеся, на экране высвечивается соответствующая надпись:

Если выбран неправильный ответ, учащиеся могут посмотреть «Решение», однако они должны понимать, что это займет время.

Возможности данного ППС:

  1. Тест на базе диска составляется с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» — «Тест» . При составлении теста можно использовать готовые вопросы или составить собственные вопросы на базе диска.
  2. Можно установить ограничение по времени
  3. Учащиеся могут прекратить выполнение теста в любое время.
  4. Облегчен подсчет результатов:
  1. Кто есть кто: на этой станции учащимся предлагается по мере демонстрации слайдов узнать и назвать как можно большее количество живых организмов. Возможности данного ППС:
  1. Составление презентации на базе диска с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» — «Презентация» .

При составлении презентации можно использовать фотографии из галереи этого диска и из других источников.Рис.14

  1. Так же презентацию можно составить и вне диска (с применением фотоматериалов приведенных на нем):
  1. Конструктор на этой станции учащимся предлагается за 7 минут подписать названия органов у предложенных живых организмов.

Если все ответы подобраны правильно, на экране высвечивается соответствующая надпись: «Верно».

Если ребята совершили ошибку, на экране появляется надпись «Неверно». Возможности данного ППС:

  1. Иллюстрации к вопросам можно найти в разделе ППС «Галерея» → «Интерактивные рисунки».
  2. ППС позволяет скомпоновать иллюстрации с разных дисков 1С на одном из них
  3. Облегчен подсчет результатов (на экране сразу видно количество правильных и неправильных ответов).
  1. Почемучка: на этой станции учащимся предлагается за 7 минут ответить на вопросы об особенностях жизнедеятельности живых организмов

Возможности данного ППС:

  1. Интересные вопросы можно составить используя дополнительные материалы раздела ППС «Курсы» → «Это интересно» .
  2. Иллюстрации к вопросам можно найти в разделе ППС «Галерея» → «Анимации», «Видео фрагменты», «Интерактивные рисунки».

Рассмотрим на примере применения анимации.

Можно показать учащимся фрагмент, на котором показано нормальное положение корня и побега растения и, предложить выдвинуть версию того, что произойдет с этими органами через четыре дня, если положить цветочный горшок на бок. После того, как выдвинуто предположение, мы, показывая следующий фрагмент, подтверждаем или опровергаем предложенную версию и просим объяснить причину произошедших изменений.

Оценивается ответ, в соответствии с правилами игры (См. выше).

  1. Все связано со всем на этой станции командам предлагается проанализировать различные экологические ситуации, выявить причинно-следственные связи, предсказать последствия, найти выход из этих экологических ситуаций. Возможности данного ППС:
  1. Интересные вопросы можно составить используя дополнительные материалы раздела ППС «Галерея» → «Интерактивные рисунки» .
  2. Подсчет результатов осуществляется сразу, по мере выполнения задания
  1. Угадай-ка: на этой станции учащимся предлагается разгадать как можно больше загадок. Возможности данного ППС:

Как и для станции «Мозговой штурм», здесь можно самостоятельно составить тест с помощью раздела «Редактирование «Мои материалы» — «Тест» . Но в параметрах выбрать вариант: «ввод по шаблону», а не «выбор одного ответа».

В этом случае учащимся придется самостоятельно ввести правильный ответ.

Результаты подсчитываются так же, как и на станции «Мозговой штурм».

После того, как все команды пройдут по своему маршруту (каждая по 7 станций), подводятся итоги . При применении ППС подсчет результатов облегчается, т.к. по мере выполнения каждой командой заданий результаты фиксируются на электронном носителе.

Подводя итог всему приведенному выше можно отметить, что существуют различные способы применения ППС как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Конечно, компьютер не может заменить живого учителя. Зато помогает облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие. В целом компьютерные технологии позволяют:

  1. выиграть время для более интенсивного обучения;
  2. сделать занятие более интересным, разнообразным и наглядным;
  3. вовлечь всех детей в учебный процесс;
  4. вводить новое через компьютерные технологии;
  5. развивать творчество и самостоятельность школьников.

Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.

Использование информационных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности овладения самостоятельного извлечения знаний, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.