Требования к целям профессионального обучения

Требования к целям профессионального обучения

Процесс формирования и развития будущего специалиста — это, прежде всего, его активная учебно-познавательная деятельность, направленная на овладение гуманитарными, общепрофессиональным и специальными знаниями, умениями и навыками. Таким образом, образовательный процесс — это совместная деятельность преподавателей и студентов, направленная на их обучение, воспитание и развитие. Организация учебно-познавательной деятельности студентов осуществляется профессорско-преподавательским составом вуза.

Образовательный процесс в вузе — это процесс формирования личности специалиста, начиная с осознанного выбора абитуриентом соответствующей профессии, целенаправленной подготовки его к поступлению в вуз и до защиты студентом дипломного проекта.

Выпускники вуза с дипломом магистра, ориентированные на научно-педагогическую деятельность, получают право занимать должности преподавателей в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Следовательно, они должны владеть психолого-педагогическими знаниями, необходимыми для преподавательской деятельности. В учебных планах по ряду направлений подготовки магистров предусмотрено изучение учебной дисциплины «Педагогика высшей школы», призванной решать такие задачи, как научить обучающихся организации не только научно-познавательной деятельности, но и научного творчества будущего специалиста; помочь освоить методику самообразования, научить находить новые способы решения профессионально-педагогических задач. На основе психолого-педагогических знаний научить вести всестороннюю подготовку будущих специалистов к успешной профессиональной деятельности.

Качество образовательного процесса зависит от многих факторов, в том числе от базовых знаний, мотивов учения и личностных свойств студентов, научной квалификации и педагогического мастерства преподавателей, содержания и методов обучения, условий учебы, отдыха и быта студентов, материально-технической базы вуза и др. Следует отметить, что существующая система образования направлена в основном на формирование готовых знаний и умений, а вот задачи, поставленные болонским соглашением, ориентированном в целом на развитие самостоятельности, активности, мобильности личности (развитие природы личности, ее творческого потенциала) решаются слабо.

Творческий потенциал личности рассматривается нами как совокупность социальных, интеллектуальных и психофизических свойств, необходимых для создания новых продуктов культуры (информации, проектов, товаров, техники и т.д.). Структурными составляющими творческого потенциала личности являются способности (познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.), знания и умения, интересы и потребности в преобразующей деятельности, деловые качества и общая культура. Творческий потенциал личности имеет отношение к нравственности: он должен быть использован для созидания, а не для разрушения продуктов культуры. Согласно принципу психологии — единства сознания и деятельности — можно предположить, что творческий потенциал личности формируется, развивается и проявляется в различных видах деятельности. Следовательно, педагогическая задача профессорско-преподавательского состава вуза заключается в проектировании и организации таких видов деятельности студентов, которые в наибольшей степени способствовали бы развитию их творческого потенциала. Это такие виды деятельности, как учебно-познавательная, речевая, коммуникативная, проектная, организаторская и исследовательская. Кроме того, необходимо для формирования и развития профессионально важных качеств включать студентов в квазипрофессиональную деятельность.

Для построения научно обоснованной системы подготовки специалистов с высшим образованием необходимо определить цели образования — это предполагаемый результат учебно-воспитательного процесса, к достижению которого стремятся как преподаватели, так и обучающиеся. О слабой разработанности рассматриваемой проблемы в свое время говорил Г.П. Щедровицкий [7, с.94]. В.П. Беспалько обратил внимание на отсутствие четко поставленных педагогических целей образования и воспитания не только в педагогической науке, но и в практике, что является откровенным формализмом, укоренившимся в педагогике [1, с.31].

В педагогической практике образовательные цели представляются лишь четко очерченным перечнем знаний, умений, а также содержат лишь общие указания относительно необходимости обеспечения не только фундаментальной подготовки обучающихся, а также всестороннего их развития. Г.П. Щедровицкий утверждал, что для перестройки существующей системы образования необходимо иметь проект «продукта» данной системы — человека будущего общества: его практические способности и возможности, взгляды на окружающий мир, его отношения с миром [7, с.94].

