Требования к жалобе в еспч

Оглавление:

Особые требования к жалобам граждан России в Европейский суд: факт или миф

Брюховецкий Н.Н. «Особые» требования к жалобам граждан России в Европейский суд: факт или миф // Юрист. 2012. N 23. С. 24 — 27.

В последнее время в ряде СМИ появились сведения о якобы вводимых Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ) ограничениях на подачу жалоб гражданами России. Начальник юридического отдела ЗАО «Концерн Знак» Н.Н. Брюховецкий проводит всесторонний анализ действующих международных актов, регламентирующих порядок подачи индивидуальных жалоб, и по итогам проведенной работы представляет соответствующие выводы касательно того, находятся ли все-таки граждане государств, ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, в равных условиях в настоящее время.

В средине июня текущего года в одной из российских газет появилась статья, взбудоражившая многих. Как следовало из статьи, Европейский суд по правам человека начал отклонять по «формальным» основаниям неправильно составленные жалобы граждан пяти государств, включая Россию, без права на их повторную подачу. Эта новость также сопровождалась комментариями ряда специалистов, согласно утверждениям которых жалобы наших граждан будут теперь признаваться неприемлемыми, т.е. не будут рассматриваться вообще, если они составлены без использования специального формуляра, разработанного ЕСПЧ, либо если этот формуляр заполнен неверно. При этом в газете отмечалось, что сам Суд никаких официальных заявлений по данному поводу не делал.

Все вышеизложенное, включая комментарии, представляется автору не совсем верным. Данная информация скорее ввела в заблуждение читателей, не искушенных в процессе отечественного судопроизводства, не говоря уже о международном, нежели содержала действительно полезные сведения. Автор убежден: какие-либо ограничения Европейским судом в отношении граждан России не устанавливались, и наши соотечественники имеют такие же права на доступ к международному правосудию, как и раньше.

Обратимся к фактам.

Основные документы, которыми руководствуется Европейский суд по правам человека

При осуществлении свой деятельности ЕСПЧ руководствуется двумя основными документами: Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (European Convention on Human Rights) и Регламентом Европейского суда (Rules of Court). Оба документа размещены на сайте РосЕвроСуда.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод: критерии приемлемости индивидуальной жалобы, «особое» правосудие для России и повторное обращение с жалобой

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция) представляет собой международный договор, заключенный Комитетом Министров Совета Европы в соответствии с пунктом «a» ст. 15 Устава Совета Европы. Конвенции принимаются и изменяются большинством в две трети от числа представителей, участвующих в голосовании, и большинством представителей, имеющих право участвовать в работе Комитета (п. «d» ст. 20 Устава Совета Европы), т.е. процедура изменения положений Конвенции весьма не простая и требует согласования мнений многих представителей государств — членов Совета Европы.

Конвенция является единственным документом, в котором (ст. 35) определены следующие исчерпывающие критерии приемлемости индивидуальной жалобы, т.е. жалобы, подаваемой гражданином:

  • до подачи жалобы в ЕСПЧ гражданин должен исчерпать все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, т.е. пройти все необходимые этапы защиты нарушенного права в своем государстве;
  • жалоба должна быть подана в ЕСПЧ в течение шести месяцев со дня вынесения соответствующим государственным органом окончательного решения по делу, указанному в ней;
  • жалоба не должна быть анонимной;
  • жалоба не должна являться по существу аналогичной ранее рассмотренной ЕСПЧ, т.е. повторной (исключение представляет жалоба, содержащая новые относящиеся к делу факты);
  • жалоба не должна являться предметом другой, уже имеющей место процедуры международного разбирательства или урегулирования;
  • жалоба должна быть совместимой с положениями Конвенции или Протоколов к ней, т.е. касаться только прав, гарантированных Конвенцией (например, право на труд Конвенцией не гарантируется, поэтому жалоба на увольнение по инициативе работодателя ЕСПЧ рассматриваться не может, а значит, будет признана неприемлемой);
  • жалоба должна быть обоснованной, т.е. содержать исчерпывающие сведения о нарушении права, гарантированного Конвенцией, которые в обязательном порядке требуется подтвердить документально (приложить копии заявлений, жалоб, писем государственных органов, судебных актов и т.п.), и не являться злоупотреблением правом подачи жалобы;
  • гражданин не понес значительный вред, если только принцип уважения к правам человека, определенный в Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что не может быть отказано на этом основании в рассмотрении любого дела, надлежащим образом не рассмотренного внутригосударственным судом.

Иных требований к условиям приемлемости жалоб Конвенция не содержит. Таким образом, следует заключить, что в настоящее время:

— Конвенция не устанавливает какие-либо требования к форме (формуляру) жалобы и не конкретизирует ее содержание;

— в Конвенции нет указания, в каком порядке должна составляться жалоба, как она должна заполняться, какое количество листов должна иметь, т.е. отсутствуют критерии «правильности» и «неправильности» заполнения жалобы;

— отсутствие формуляра согласно Конвенции не является основанием для признания ЕСПЧ жалобы неприемлемой.

Кроме того, в Конвенции нет каких-либо специальных правил осуществления правосудия для отдельных государств (например, для России) или положений, предусматривающих возможность их (правил) возникновения, т.е. Конвенция предоставляет гражданам России такие же права в ЕСПЧ, как и всем другим гражданам государств — членов Совета Европы.

Необходимо также отметить: изменение текста Конвенции в сторону ужесточения требований исключительно к жалобам граждан России (читай — ухудшения положения граждан отдельной страны — члена Совета Европы по сравнению с другими гражданами), во-первых, будет означать официальное признание неравенства людей по признаку гражданства или нации, что сведет на нет саму Конвенцию; во-вторых, как указано выше, потребует коллективного решения о ее изменении, что весьма сомнительно даже в теории.

В завершение изучения Конвенции обратимся к ее положениям, касающимся повторной подачи жалобы, признанной ЕСПЧ неприемлемой. Жалоба может быть признана неприемлемой единоличным судьей, рассматривающим ее (ст. 27 Конвенции), соответствующим комитетом (ст. 28 Конвенции), соответствующей Палатой (ст. 29 Конвенции) или Большой Палатой (ст. 31 Конвенции). Согласно Конвенции решение о приемлемости жалобы является окончательным (ст. ст. 27, 28, 42 Конвенции), т.е. в случае признания жалобы неприемлемой она не может быть подана повторно. Названное положение уже существовало и применялось на момент публикации статьи, т.е. новинкой отнюдь не является.

Регламент Европейского суда: формуляр, язык и содержание жалобы

Регламент Европейского суда (далее — Регламент) являет собой исключительно процессуальный документ, устанавливающий требования к судьям, организации деятельности ЕСПЧ при рассмотрении жалоб и вынесении решений по ним, определяющий структуру Суда.

Регламент принимается и изменяется самим ЕСПЧ на пленарных заседаниях в полном составе (ст. 25 Конвенции). Стоит сразу же уточнить: Европейский суд был учрежден в 1959 г. на основании ст. 19 Конвенции, т.е. действует строго в соответствии с Конвенцией и во исполнение ее. Конвенция, в свою очередь, не наделила ЕСПЧ представительскими функциями (правом нормотворчества). Поэтому Регламент не может и не должен определять критерии приемлемости индивидуальных жалоб.

В то же время Европейский суд уполномочен толковать Конвенцию (разъяснять ее суть), что и было им сделано в Регламенте, последняя редакция которого (от 1 мая 2012 г.) размещена на официальном сайте ЕСПЧ и содержит ряд правил, соблюдение которых гражданами, подающими жалобу, является обязательным. Автор предлагает сравнить содержание некоторых положений Регламента и статьи 35 Конвенции.

Так, согласно Правилу 45 Регламента (Rule 45) жалоба подается в письменном виде и скрепляется подписью заявителя либо его представителя, имеющего доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. Названное правило полностью аналогично требованию статьи 35 Конвенции, запрещающей анонимность жалобы.

В Правиле 47 Регламента (Rule 47) указано, что в индивидуальной жалобе должны содержаться:

  • сведения о заявителе (представителе заявителя);
  • наименование государства (государств), на чьи действия подана жалоба;
  • краткое изложение фактов и предполагаемого нарушения Конвенции и соответствующих доказательств;
  • краткое подтверждение того, что соблюдены условия приемлемости (исчерпание внутренних средств правовой защиты и «правило шести месяцев»);
  • цель жалобы;
  • сведения о том, подавалась ли эта жалоба в какой-либо иной орган международного разбирательства и урегулирования.

Кроме того, к жалобе прикладываются копии любых относящихся к делу документов, в частности судебных и иных решений, связанных с целью жалобы.

Согласно Правилу 47 (Rule 47) невыполнение заявителем жалобы перечисленных требований может повлечь за собой отказ в рассмотрении ее ЕСПЧ.

Как видно, во-первых, Правило 47 в полной мере раскрывает такой критерий приемлемости индивидуальной жалобы, как обоснованность (ст. 35 Конвенции), т.е. не содержит какие-либо нововведения; во-вторых, даже несоответствие жалобы установленным требованиям не влечет за собой автоматический отказ Европейского суда в ее рассмотрении.

Справедливости ради следует заметить: похожие требования обоснованности заявляемых требований существуют в российском праве. Гражданский процессуальный кодекс РФ, например, установил форму и содержание искового заявления (ст. 131), вменил лицу, заявляющему требования, обязанность доказать обстоятельства, на которые оно ссылается (ст. 55), определил перечень документов, подлежащих представлению совместно с исковым заявлением (ст. 132) и назвал основания для отказа в принятии искового заявления (ст. 134). Поэтому в данном случае практику ЕСПЧ можно назвать общепринятой.

По поводу упомянутого в газете требования предоставлять жалобу на специальном формуляре надо согласиться: действительно, в Правиле 47 Регламента предусмотрена подача жалобы на бланках, предоставляемых Секретариатом Европейского суда. Однако не следует забывать о существовании Практической инструкции о возбуждении дела (Institution of proceedings), являющейся неотъемлемой частью Регламента. В пункте 3 Инструкции указывается, что жалоба может составляться как с использованием формуляра, так и излагаться произвольно в письменном виде. При этом согласно пункту 4 Инструкции от заявителя может потребоваться представить надлежащим образом заполненный формуляр жалобы, если она была подана не на формуляре или простая письменная форма, в которой заявитель обратился в Европейский суд, не содержит всей необходимой информации, предусмотренной Правилом 47 Регламента.

Из приведенного выше логично заключить следующее:

  • использование специального формуляра ЕСПЧ для подачи жалобы является желательным (как являлось желательным, например, и три года назад), но не единственно возможным;
  • Регламент не устанавливает, что получение жалобы, оформленной не на формуляре, является основанием для отказа в ее рассмотрении;
  • жалоба, составленная надлежащим образом без использования формуляра, может быть принята к рассмотрению ЕСПЧ;
  • если будет решено, что от заявителя, подавшего жалобу «не по форме», все же требуется заполненный формуляр, Секретариат не откажет заявителю в рассмотрении жалобы, но вышлет ему бланк формуляра, который, после оформления, заявитель должен направить в Европейский суд.

Отказ рассматривать жалобу, поданную не на формуляре, будет означать, что она не содержит необходимые сведения, т.е. не отвечает критерию обоснованности (ст. 37 Конвенции), и заявитель не заполнил высланный ему Секретариатом бланк формуляра и (или) не направил его в Европейский суд. Поэтому в рассматриваемой ситуации следует говорить не о том, что заявитель «неправильно» заполнил формуляр или подал жалобу, не использовав его, как это было предложено в газете, упомянутой автором в начале данной статьи, а о том, что он не выполнил требования Конвенции, предъявляемые к жалобе, не предоставил всю необходимую информацию, без которой ее рассмотреть невозможно, поэтому она будет признана неприемлемой.

Необходимо обратить внимание читателей и на следующий факт: Регламент и Инструкция не ограничивают размер жалобы, она может излагаться более чем на 10 страницах (не считая приложений с перечислением документов) как в напечатанном виде, так и написанная от руки. Поэтому появившиеся в средствах массовой информации заявления о том, что ЕСПЧ будет отклонять жалобы, составленные более чем на двух страницах или текст которых написан самим заявителем, но не напечатан, являются необоснованными.

Стоит рассмотреть и тему использования языков, на которых ведется производство в Европейском суде, поскольку она была представлена в статье как проблема, препятствующая обращению в Суд. В соответствии с Правилом 34 Регламента (Rule 34) жалоба может быть составлена на официальных языках ЕСПЧ (английском или французском) или на официальном языке государства, являющегося участником Конвенции, например на русском. Учитывая, что Конвенцию ратифицировали более 40 государств, весьма сомнительна возможность сокращения количества языков, используемых для обращения в Европейский суд, до двух официальных.

Подводя итог, автор вновь повторяет: для граждан России в настоящее время не существует никаких ограничений для доступа к международному правосудию по сравнению с гражданами других государств — членов Совета Европы. В то же время точное следование при составлении жалобы требованиям, определенным Конвенцией и Регламентом, является гарантией ее принятия Европейским судом к рассмотрению. Кроме того, с точки зрения автора заявителю жалобы совсем не требуется иметь высшее юридическое образование, поскольку официальный сайт ЕСПЧ в разделе «Application pack» содержит рассчитанную на непрофессионалов подборку необходимой информации на русском языке, включая формуляр жалобы с хорошими пояснениями о порядке его заполнения.

Критерии приемлемости жалобы в ЕСПЧ

Критериями приемлемости называют условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу.

Критерии приемлемости (в официальном переводе на русский язык – условия приемлемости, также иногда называемые правилами приемлемости) индивидуальной жалобы в Европейский Суд по правам человека в самом общем виде преимущественно сформулированы в статьях 34 и 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Однако какого-либо единого списка этих критериев не существует, что приводит к различиям в формулировках как отдельных критериев, так и их системы в целом.

Одним из наиболее удобных способов представления системы критериев приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека является их изложение в виде списка вопросов, последовательные положительные ответы на каждый из которых позволяют в итоге прийти к выводу, что жалоба удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям:

Все приведенные вопросы должны быть заданы в отношении каждого из включаемых в жалобу нарушений.

Формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека должен содержать информацию, которая позволяет положительно ответить на каждый из этих вопросов.

Могу ли я подать жалобу о снятии с меня инвалидности?

Европейский Суд по правам человека рассматривает только и исключительно жалобы на предполагаемые нарушения государством прав, гарантированных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Протоколами к ней, при условии их удовлетворения всем критериям приемлемости. Конвенция и Протоколы к ней не запрещают как такового «снятия» с кого бы то ни было инвалидности. Однако если Вы обоснованно полагаете, что «снятие» с Вас инвалидности представляет собой нарушение тех или иных прав, действительно гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, признаков чего в Вашем вопросе как таковом не усматривается или, что то же самое, о чем по Вашему вопросу судить невозможно, Вы можете обратиться в Европейский Суд по правам человека с соответствующей жалобой, если у Вас также имеются разумные основания полагать, что она отвечает всем критериям приемлемости.

Могу ли я подать жалобу на неправомерное решения морового судьи по гражданскому делу, если апелляционную и кассационную жалобы писал?