В философии выделяются три подхода к выбору целей: 1) идеалистический (на основе представления о сверхчувственном целеполагающем начале); 2) имманентная философия утверждает, что цели определяются внутренними потребностями индивидуальности; 3) материалистический подход, утверждавший, что цели определяются потребностями общества в человеке, обладающего определенными качествами. Возникает вопрос, какие требования предъявляются к профессиональной компетенции, мировоззренческой, управленческой, коммуникативной, нравственно-культурной и физической подготовке специалиста?

Стандарты третьего поколения (ФГОС) содержат требования к результатам обучения, представленные в форме совокупности компетенций, ориентированные на профессиональные стандарты и основанные на приоритете адекватности образовательных результатов потребностям общества и рынка труда.

С точки зрения Н.Ф. Талызиной, базовым при разработке целей профессиональной подготовки будущих специалистов должен быть ориентир на «социальный заказ».

Она считает, что определение целей образования означает моделирование специалиста. Основой целеполагания и моделирования является деятельностный подход [5].

Опираясь на деятельностный подход к теории усвоения социального опыта, А.А. Вербицкий полагает, что ведущей целью профессионального образования должно быть развитие и формирование у студента во время его обучения в вузе целостной структуры будущей профессиональной деятельности. При этом, по его мнению, целями образования является не только профессиональное, но и общее развитие личности, связанное с развитием способностей, системы отношений не только к людям, но и к миру, себе [2]. Цели профессионального образования рассматриваются также в исследованиях зарубежных авторов. Так, например, цели инженерного образования в США сформулированы Американским обществом инженерного образования в специальном докладе [4]: развитие у студентов имеющихся врожденных задатков; формирование специалистов, способных сознательно и компетентно выполнять инженерные функции; овладение будущими специалистами основными научными знаниями в области избранной специальности; выработка у студентов важнейших умений и навыков решения инженерных задач; формирование у них интереса к профессии инженера и стремления к совершенствованию профессиональных знаний и умений.

Профессиональное образование рассматривается нами в качестве специально организованного процесса обучения, воспитания и развития будущего специалиста, который направлен на его подготовку не только к профессиональной, но и гуманитарной деятельности. Профессиональное образование строится с учетом четко обозначенной цели и содержания образования при опоре на мотивы деятельности преподавателей и студентов, с использованием методов, средств и организационных форм профессионального образования. Процесс образования в плане функционирования рассматривается в качестве совместной деятельности преподавателей и студентов, которая направлена на достижение целей образования. Следует учитывать, что любая деятельность включает такие функции, как целеполагание, мотивацию, планирование, организацию, координацию, контроль и оценку. При проектировании профессионального образования нужно опираться на личностно-деятельностный подход, который предполагает развитие и формирование личности специалиста. Сейчас главная цель образования, по мнению А.М. Новикова, рассматривается как становление и развитие способности личности не только к активной профессиональной деятельности, к труду, в том числе к творческому профессиональному труду [3].

Решение проблемы определения целей высшего профессионального образования, прежде всего, связано с моделированием не только личности, но и деятельности будущего специалиста конкретного направления подготовки. На основе анализа реальной производственной и социально-гуманитарной деятельности специалиста с учетом прогноза развития данных областей науки и техники и общих требований, которые предъявляются обществом к специалистам с высшим образованием, структурируется их образ (модель).

Личность будущего специалиста необходимо анализировать на трех уровнях: 1) личность как индивидуальность; 2) личность как гражданин (член общества, выступающий в качестве носителя социально значимых функций, а также личностных качеств); 3) личность, выступающая в качестве субъекта познавательной, коммуникативной, профессиональной и др. видов деятельности. При этом в структуре личности, выступающей в качестве субъекта деятельности, ученые выделяют не только знания, умения и навыки, но и способности, в том числе познавательные, коммуникативные, организаторские и профессиональные. Каков социальный заказ общества к высшей школе, т.е. какие требования предъявляются к современному специалисту?