Если Ваш вопрос заключается в том, имеются ли в Вашем случае основания для обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека, то я не могу ответить на него по причинам, изложенным в этом пункте правил сайта. А если Ваш вопрос заключается в том, исчерпаны ли Вами — посредством обращения в суды апелляционной и кассационной инстанций — все внутригосударственные средства правовой защиты от неких неизвестных (неназванных) нарушений, с жалобой на которые Вы хотели бы обратиться в Европейский Суд по правам человека, то я не могу ответить на Ваш вопрос по причинам, изложенным в этом пункте правил сайта.

Читайте так же:  Мировой суд саранска

Уважаемый Олег, хотелось бы понять, какую силу для органов судебной или исполнительной власти РФ имеют решения ЕСПЧ. Если человек осужден и лишен свободы в России, но жалоба, поданная им в ЕСПЧ, будет иметь успех и ЕСПЧ будет признано, что российские судебные инстанции вынесли решения с нарушением прав человека, означает ли это, что человека должны освободить? Если нет, то какие иные последствия могут быть у решения ЕСПЧ?

Вы можете найти ответ на аналогичный по своей сути вопрос здесь. Обращаю внимание, что если в указанном ответе выражение «пересмотр дела» заменить на слово «освобождение», о котором идет речь в Вашем вопросе, смысл ответа никоим образом не изменится.

Стоимость любой услуги составляет 6 тыс. рублей за каждый час её оказания. Узнать стоимость оценки перспектив обращения в ЕСПЧ именно по Вашему делу, подготовки необходимой Вам жалобы, требующегося Вам письменного отзыва, нужной Вам консультации, проверки имеющейся у Вас жалобы можно, только обратившись ко мне со всеми документами (и вопросами) через соответствующий раздел сайта. Без документов (конкретных вопросов) я не могу назвать стоимость нужной Вам услуги. Пожалуйста, не спрашивайте меня о средней стоимости той или иной услуги – эта информация бессмысленна. Срок оказания нужной Вам услуги я также могу назвать только после Вашего обращения, исходя из предоставленных документов (вопросов), объективно требующейся срочности и своей занятости на момент Вашего обращения.

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

Остались вопросы об условиях оказания нужной услуги после прочтения соответствующего раздела сайта ? (Чтобы перейти в него, кликните на подходящий пункт из списка выше.) Тогда напишите мне (в мессенджерах, пожалуйста, пишите всё сразу, как в письме, не ожидая моего ответа на приветствие или на запрос о добавлении в контакты).

oleg.anishchik @ europeancourt.ru
[e-mail — лучший способ связи
(единственный для журналистов),
не для консультаций,
консультации — по этой ссылке ]

+7 (963) 319-50-05
[мой прямой номер, Билайн,
СПб, не для консультаций,
в т.ч. по «маленьким» или «простым» вопросам!
только для экстренных вопросов об условиях оказания услуг ,
это касается звонков по телефону и в любых мессенджерах;
звонить только после согласования предмета и времени разговора по смс или в любом мессенджере — пожалуйста, пишите сразу то, что хотите сказать, не останавливайтесь на приветствии ;
не для журналистов]

oleg.anishchik
[не для консультаций,
не для журналистов]

oleg.anishchik
[не для консультаций,
не для журналистов]

Требования к жалобе в еспч

Процедура обращения граждан

в Европейский Суд по правам человека

5 мая 1998 года Российская Федерация ратифицировала Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. С этого момента российские граждане получили реальную возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург).

Суд представляет собой наднациональный орган, обращение в который возможно лишь при условии исчерпания всех внутригосударственных средств защиты.

Однако, при подаче жалобы гражданам необходимо обратить особое внимание на четкое соблюдение установленных правил и выполнить все требования, предъявляемые к форме документа. Это наиболее важное условие на начальном этапе прохождения жалобы, поскольку от этого зависит будет ли Ваше заявление принято к рассмотрению Европейским Судом по правам человека или нет.

1. Суд рассматривает петиции, направленные от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. Иначе говоря, жаловаться нужно на нарушение соответствующих статей Конвенции о защите прав человека (см. Приложение1).

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека, и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей Конвенции этим государством. Суд не может рассматривать жалобы, направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих) организаций. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до ратификации Россией Конвенции по правам человека (5 мая 1998г).

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы отклоняются. Российским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударственных правовых средств защиты. При этом нет необходимости обращаться в надзорную инстанцию, поскольку кассационная инстанция считается последним внутренним средством защиты, т.к. именно после кассационного производства приговор (решение) вступает в силу и начинается его исполнение. Таким образом, если, к примеру, Замоскворецкий межмуниципальный суд г. Москвы вынес решение (приговор), которое нарушает положения Конвенции, а Московский городской суд, рассмотрев кассационную жалобу, подтвердил решение (приговор) суда первой инстанции, истец может обратиться в Европейский Суд, не подавая надзорную жалобу в Верховный Суд Российской Федерации. Сказанное относится и к судам в субъектах Российской Федерации. Последней инстанцией, после отказа которой можно подавать жалобу в Суд по правам человека, нужно считать Верховный Суд республики, областные и краевые суды. Однако подача жалобы в Страсбург не лишает истца права одновременно подать и надзорную жалобу.

В определенных случаях Верховный Суд РФ может выступать в качестве кассационной инстанции (например, когда Московский городской суд или Верховный Суд субъекта РФ рассматривает дело по первой инстанции). В этом случае кассационная жалоба подается в Верховный Суд РФ, который и будет последней инстанцией. Аналогичная ситуация складывается, когда на решение (приговор) Верховного Суда РФ подается кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ. Шестимесячный срок начинается с даты получения определения Кассационной коллегии.

Несколько слов необходимо сказать о конституционной юстиции. Конституционный Суд является первой и последней инстанцией, после прохождения которой путь в Страсбургский суд открыт. Обращаться в Конституционные Суды субъектов Российской Федерации нет необходимости, ибо нормативные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральной конституции. Если все же в тех или иных актах имеются положения, противоречащие Конституции РФ, и применение этих положений нарушает положения Конвенции, необходимо обратиться в Конституционный Суд с жалобой о признании той или иной нормы не соответствующей Конституции РФ. Если же Конституционный Суд не удовлетворил жалобу и признал норму соответствующей Конституции РФ, жалоба может быть подана в Суд по правам человека.

Наконец, следует сказать о возможности подать жалобу в Суд по правам человека в случае, когда не требуется исчерпания всех средств, если будет доказано, что обращение к соответствующему средству защиты является неэффективным.

5. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного решения на национальном уровне. Это означает, что любой российский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если окончательное решение по его делу будет принято после ратификации Россией Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев после этой даты.

Течение шестимесячного срока прерывается поступлением в Суд Вашего первого письменного обращения, ясно обозначающего — хотя бы даже в краткой форме — предмет Вашей жалобы, либо поступлением заполненного формуляра жалобы. Просто письма с просьбой о предоставлении информации недостаточно для приостановления течения шестимесячного срока.

6. Суд не рассматривает жалобы, которые: 1) являются анонимными; 2) являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее или уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования; 3) являются необоснованными; 4) представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

7. Суд не принимает жалобы по телефону или по электронной почте за исключением случаев, когда такие жалобы дублируются обычной почтой. Также нет никакой необходимости в Вашем личном посещении Страсбурга для устного изложения обстоятельств Вашего дела.

8. Суд рассматривает жалобы только против действий или решений государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против частных лиц или государственных учреждений.

Суд может на любой стадии разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел, т.е. определить ее как неприемлемую, если:

— жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

— заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

— заявитель уже обратился с аналогичной жалобой в иной международный орган защиты прав человека;

— вопрос был уже решен;

— по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать рассмотрение петиции.

Решение Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы заинтересованным сторонам для дружественного решения спора. Если сторона, против которой подана жалоба, не принимает удовлетворительных мер в течение установленного срока, то Комитет Министров решает большинством в две трети голосов, такие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным решением, и публикует доклад. Решение Комитета Министров является обязательным для исполнения страной, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию по правам человека.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить пожелание участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде. Заявитель может быть представлен адвокатом.

Процесс рассмотрения жалобы Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых средств.

При подаче заявления следует обратить особое внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов вплоть до Верховного Суда РФ. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных решений на национальном уровне. Несмотря на то, что официальными языками Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке (российским гражданам – на русском). Жалобы направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы направляет Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.

Если Вы возражаете против опубликования Вашего имени. Вы должны сделать соответствующее заявление, изложив причины для подобного отступления от общего правила свободного доступа к информации, касающейся судебного разбирательства. Суд допускает анонимность разбирательства только в исключительных и обоснованных случаях.

Если Вы желаете обратиться в Суд через адвоката или иного представителя. Вы должны приложить к формуляру жалобы доверенность, уполномочивающую его выступать от Вашего имени. Представитель юридического лица (компании, ассоциации и пр.) или группы физических лиц должен подтвердить свое полномочие представлять заявителя. На стадии подачи первичной жалобы Ваш представитель (если таковой имеется) не обязательно должен быть юристом. Стоит заметить, однако, что на более поздних стадиях разбирательства представитель заявителя должен, по общему правилу, являться адвокатом, полномочным вести дела в одном из Государств, ратифицировавших Конвенцию. Адвокат должен хотя бы понимать один из официальных языков Суда (английский или французский).

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court on Human Rights, Council of Europe

F — 67075 Strasbourg Cedex France

8. Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций, вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов. (Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы посылать только копии, а не оригиналы документов).

После того как жалоба поступит в секретариат Суда, она будет зарегистрирована. Истец обязательно получит ответ от юридического референта Суда с рекомендациями по поводу дальнейших действий. К письму обычно прилагается формуляр жалобы с инструкцией по его заполнению; референт может также запросить дополнительную информацию и копии документов. К формуляру следует приложить копии всех документов, имеющих отношение к делу.

В ответ на первое обращение референт может высказать мнение о том, что, скорее всего, Суд не удовлетворит жалобу. Тем не менее, подобное сообщение не лишает истца права продолжить разбирательство и потребовать передачи дела в Суд, так как информация референта никоим образом не заменяет решение Суда. К тому же в практике было немало случаев, когда юридический референт советовал истцу не тратить время, а Суд все же впоследствии выносил решение в его пользу.

В Ваших интересах проявлять внимательное отношение к переписке с Секретариатом. Любая задержка с ответом или отсутствие ответа могут быть истолкованы как Ваша незаинтересованность в продолжении разбирательства по жалобе. Вы должны вернуть заполненный формуляр жалобы в установленный срок. Если в течение года от Вас не будет получен ответ на письма Секретариата, Ваше досье будет уничтожено.

После того как формуляр заполнен, он отсылается в секретариат Суда. Секретариат передает формуляр с прилагаемыми копиями документов в Комитет, состоящий из трех судей, который выносит решение о приемлемости жалобы. Если жалоба признается неприемлемой, разбирательство на этом заканчивается. В случае признания жалобы приемлемой она передается в Палату из семи судей, которая рассматривает жалобу по существу и выносит решение о нарушении соответствующей статьи Конвенции с присуждением материальной компенсации (или без таковой) или отсутствии такого нарушения.

В исключительных случаях дело также может быть передано для рассмотрения в Большую Палату из 17 судей, если в течение трех месяцев с даты, когда истец узнал о решении Палаты из семи судей, он или ответчик настаивают на таком рассмотрении. То же происходит в случае, если спор поднимает важные вопросы права и применения Конвенции или решение вопроса может войти в противоречие с раннее вынесенными решениями Суда. За исполнением решений Суда по правам человека следит Комитет министров Совета Европы, и в случае их неисполнения к правительству страны могут быть применены соответствующие санкции. Самая серьезная из них — исключение из Совета Европы. Для государств — членов ЕС данная мера влечет исключение также из ЕС, так как государство, не являющееся членом Совета Европы, не может быть членом названной организации.

Практика показывает, что Суд удовлетворяет лишь 5-6% всех поступивших жалоб, остальные же признаются неприемлемыми или необоснованными.

ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство в случае подачипредварительной жалобы либо полной жалобы на формуляре. Таким образом, в Европейский Суд по правам человека можно сразу обратиться с полной жалобой на формуляре, не подавая предварительную жалобу.

Читайте так же:  Декретный отпуск и льготный стаж

Если заявитель начинает разбирательство с подачи предварительной жалобы, то в течение восьми недель с даты, указанной в письме из Европейского Суда по правам человека, которым он уведомляется о ее поступлении, ему необходимо подать полную жалобу на формуляре.

Вместе с указанным письмом заявитель получает пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека. В данный пакет входит, в частности, бумажный формуляр жалобы. Однако заявитель может воспользоваться электронным формуляром, заполнить его на компьютере, распечатать и направить в Европейский Суд по правам человека. Другими словами, использовать бумажный формуляр жалобы не обязательно. Формуляр жалобы в Европейский Суд по правам человека можно посмотреть и скачать в разделе «Формуляр жалобы в Европейский Суд». Остальные документы, входящие в пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека, можно найти в разделе «Конвенция о защите прав человека и другие официальные документы». Также заявителю или его представителю стоит ознакомиться с Практической инструкцией по обращению в Европейский Суд по правам человека. Она не входит в пакет документации для желающих обратиться в Европейский Суд по правам человека и не высылается заявителям и их представителям, однако содержит ряд важных положений, касающихся подачи жалобы.

Требования, которым должна отвечать предварительная жалоба, и последствия их несоблюдения описаныздесь.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правила 47 Регламента Европейского Суда по правам человека полная жалоба в Европейский Суд по правам человека должна включать:

имя, дату рождения, гражданство, пол, профессию и адрес заявителя;

имя, профессию и адрес представителя заявителя, если жалоба подается им;

указание на Высокую договаривающуюся сторону, против которой подается жалоба, то есть на государствоответчика;

краткое изложение фактов;

краткое заявление об имевших место нарушениях конвенционных прав с соответствующими аргументами;

краткое заявление о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод;

сведения о том, являются ли требования заявителя предметом какоголибо иного международного разбирательства; и сопровождаться

копиями соответствующих документов, в том числе решений судебных или иных органов, касающихся существа жалобы, а также решений, позволяющих сделать вывод о соответствии жалобы критериям приемлемости, изложенным в пункте 1 статьи 35 Конвенции.

Кроме того, в соответствии с Правилом 45 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба в Европейский Суд должна быть подписана заявителем или его представителем. В последнем случае к жалобе должна быть приложена доверенность на представительство интересов в Страсбургском Суде. Форму доверенности можно найти в разделе «Формуляр доверенности в Европейский Суд».

Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать полная жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе «Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд».

Жалоба и приложения к ней подаются в Европейский Суд по правам человека в одном экземпляре.

Какие жалобы рассматривает ЕСПЧ?

Европейский суд по правам человека – это международный суд, который рассматривает жалобы физических лиц, юридических лиц и иных организаций исключительно на нарушение их прав, гарантированных Европейской Конвенцией по правам человека. Конвенция – это международный договор, по которому многие государства Европы приняли на себя обязательство соблюдать ряд основополагающих прав. Охраняемые права перечислены в тексте самой Конвенции, а также в Протоколах №№ 1, 4, 6, 7, 12 и 13, подписанных только некоторыми странами. Вы должны ознакомиться с этими документами, тексты которых прилагаются.