Современный специалист, прежде всего, должен быть интеллигентом, которого отличает высокий уровень общей культуры, образования и воспитания. Быть интеллигентом — это значит быть готовым и способным не только участвовать в производстве продукции, но и осознавать их ценность для человека и общества в целом, ее связь с культурой, чувствовать персональную ответственность не только за сохранение, но и воспроизводство духовных ценностей. Не случайно, интеллигентному человеку присущи такие нравственные качества, как порядочность, честность, способность к критическому мышлению, духовная свобода, гуманизм, чувство собственного достоинства, уважение к личности другого человека и т.д.

Читайте так же:  Договор рассрочки образец мебель

При уточнении требований к современному специалисту целесообразно также использовать компетентностный подход. Компетентность — это обладание знаниями, умениями и способностями, которые необходимы для исполнения профессиональных должностных обязанностей. Базовыми (ключевыми) компетентностями, которыми должен владеть каждый специалист независимо от специальности, являются: познавательная, информационно-компьютерная, креативная, коммуникативная, социально-психологическая, компетентность в здоровьесбережении, компетентность в ценностно-смысловой ориентации в мире. Компетентность студента как будущего специалиста формируется и развивается в процессе решения системы учебных и исследовательских задач на основе имеющихся знаний, умений и способностей (прежнего опыта). При таком обучении студент осваивает новые виды опыта: выявления и решения проблем; проектирования и исследования; сотрудничества и общения; анализа и оценки результатов деятельности; творчества и т.д.

Развивающаяся в России рыночная экономика ставит перед высшей школой и ее выпускниками новые проблемы. Важнейшей является проблема трудоустройства выпускника вуза по специальности. Все это обязывает современного специалиста быть профессионально мобильным, способным оперативно реагировать на все изменения науки, техники, производства. А для подготовки такого специалиста, на наш взгляд, нужно модернизировать не только содержание, но и методы подготовки студентов на основе включения в образовательный процесс новейших образовательных технологий [6].

Рецензенты:

Емельянова И.Н., д.п.н., профессор, кафедра общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, г. Тюмень;

Акутина С.П., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и педагогики профессионального образования Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Арзамас.

Цели профессионального образования и иерархия их уровней.

Цель (миссия) основной образовательной программы (ООП)

магистратуры по профилю подготовки «Высшее образование»

Концепция непрерывного образования следующим этапом (после общего или среднего специального) повышения уровня знаний, определяет высшее профессиональное образование, которое преследует вполне конкретную цель профессионального образования – воспитание высокообразованного, квалифицированного специалиста в конкретной области. Реализуется данная цель профессионального образования через программы Стандарта высшего профессионального образования. Этими же стандартами определяется не только содержание образовательных программ, но и объем учебной нагрузки на получение профессионального образования. Выпускником, прошедшим итоговую государственную аттестацию по аккредитованной образовательной программе, достигается цель профессионального образования данного этапа — получение документа государственного образца (диплома) об уровне образования и его квалификации.

Любой проект академических стандартов только тогда становится понятным, когда он подкреплен постановкой ясных целей образования, поскольку основные критерии качества образования сводятся как раз к тому, насколько хорошо преподаватели и студенты учебных заведений сознают цели обучения.

Споры о целях и задачах высшего образования внесли сумятицу в академические стандарты приема в вуз, учебных программ, процесс обучения, успеваемости студентов и выпуска их из вуза.