ЕСПЧ рассматривает не все жалобы. Его полномочия ограничены установленными Конвенцией условиями приемлемости, которые определяют, кто, когда и с какой жалобой может обратиться в ЕСПЧ. ЕСПЧ признает неприемлемыми более 90% поступающих на рассмотрение жалоб. Поэтому вы должны сначала убедиться, что ваши жалобы соответствуют условиям приемлемости, перечисленным ниже.

ЕСПЧ может рассмотреть вашу жалобу только в том случае, если

речь идет о нарушении одного или нескольких прав, закрепленных в Европейской Конвенции и Протоколах к ней;

жалоба направлена против государства, ратифицировавшего Конвенцию или соответствующий Протокол (Не все государства ратифицировали каждый Протокол. Список ратификаций можно найти по адресу www.echr.coe.int/applicants);

жалоба касается обстоятельств, за которые несут ответственность органы публичной власти (законодательной, исполнительной, судебной и т.д.); ЕСПЧ не принимает к рассмотрению жалобы, направленные против частных лиц или частных организаций;

жалоба касается действий и событий, имевших место после ратификации государством Конвенции или соответствующего Протокола (Даты ратификации по каждому государству можно найти по адресу www.echr.coe.int/applicants);

вы лично и непосредственно являетесь жертвой нарушения одного или более основополагающих прав (вы имеете «статус жертвы»);

вы дали возможность органам власти устранить нарушение ваших прав на внутригосударственном уровне (“исчерпание средств правовой защиты”); это требование обычно означает, что перед обращением в ЕСПЧ с той или иной жалобой вы обратились с ней во все судебные или иные инстанции, которые признаются подлежащими исчерпанию. При этом вы соблюдали все процессуальные требования, включая сроки обращения в суд и сроки обжалования. Тем не менее, вы не должны задействовать неэффективные средства правовой защиты или средства, которые выходят за рамки обычной процедуры обжалования, например, обращаться в органы власти, которые не обладают полномочиями выносить обязательные к исполнению решения или не следуют четко установленным процедурам;

вы подали в ЕСПЧ полную жалобу в течение шести месяцев после даты вынесения окончательного решения по вашему делу. Шестимесячный срок обычно отсчитывается либо от даты вынесения решения самой вышестоящей судебной или иной инстанцией, завершающей процесс исчерпания эффективных средств правовой защиты по вашему делу, либо от даты получения этого решения вами или вашим адвокатом. Если для конкретной жалобы нет эффективного средства защиты, шестимесячный срок отсчитывается от даты обжалуемых событий или решений. Течение шестимесячного срока прерывается только при поступлении в ЕСПЧ полной жалобы, соответствующей требованиям статьи 47 Регламента ЕСПЧ (текст этой статьи вы можете найти в «Пакете документов для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека»). Этот срок заканчивается в последний день шестимесячного периода, даже если он выпадает на воскресенье или праздничный день. Таким образом, заполненный формуляр жалобы с приложенными к нему необходимыми документами должны быть отправлены в ЕСПЧ не позднее последнего дня шестимесячного срока. Позаботьтесь о том, чтобы они были отправлены в ЕСПЧ по почте заблаговременно;

каждая жалоба подтверждена вескими доказательствами: вы должны доказать обоснованность ваших утверждений, ясно изложив факты и подкрепив их документами, решениями, медицинскими заключениями, свидетельскими показаниями и другими материалами;

вы можете привести аргументы в пользу того, что факты, являющиеся предметом вашей жалобы, представляют собой необоснованное вмешательство в реализацию одного или нескольких основополагающих прав. Нет смысла жаловаться на то, что некое судебное решение является «несправедливым» или «неправильным»: Европейский суд не является апелляционной инстанцией по отношению к государственным судам, он не отменяет и не пересматривает их решения;

ваши жалобы ранее не были предметом рассмотрения в ЕСПЧ или в другой международной инстанции.

Учтите, что каждый год ЕСПЧ получает десятки тысяч жалоб. Он не имеет возможности рассматривать малозначительные, бессодержательные или повторные жалобы, а также жалобы, не затрагивающие вопросы, которые заслуживали бы рассмотрения международным контрольным органом. Такого рода жалобы могут быть отклонены, если ЕСПЧ сочтет, что заявитель злоупотребляет правом подачи жалобы. К этому выводу ЕСПЧ может прийти также, если жалоба содержит брань или оскорбления.

Жалоба также может быть отклонена в тех случаях, когда действия, на которые жалуется заявитель, не причинили ему значительного ущерба, и при этом предмет жалобы (i) не затрагивает новые аспекты в области прав человека, которые могли бы требовать рассмотрения на международном уровне и (ii) был уже рассмотрен в национальном суде.

Для получения дальнейшей информации об условиях приемлемости вы можете обратиться к адвокату или посетить интернет-сайт ЕСПЧ, где вы найдете информацию об условиях приемлемости и ответы на часто задаваемые вопросы.

Как заполнять формуляр жалобы

Статья 47 Регламента ЕСПЧ содержит требования к надлежаще оформленному формуляру жалобы. Текст этой статьи приложен к «Пакету документов для желающих обратиться в Европейский суд по правам человека». Дополнительная информация приводится в Практическом руководстве «Подача жалобы в ЕСПЧ». Это руководство является приложением к Регламенту и размещено на сайте ЕСПЧ по адресу http://www.echr.coe.int/applicants. Практические пояснения и рекомендации изложены ниже. Советуем ознакомиться с ними до заполнения формуляра жалобы, во избежание ошибок, которые не позволят принять вашу неполную жалобу к рассмотрению.

ПИШИТЕ РАЗБОРЧИВО. Желательно напечатать текст.

ЗАПОЛНИТЕ ВСЕ ОТНОСЯЩИЕСЯ К ВАМ ПОЛЯ. В противном случае ваш формуляр будет считаться неполным и не будет принят к рассмотрению.

Не используйте символы и сокращения: опишите четко словами то, что вы хотите сказать.

По возможности формуляр жалобы необходимо скачать с сайта ЕСПЧ и заполнить в электронном виде. Это ускорит рассмотрение вашего дела.

Официальными языками ЕСПЧ являются английский и французский, но, если вам удобнее, вы можете обратиться в Секретариат ЕСПЧ на официальном языке любого государства, ратифицировавшего Конвенцию. На начальном этапе разбирательства ЕСПЧ может отправлять вам корреспонденцию на этом же языке. Однако на более поздней стадии, а именно если ЕСПЧ предложит государству-ответчику представить письменные замечания по вашей жалобе, вся переписка с вами будет вестись на английском или французском языке, и вы или ваш представитель тоже должны будете использовать английский или французский в дальнейшей переписке с ЕСПЧ.

Заполнение отдельных полей формуляра жалобы

ЕСПЧ примет жалобу только в том случае, если все разделы и поля формуляра заполнены надлежащим образом и если приложены все документы в соответствии со статьей 47. Помните об этом, заполняя формуляр и прилагая подтверждающие документы. Если вы не выполните эти требования, ЕСПЧ не будет рассматривать ваше дело и не заведет по нему досье. Присланные вами документы не будут сохранены.

Примечание: Использованная в формуляре жалобы и этой Инструкции терминология основана на тексте Конвенции.

Поле для штрих-кода

Если вы уже обращались в ЕСПЧ по тому же вопросу и получили наклейки со штрих-кодом, поместите наклейку в поле для штрих-кода в верхней левой части первой страницы формуляра.

Этот раздел предназначен для физических лиц, в отличие от заявителей-юридических лиц или иных организаций, которым следует заполнить Раздел A.2.

1-9. Если жалобу подают два и более заявителей, информация о каждом из них представляется на отдельном листе. Каждому из них следует присвоить порядковый номер. Кроме того, ознакомьтесь ниже с разделом «Коллективные жалобы и жалобы с несколькими заявителями».

6. Адрес: заявитель должен указать почтовый адрес, отличный от адреса адвоката или представителя, чтобы ЕСПЧ мог связаться с заявителем в случае необходимости. Заявитель, не имеющий определенного или постоянного места жительства, может указать номер абонентского ящика или адрес знакомых, дав пояснения.

Этот раздел предназначен для юридических лиц и иных организаций. Если этот раздел заполнен, обязательно заполните также раздел D.1.

10-16. Следует заполнить название организации и внести контактную информацию. Если жалоба подана двумя и более заявителями, информация о каждом из них представляется на отдельном листе. Каждому из них следует присвоить порядковый номер.

Идентификационный номер: укажите официальный идентификационный номер или номер, под которым организация значится в официальном реестре или учете, если такой номер имеется.

Если организация была зарегистрирована, то следует указать дату учреждения или регистрации юридического лица. Эта информация облегчит его идентификацию.

Коллективные жалобы и жалобы с несколькими заявителями

Если заявитель или представитель подают жалобу от имени двух и более заявителей, чьи жалобы основаны на различных фактах, то на каждого заявителя необходимо заполнить отдельный формуляр жалобы, представив всю требуемую информацию. Каждый формуляр должен сопровождаться документами, относящимися к жалобе именно этого заявителя.

Если заявителей больше пяти, то представитель обязан, наряду с формуляром и документами, заполнить и приложить к жалобе таблицу со сведениями о каждом заявителе. Данную таблицу можно найти на сайте ЕСПЧ. Если интересы заявителя представляет адвокат, таблица должна быть направлена в ЕСПЧ также в электронном виде (на CD-ROM или флэш-карте).

Для обработки больших групп жалоб или заявителей Секретариат ЕСПЧ может потребовать у заявителей или представителей представить текст жалобы или документы в электронном или каком-либо другом виде. Для большей эффективности и оперативности производства по жалобе Секретариат может дать и другие указания.

Невыполнение требований Секретариата в отношении способа и формы подачи коллективных жалоб или жалоб от больших групп заявителей может привести к тому, что ЕСПЧ не рассмотрит эти жалобы (см. статьи 47 §§ 5.1 и 5.2 Регламента ЕСПЧ).

Государство, против которого подается жалоба

17. Отметьте галочкой государство или государства, против которого или которых направлена жалоба.

Этот раздел касается государства/государств, которое/которые, по вашему мнению, несет/несут ответственность за нарушения, на которые вы жалуетесь. Помните, что вы можете подавать жалобу только против государств, перечисленных в этом разделе, ибо только они являются участниками Конвенции.

Представление интересов заявителя-физического лица в ЕСПЧ

Лицо, назначенное в качестве представителя в этом разделе, должно поставить свою подпись в поле 35, заявитель должен поставить свою подпись в поле 33.

Представитель, не являющийся адвокатом

18-25. Если заявитель не желает или не может самостоятельно участвовать в разбирательстве – например, из-за плохого состояния здоровья или недееспособности – то он может доверить представительство своих интересов лицу, не имеющему юридического образования. Например, родитель может представлять интересы ребенка, а опекун, член семьи или другой близкий человек может представлять интересы заявителя, который находится в больнице или тюрьме и не может участвовать в разбирательстве по медицинским или иным причинам. В этом случае представителю необходимо указать свои Ф.И.О., контактные данные, а также в каком качестве он/она представляет интересы заявителя или кем он/она приходится заявителю.

26-32. Укажите полные сведения об адвокате, представляющем интересы заявителя в ЕСПЧ, включая его или ее контактную информацию. При подаче жалобы заявитель не обязан прибегать к услугам адвоката, хотя его наличие может быть желательным. Заявитель будет уведомлен, когда рассмотрение дела дойдет до той стадии, на которой участие адвоката является обязательным. Эта стадия начинается после того, как ЕСПЧ принял решение уведомить государство-ответчика о жалобе и запросить у него письменные объяснения. С этого момента заявитель может иметь право на получение пособия на оплату услуг адвоката при условии, что он или она не в состоянии оплатить такие услуги самостоятельно и принято решение, что предоставление пособия необходимо для надлежащего рассмотрения дела. Заявитель своевременно получит всю необходимую информацию по этому вопросу.

В данном разделе должны стоять оригиналы подписей, а не их факсимиле.

33. Заявитель должен подписать доверенность, дающую право представителю действовать от его имени. Подпись заявителя не требуется, если он или она в силу малолетства, недееспособности или по иным причинам не может подписать доверенность. Если заявитель

не может подписать доверенность, а его (законный) представитель, не являющийся адвокатом, нанял адвоката от имени заявителя, такая доверенность должна быть подписана (законным) представителем заявителя.

34 и 36. Поставьте дату подписания доверенности заявителем и его/ее представителем.

35. Адвокату или иному лицу, уполномоченному заявителем на подачу жалобы в ЕСПЧ, необходимо поставить подпись на доверенности, подтвердив таким образом принятие полномочий. В отсутствие такой подписи Секретариат ЕСПЧ продолжит переписку исключительно с заявителем, потому что нет подтверждения того, что представитель действительно участвует в разбирательстве по делу.

Не направляйте доверенность на отдельном бланке или отдельным письмом: все данные о личности и контактные данные должны быть изложены в самом формуляре жалобы. Заявитель и его/ее представитель должны поставить свои подписи в разделе «Одобрение полномочий» при подготовке формуляра для подачи жалобы в ЕСПЧ. Адвокату не следует направлять доверенность отдельно от формуляра жалобы, за исключением ситуаций, когда возникают непреодолимые практические сложности. ЕСПЧ примет доверенность, присланную на отдельном бланке, лишь в том случае, если заявитель меняет адвоката или нанимает адвоката после того, как была подана жалоба. Заявители в таких случаях должны использовать отдельный бланк доверенности на сайте ЕСПЧ, содержащий всю необходимую информацию. Если доверенность направлена на отдельном бланке и при этом не представлено убедительных объяснений, почему этого нельзя было избежать, жалоба будет отклонена как несоответствующая требованиям статьи 47.

Читайте так же:  Увольнение беременных за кражу

Представление интересов заявителя-организации

Должностное лицо организации

37-44. Жалоба, в которой заявителем является организация, подается с одобрения лица, уполномоченного действовать от имени этой организации (например, главы компании или директора фирмы) и с которым ЕСПЧ будет вести переписку при необходимости. Это лицо должно приложить документальное подтверждение своих полномочий на подачу жалобы от имени организации. Например, в зависимости от принятой в том или ином государстве практики, это может быть копия выписки из реестра юридических лиц или реестра торговой палаты, нотариальное подтверждение полномочий или протокол заседания руководящего органа. В случае невозможности документально подтвердить полномочия необходимо привести пояснения.

В данном разделе необходимо указать полные Ф.И.О. и контактные данные лица, обладающего уставными или законными полномочиями действовать от лица организации.

Если должностное лицо организации является одновременно адвокатом, уполномоченным действовать от лица организации, следует заполнить разделы D.1 и D.2 и представить документальное подтверждение своих полномочий.

45-51. Укажите полные сведения об адвокате, представляющем интересы заявителя в ЕСПЧ, включая его или ее контактную информацию. При подаче жалобы заявитель не обязан прибегать к услугам адвоката, хотя его наличие может быть желательным. Заявитель будет уведомлен, когда рассмотрение дела дойдет до той стадии, на которой участие адвоката является обязательным.

Адвокат, указанный в этом разделе в качестве представителя, должен поставить свою подпись в поле 54; должностное лицо организации-заявителя должно поставить свою подпись в поле 52.