Отправной точкой для определения цели и построения иерархической системы задач применительно к высшему образованию, по мнениям С.Д.Смирнова, Н.Ф. Талызиной, служит модель (профиль) специалиста. Они утверждают, что в основе ее содержания лежит, как правило, квалификационная характеристика, в которой фиксируется система требований к работнику, занимающему данный рабочий пост в системе общественного производства. В ней, в частности, описывается назначение данного рабочего поста, основной характер деятельности работника, перечисляется, что он должен знать, уметь, какими личными качествами обладать. Модель специалиста становится инструментом решения психолого-педагогических задач, когда на ее основе строится модель подготовки будущего специалиста, в которой осуществляется проекция требований к специалисту на требования к организации учебного процесса, к содержанию учебных планов, программ, к методам обучения и т.д.

Согласно Н.Ф.Талызиной, первым шагом перехода от модели специалиста к модели его подготовки служит выделение и полное описание типовых задач, которые он должен будет решать в своей будущей профессиональной деятельности. Типовые задачи выстраиваются в иерархию, которая одновременно является иерархией целей высшего образования.

1. Первый уровень в этой иерархии занимают задачи, которые должны уметь решать все специалисты, независимо от конкретной профессии или страны проживания. Они определяются характером данной исторической эпохи и могут быть условно названы задачами века. В наше время к числу таких задач можно отнести:

• экологические задачи (минимизация негативных воздействий на природу производственной и иной деятельности людей и т.д.);

• задачи непрерывного послевузовского образования (эффективный поиск, анализ и хранение информации, приложение ее к решению профессиональных проблем и т.д.);

• задачи, вытекающие из коллективного характера большинства видов современной деятельности (налаживание контактов с другими членами коллектива, планирование и организация совместной деятельности, учет «человеческого фактора» при прогнозировании результатов работы и т.д.).

2. Второй уровень образуют задачи, специфичные для данной страны. В нашей стране сейчас особенно актуальны задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, проведение маркетинга, поиск надежных партнеров и финансовых источников, рекламирование товаров и услуг, выход на зарубежный рынок и т.п.). Другой по важности слой задач связан с проблемами межнациональных отношений (учет национальных традиций и обычаев, чуткое отношение к национальным чувствам, адекватное реагирование на любые проявления национализма и шовинизма). Наконец, современный специалист должен уметь решать производственные, управленческие и экономические задачи в условиях демократии, гласности, открытости и религиозной терпимости. Эти новые условия часто меняют сам характер задач по сравнению с тем, как они могли ставиться и решаться в тоталитарном обществе.

3. Третий уровень — собственно профессиональные задачи; он является самым большим по объему и разнообразию решаемых задач. В самом общем виде эти задачи могут быть разделены практически для любой специальности на три типа:

исследовательские задачи (требуют умения планировать и проводить исследовательскую работу именно в данной области знания или сфере деятельности);

практические задачи (направленные на получение конкретного результата в будущей профессиональной деятельности и т.п.);

педагогические задачи (преподавание соответствующего предмета в учебном заведении или в условиях производственного обучения).

Каждый из типов задач третьего уровня требует для своего описания специфических профессиональных знаний.

Как мы видим, на основе анализа всех типов задач и исключения повторяющихся элементов строится модель деятельности специалиста. Но если готовить студентов, ориентируясь только на эту модель, то ко времени окончания ими вуза модель в значительной степени устареет. Возникает необходимость в очень сложной работе по выявлению тенденций в изменении характера задач и построении прогностической модели деятельности специалиста, что может потребовать специальных исследований с участием высококвалифицированных специалистов. И это подтверждается самой жизнью: в систему высшего профессионального образования внедряется уже государственный образовательный стандарт третьего поколения.

В Законе РФ «Об образовании» (Федеральный закон от 24.10.2007 N 232-ФЗ) п. 1 статьи 24 « Высшее профессиональное образование» читаем:

«Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».

Целевая характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки Высшее образование такова:

Цель (миссия) основной образовательной программы (ООП) магистратуры — обеспечение профессиональной подготовки магистра педагогического образования по профилю «Высшее образование», формирование комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, специальных компетенций в соответствии с профилем образовательной программы. Вопрос о квалификациях и компетенциях – это вопрос о целях высшего образования, которые выступают активным ядром нормы качества образования, его стандартов.