Одобрение полномочий

В данном разделе должны стоять оригиналы подписей, а не их факсимиле.

52. Должностное лицо организации-заявителя должно поставить здесь свою подпись, дающую право адвокату действовать от имени организации.

53 и 55. Поставьте дату подписания доверенности должностным лицом организации- заявителя и адвокатом.

Адвокату, уполномоченному организацией-заявителем на подачу жалобы в ЕСПЧ, необходимо поставить подпись на доверенности, подтвердив таким образом принятие полномочий. В отсутствие такой подписи Секретариат ЕСПЧ продолжит переписку исключительно с должностным лицом организации-заявителя, потому что нет подтверждения того, что представитель действительно участвует в рассмотрении дела.

Не направляйте доверенность на отдельном бланке или отдельным письмом: все основные данные о личности и контактные данные должны быть изложены в самом формуляре жалобы. Должностное лицо организации-заявителя и адвокат должны поставить свои подписи в разделе «Одобрение полномочий» при подготовке формуляра для подачи жалобы в ЕСПЧ. Адвокату не следует направлять доверенность отдельно от формуляра жалобы, за исключением ситуаций, когда возникают непреодолимые практические сложности. ЕСПЧ примет доверенность, направленную на отдельном бланке, лишь в том случае, если заявитель меняет адвоката или нанимает адвоката после того, как была подана жалоба. Заявители в таких случаях должны использовать отдельный бланк доверенности на сайте ЕСПЧ, содержащий всю необходимую информацию. Если доверенность направлена на отдельном бланке и при этом не представлено убедительных объяснений, почему этого нельзя было избежать, жалоба будет отклонена как несоответствующая требованиям статьи 47.

E, F and G: Предмет жалобы

56-63. Пишите кратко. Изложите существенную информацию, касающуюся вашей жалобы: перечислите ключевые факты и решения, укажите, каким образом были нарушены ваши права. Не описывайте историю вопроса и малосущественные факты. Не приводите длинные цитаты из решений – достаточно приложить нужный документ и сослаться на него. Факты и жалобы должны быть изложены в отведенных для этого разделах формуляра таким образом, чтобы ЕСПЧ мог определить суть дела, не обращаясь ни к каким другим материалам. Данная информация в отношении вашего дела имеет первостепенное значение для быстрого и эффективного рассмотрения жалобы. Она должна быть изложена на страницах, отведенных для этого в формуляре жалобы, а не в приложенных документах. Факты, нарушения и информация о соблюдении условий приемлемости должны быть ясно и кратко изложены, легко читаемы. Не пытайтесь указать все подробности в каждом из разделов. При этом не допускается оставлять эти разделы незаполненными, например, с указанием «см. приложение». Ваш текст должен уместиться в отведенных для этого разделах. Невыполнение этого требования приведет к тому, что дело не будет рассмотрено ЕСПЧом.

При необходимости, дополнительная информация и пояснения могут быть изложены в отдельном документе в виде приложения к формуляру жалобы. Размер такого дополнения не должен превышать 20 страниц (без учета копий приложенных документов). Это не означает, что вы можете начать составление жалобы на формуляре и продолжить текст на дополнительных листах, до достижения 20 страниц. Эти 20 страниц являются лишь дополнением к краткому изложению (фактов, нарушений и информации о соблюдении

условий приемлемости), которое должно находиться в соответствующих разделах самого формуляра жалобы. В этом дополнении нельзя излагать новые жалобы. Дополнение должно использоваться только для обоснования жалоб, уже изложенных в формуляре жалобы.

Помните, что если ЕСПЧ решит уведомить государство о жалобе и предложить ему представить письменные замечания, заявителю будет дана возможность представить в ответ подробные возражения.

Формуляр жалобы и, при наличии, дополнение к краткому изложению фактов, нарушений и информации о соблюдении условий приемлемости, должны быть легко читаемы. Вышеупомянутое дополнение также должно соответствовать следующим требованиям:

размер шрифта в печатном тексте должен быть не менее 12 пунктов в основной части и 10 пунктов в сносках;

приложения должны быть представлены на листах формата A4 с полями не менее 3,5 сантиметров;

страницы должны быть последовательно пронумерованы; и

текст должен быть разделен на пронумерованные абзацы.

Как правило, вся информация в формуляре и документах, поступивших в Секретариат, включая сведения о заявителе или иных лицах, является общедоступной. Эта информация может быть размещена также на интернет-сайте базы данных ЕСПЧ HUDOC, если ЕСПЧ включит ее в изложение фактов, подготовленное для сведения государства-ответчика, в свое решение о приемлемости жалобы или о ее исключении из списка дел, или в постановление. Поэтому вы должны сообщать ЕСПЧ только те сведения о вашей частной жизни или частной жизни иных лиц, которые являются необходимыми для понимания вашего дела.

Если вы не желаете оглашения ваших персональных данных, вы должны сделать заявление об этом и изложить причины, по которым должно быть сделано исключение из общего принципа свободного доступа к информации по поданным жалобам. ЕСПЧ принимает решение об обеспечении анонимности заявителя только в исключительных и обоснованных случаях.

Изложение фактов

56-58. Пишите ясно и кратко. Указывайте точные даты.

Описывайте обстоятельства дела в хронологическом порядке так, как они происходили.

Если ваши жалобы касаются разных предметов (например, разных судебных процессов), опишите каждый из них отдельно.

Приложите документы в подтверждение ваших жалоб: копии решений или иные документы: например, решение о выселении или депортации. Вы также должны представить письменные доказательства своих утверждений, в том числе документы, подтверждающие имущественное право, медицинские заключения, свидетельские показания, протоколы заседаний, постановления о задержании или содержании под стражей. Если вы не можете получить копию того или иного документа, вы должны объяснить причины, по которым вы не можете это сделать.

Изложение имевших место, по мнению заявителя, нарушений Конвенции и/или Протоколов к ней, а также подтверждающих доводов

59-60. В отношении каждой жалобы укажите, на нарушение какой статьи Конвенции или Протокола вы жалуетесь. Дайте краткое описание того, каким образом были нарушены ваши права.

Объясните как можно четче, в чем именно состоит ваша жалоба на нарушение Конвенции.

Укажите, на какую статью Конвенции вы ссылаетесь, и поясните, каким образом изложенные вами факты свидетельствуют о нарушении этой статьи. Дайте такие пояснения по каждой жалобе отдельно.

Статья 6 § 1: рассмотрение моего иска по поводу компенсации за телесные повреждения было необоснованно долгим, так как оно заняло 10 лет, с 10 января 2002 по 25 апреля 2012.

Соответствие жалобы условиям приемлемости, установленным статьей 35 § 1 Конвенции — информация об исчерпании средств правовой защиты и соблюдении шестимесячного срока

В этом разделе вы должны показать, что вы дали государству-ответчику возможность устранить предполагаемое нарушение на внутригосударственном уровне, прежде чем обращаться в международный суд. Поэтому вы должны подтвердить, что вы использовали эффективные средства защиты, доступные в правовой системе государства-ответчика.

По каждой жалобе о нарушении того или иного положения Конвенции или Протоколов, на которые Вы жалуетесь, укажите:

точную дату окончательного решения, наименование суда или другого органа власти и вид решения;

даты решений нижестоящих судов или других органов власти, которые предшествовали окончательному решению; и

регистрационный номер вашего дела.

Не забудьте приложить копии всех судебных решений и иных решений органов власти, обращения в которые признаются подлежащими исчерпанию. Наряду с этим, вы должны приложить копии исковых заявлений и обращений, а также копии апелляционных, кассационных и частных жалоб, из которых следует, что вы заявляли о сути вопросов, касающихся нарушений Конвенции, в каждой из инстанций.