Область профессиональной деятельности магистров: образование, социальная сфера, культура.

Объектами профессиональной деятельности магистров являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение; образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности магистра – педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, проектная, культурно-просветительская.

Сложным вопросом целей и стандартов образования считается вопрос совмещения стандартов как принудительных критериев профессионализма, с неповторимостью личности преподавателя и студента, учителя и школьника. Вместе с тем при всей противоречивости единых требований к педагогическому профессионализму, предписанных стандартами, и неповторимости индивидуальности каждого человека, это противоречие легко преодолевается.

Понятно, что вузовская подготовка является лишь одним из этапов профессионального становления личности. Для дальнейшего становления выпускника, как профессионала после окончания вуза, необходимы навыки в реализации потребностей его личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, создании вокруг себя благоприятствующих условий для профессионального роста и самосовершенствания. Поэтому целью профессионального образования в этой связи является и формирование у выпускника постоянного стремления к самосовершенствованию и, как следствие, развитие у него качеств конкурентоспособной личности.

Цели высшего образования социально значимы, так как являются отражением общих целей, выраженных государством в образовательных стандартах высшего профессионального образования. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать как содержание образования, так и деятельности преподавателя и его студентов.

Читайте так же:  Вустюг нотариус

Дата добавления: 2016-01-09 ; просмотров: 2250 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Дидактика средней школы

С середины 50-х годов нашего столетия, т. е. с момента возникновения программированного обучения, анализу которого будет посвящена 8 глава, наблюдается явная тенденция к трактовке целей и задач обучения через конечные результаты, допускающие объективную количественную и качественную оценки. Эта тенденция относится прежде всего к первой цели общего образования, т. е. к ознакомлению учащихся с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре, хотя встречаются попытки такой конкретизации и остальных целей учебного процесса. В соответствии с этой тенденцией цели образования выступают в качестве необходимых условий планирования всей педагогической деятельности учебного заведения, деления учебного материала на методические единицы и отдельные уроки, а также для контроля и оценки результатов работы учащихся. Считается, что успех в решении этих задач в немалой мере зависит от того, будет ли дидактическим целям придан вид общих или просто обобщенных характеристик, ориентирующих деятельность преподавателя, или же они будут выражены в виде точного описания планируемых перемен в знаниях и умениях учащихся. В связи с этим рекомендуется, чтобы вместо общих утверждений о том, что учащиеся данного класса должны с определенным уровнем понимания овладеть некоторым законом, положением и т. п., разрабатывались полные перечни тех знаний, умений и навыков, усвоение которых является условием действенного овладения данным законом или положением. Эти знания следует проверять с помощью объективных методов и средств.

Например, правильная формулировка цели занятий по теме «Теорема Пифагора», согласно приведенным выше рекомендациям, звучала бы следующим образом:

После изучения теоремы Пифагора каждый ученик должен уметь:

  • теоретически доказать эту теорему;
  • словесно формулировать содержание теоремы Пифагора, а также выражать ее с помощью формулы с 2 = а 2 + b 2 ;
  • зная связи между отдельными сторонами прямоугольного треугольника, определять длину гипотенузы при известных катетах, а также длину катета, когда известны второй катет и гипотенуза;
  • решать простые геометрические задачи с использованием теоремы Пифагора».

Большое значение придается и тому, чтобы не допускать отождествления целей образования ни с общими направлениями государственной политики в области народного образования, производными от которой они являются, ни с тематикой отдельных уроков. Считается, что эти цели должны: однозначно определять перемены в знаниях и поведении учащихся, которые планируется вызвать в итоге учебно-воспитательных воздействий, указывать условия, при которых результаты этих перемен могут быть продемонстрированы учениками, а также установить требуемый уровень приобретаемых знаний и умений.

Всем названным требованиям, например, отвечает следующим образом сформулированная цель обучения:

«Каждая выпускница курсов должна научиться через три месяца учебы печатать на машинке (планируемая перемена в имеющихся умениях) под диктовку (определение условий представления умения) со скоростью по крайней мере 200 ударов в минуту, допуская не более двух ошибочных ударов (уровень умений, измеренный в данном случае числом ударов по клавишам машинки в минуту и числом допустимых ошибок)».

Такая формулировка целей дидактической работы облегчает учителю рациональную подготовку к занятиям, вынуждая его строго конкретизировать задачи, решаемые в ходе конкретного урока. Кроме того, она позволяет объективно проконтролировать и оценить степень решения поставленных задач, правильно распределить во времени достижение тех общих целей обучения, которые выходят за рамки отдельных предметов и отдельных лет школьного обучения.

Синтезирующий блок

  1. подготовка детей и молодежи к активному участию в общественной жизни;
  2. подготовка учащихся к профессиональной деятельности;
  3. подготовка молодого поколения к активному участию в культурной жизни;
  4. обеспечение детям и молодежи всестороннего интеллектуального, морального, физического и эстетического развития.
  1. ознакомление детей и молодежи с основами систематизированных знаний о природе, обществе, технике и культуре;
  2. развитие способностей и познавательных интересов у учащихся;
  3. формирование у молодого поколения основ научного мировоззрения;
  4. приучение детей и молодежи к систематическому самообразованию;
  5. ознакомление учащихся с научными основами производства, а также выработка у них умений пользования простейшими орудиями труда.

Конкретизации целей образования может помочь предложенный Б. С. Блоомом подход к их систематизации. Этот автор выделяет три группы целей, а именно: познавательную, аффективную и психомоторную. Для конкретизации целей образования самое важное значение безусловно имеет сфера познавательная, охватывающая:

  • знание определенных фактов, умение их обнаружить и интерпретировать, оперировать обобщениями;
  • понимание, умение интерпретировать, переносить и экстраполировать имеющиеся знания;
  • использование знаний;
  • анализ, т. е. умение разлагать данную целостность на составные элементы в целях определения числа и качественных особенностей в этих элементах, умение устанавливать функциональные зависимости между элементами, выделить основание для их классификации и т. п.;
  • в синтез, т. е. Способность к созданию связного целого из образующих его элементов, к воссозданию образа целого на основе частичных данных;
  • оценку фактов с учетом поставленных целей, внутренних и внешних критериев, соответствия полученных результатов исходным целям и т. п.

В свою очередь, при делении первого из вышеперечисленных компонентов познавательной области на составные элементы рекомендуется приучать учеников к правильному выделению описываемых предметов, явлений, событий и процессов среди других, к их определению, описанию, упорядочению и применению на практике, например при решении задач.

Блоомовская попытка конкретизации целей обучения в этом отношении несомненно может оказать определенную помощь, потому что она удачно подчеркивает необходимость представления этих целей не только в плане овладения знаниями, но также в плане понимания и использования полученных знаний учениками. Вместе с тем в ходе этой попытки произошло методологически недопустимое смешение конечных результатов обучения, каковыми являются знания, понимание и т. д., с операциями, представляющими необходимое условие их достижения (анализ и синтез).

Цели и задачи профессионального образования. Принципы профессионального обучения

профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Среди основных задач профессионального образования можно выделить следующие: — дальнейшее усовершенствование материальной базы профессионального образования; — создание центров практик на предприятии; — привлечение специалистов предприятия в организации и постановке задач профессионального образования; — формирование так называемого заказа на специалиста профессионального образования.Основная цель профессионального образования— общее и профессиональное развитие личности, становление ее профессиональной культуры. Поэтому независимо от того, кого готовят профессиональные учебные заведения, какое образование (среднее, высшее) они предоставляют, главным является уровень общего и профессионального образования и профессионального развития, который эти учреждения обеспечивают.