Далее, по каждой из поднимаемых вами жалоб вы должны доказать, что вы обратились в ЕСПЧ не позднее шести месяцев с даты окончательного решения, принятого в рамках процесса исчерпания средств правовой защиты. В этой связи крайне важно четко указать дату окончательного решения. Для этого вы должны приложить либо копию решения с указанной на нем датой, либо, если вы не получили копию окончательного решения в день его вынесения или провозглашения, то копию документального подтверждения даты получения текста решения, например, копию заказного письма или конверта со штампом. Если по жалобе не имелось эффективных средств защиты, вы должны доказать, что жалоба подана в ЕСПЧ в пределах шестимесячного срока со дня обжалуемых событий, мер или решений, и представить документальное подтверждение даты этих событий, мер или решений.

62-63. Укажите, располагали ли вы каким-либо средством защиты или обжалования, к которому вы не прибегли, и если таковое имелось, то почему вы им не воспользовались.

Более подробная информация об исчерпании средств защиты и соблюдении шестимесячного срока изложена в документе «Практическое руководство по условиям приемлемости» на сайте ЕСПЧ.

Информация о других процедурах международного разбирательства (при наличии таковых)

64-65. Укажите, подавали ли вы те же жалобы, с которыми вы сейчас обращаетесь в ЕСПЧ, в какие-либо другие органы международного разбирательства и урегулирования, например, в

учреждения ООН, такие как Международная организация труда или Комитет ООН по правам человека, или в международный арбитраж. Если вы обращались в такие органы, опишите подробнее суть обращения, указав название органа, а также даты и суть принятых процессуальных решений. Приложите также копии решений и других документов.

66-67. Ранее поданные жалобы в ЕСПЧ (рассмотренные и ожидающие рассмотрения): укажите, подавали ли вы ранее другие жалобы в ЕСПЧ в качестве заявителя, и если да, укажите номер или номера этих жалоб. Эта информация чрезвычайно важна для правильной регистрации, поиска и обработки различных жалоб, поданных от вашего имени.

Список приложений

Приложите список всех судебных и иных актов, на которые вы ссылаетесь в разделах E, F, G и H формуляра, и всех прочих документов, которые вы представляете на рассмотрение ЕСПЧ в подтверждение ваших утверждений о нарушении Конвенции (протоколы заседаний, свидетельские показания, медицинские заключения и т.п.). Укажите в списке приложений номер страницы, на которой находится каждый документ из пакета документов таким образом, чтобы ЕСПЧ было легко их найти. Если места, отведенного для этого в формуляре, недостаточно, Вы можете продолжить список на дополнительном листе.

Приложите к формуляру полные и разборчивые копии всех документов, указанных в списке.

Документы не будут вам возращены, поэтому в ваших интересах приложить копии, а не оригиналы.

разложить документы в хронологическом порядке и отдельно по каждому процессу;

последовательно пронумеровать страницы; и

НЕ СКРЕПЛЯТЬ, НЕ СКЛЕИВАТЬ И НЕ СШИВАТЬ ДОКУМЕНТЫ.

ВНИМАНИЕ: Вы обязаны самостоятельно и заблаговременно сделать все необходимое для получения всей информации и документов, требуемых для подачи полной жалобы в ЕСПЧ. Жалоба, в которой отсутствует один или несколько необходимых документов, будет считаться неполной. ЕСПЧ рассмотрит ее только в том случае, если вы убедительно объясните, почему не смогли приложить недостающие документы.

Из соображений безопасности формуляры, содержащие подозрительные предметы, будут уничтожаться

Заявление и подпись

В этом разделе должны стоять оригиналы подписей.

70-71. Заявление должно быть подписано собственноручно каждым заявителем или уполномоченным представителем, и никем другим.

Контактное лицо для ведения переписки

72. Секретариат ведет переписку только с одним заявителем или одним представителем, уполномоченным представлять интересы заявителя или заявителей. Если жалоба подана несколькими заявителями, у которых нет представителя, один из заявителей должен быть указан в качестве лица, с которым Секретариат будет вести переписку. Если у заявителя имеется несколько представителей, следует указать, с кем из них следует вести переписку.

Как подать жалобу в ЕСПЧ и как происходит ее первоначальная обработка

Форма подачи жалобы

ЕСПЧ принимает жалобы только по почте (не по телефону). Таким образом, бумажная версия формуляра с подлинными подписями заявителя/заявителей и должным образом уполномоченного представителя должна быть направлена в ЕСПЧ по почте. Формуляр, поступивший по факсу, не считается полной жалобой, так как ЕСПЧ требуется оригинал формуляра с подлинными подписями. Бессмысленно приезжать лично в Страсбург, чтобы устно изложить свою жалобу.

Формуляр жалобы можно скачать на интернет-сайте ЕСПЧ по адресу

Отправьте жалобу по следующему адресу:

European Court of Human Rights Council of Europe

67075 STRASBOURG CEDEX FRANCE

Первоначальная обработка жалобы

Только после того, как ЕСПЧ получит полностью заполненный формуляр со всеми подтверждающими документами, будет заведено досье, в котором будет храниться переписка с вами и документы.

При получении вашего формуляра Секретариат ЕСПЧ проверит, содержит ли он всю необходимую информацию и приложены ли все документы. Если необходимая информация или документы отсутствуют, вы получите письмо, в котором будет сказано, что требования статьи 47 Регламента ЕСПЧ не были соблюдены, что досье по вашей жалобе открыто не было и что присланные вами документы сохранены не будут. В этом случае вы можете подать жалобу заново: это означает, что вам нужно направить в ЕСПЧ заполненный формуляр и все необходимые документы и решения, даже если ранее вы высылали часть из них. Неполный пакет документов не будет принят к рассмотрению.

Секретариат не может предоставить вам информацию о законах государства, на действия которого вы жалуетесь, ни дать юридическую консультацию по поводу применения и толкования национального права.

Прежде чем направлять жалобу в ЕСПЧ, сделайте копию заполненного формуляра и сохраните оригиналы документов. Таким образом, если Секретариат уведомит вас о том, что ваша жалоба является неполной, вы сможете, при желании, легко и быстро направить в ЕСПЧ новую, должным образом заполненную жалобу. ЕСПЧ не может гарантировать, что в случае отказа в приеме неполной жалобы, у вас будет достаточно времени, чтобы успеть заново подать жалобу до истечения шестимесячного срока. Поэтому вы должны сделать все необходимое для того, чтобы заблаговременно отправить в ЕСПЧ полный формуляр жалобы вместе со всеми требуемыми подтверждающими документами.

Если формуляр жалобы полностью заполнен, Секретариат может вас уведомить о том, что на ваше имя было открыто досье по жалобе, на номер которой вы должны ссылаться во всей последующей переписке с ЕСПЧ. Вам также будет направлен набор наклеек со штрих-кодом, который вы должны будете приклеивать на все последующие письма в ЕСПЧ.

Секретариат может также запросить у вас дополнительную информацию или разъяснения. В ваших интересах отвечать на все письма Секретариата как можно быстрее, потому что в случае неполучения ответа в течение более шести месяцев, досье по жалобе будет уничтожено. Кроме того, учтите, что даже после принятия жалобы к производству любая задержка с ответом на письмо Секретариата или отсутствие ответа, а также непредставление дополнительной информации или документов по запросу ЕСПЧ, могут расцениваться как утрата интереса со стороны заявителя к процессу рассмотрения его жалобы. Это может привести к тому, что ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу, сочтет ее неприемлемой, либо исключит ее из списка дел.

ЕСПЧ не взимает пошлины. Рассмотрение вашей жалобы осуществляется бесплатно. Вы будете своевременно уведомлены о любом решении, вынесенном ЕСПЧ.