Главная цель профессионального образования может быть конкретизирована в трех направлениях. Первый — создание условий для овладения человеком знаниями и навыками в сфере профессиональной деятельности, получения квалификации или переквалификация, что обеспечивает участие личности в общественно полезном труде в соответствии с ее интересами и способностями. При этом профессиональное образование может рассматриваться как средство самореализации личности, поскольку именно в профессиональной деятельности наиболее полно раскрываются способности человека, а также как средство социальной самозащиты, устойчивости и адаптации к условиям рыночной экономики. Второе направление— воспитание социально активной личности, которая в своей жизни руководствуется общечеловеческими (честь, совесть, человеческое достоинство, справедливость) и культурно-национальными (трудолюбие, свободолюбие, терпимость и т.п.) ценностями и способна к преобразованию производства, производственных, экономических, общественных отношений, к участию в управлении, несет ответственность за результаты своей деятельности и т.д. Третье направление— удовлетворения насущных и перспективных потребностей производства в квалифицированных специалистах, уровень подготовки которых соответствовал бы требованиям научно-технического, социального прогресса, которые бы были профессионально мобильными, имели разносторонние профессиональные и общеобразовательные знания, умения и навыки.

профессиональное обучение — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий);

Принципы профессионального обучения Теоретические основы профессионального обучения базируются на принципах: гуманизации и демократизации; профессионально-политехническая направленности соответствия требованиям современного производства; соединения обучения с производительным трудом, связи теории с практикой; профессиональной мобильности; модульности; сознательности, активности и мотивированности; доступности и наглядности; прочности овладения профессиональной компетентностью; целеустремленности, систематичности, последовательности обучения и др. Являясь определяющими в организации и методике профессионального обучения, вышеуказанные принципы служат ориентиром для организации его целей и задач, способствуют правильной постановке процесса профессионально обучения, развитию педагогического и методического мастерства обучающегося. На их основе обеспечиваются сознательное, творческое отношение учащихся к учебной деятельности и достижение в ней высоких результатов; придается творческий и продуктивный характер процессу обучения и создаются оптимальные условия для него.

Читайте так же:  Заявление отца на прописку ребенка к матери

На основании изложенного можно выделить специфические особенности процесса профессионального обучения : ориентированность на получение конкретной профессии, определяющая мотивы учения и повышенный интерес к специальным предметам и профессиональному обучению; общая прикладная направленность образовательного процесса, вооружающая обучающихся умением применять полученные знания для решения практических задач; преподаватели и мастера профессионального обучения, в совершенстве владеющие своим предметом, являются учителями профессии, воспитателями и наставниками обучающихся; особое значение в общем процессе подготовки квалифицированных кадров имеет производственное обучение как составная часть образовательного процесса, имеющая свои специфические (по сравнению с теоретическим обучением) цели и задачи, а также содержание, средства, методы и формы; важным средством профессионального обучения является производительный труд, подчиненный решению образовательных задач; специфической особенностью процесса профессионального обучения является сочетание обучения в специально организованных, в том числе смоделированных, условиях и в условиях производства.

2. Внимание как психический процесс. Виды и свойства внимания. Управление вниманием в учебной деятельности Внимание это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Виды внимания Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной. Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение.Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии волевого усилия.

Свойства вниманияВнимание характеризуется такими свойствами, как объем, переключение, распределение, концентрация, устойчивость и избирательность. Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов в течение 1 – 1,5 с объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7 – 9 элементам. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке. Распределение внимания – это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Распределение внимания во многом зависит от опыта человека, его знаний и умений. Устойчивость внимания– это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Избирательность внимания – это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах. Концентрация внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Отвлекаемость — это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемостьвозникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Следует различать внешнюю и внутреннюю отвлекаемость внимания. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей. Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса к делу, которым занят в данный момент человек.

Билет №14

Содержание профессионального образования. Федеральный государственный образовательный стандарт как источник формирования содержания образования.

Содержанием образования принято называть систему научных знаний, навыков и умений, которые дают возможность личности разносторонне развиваться, и обеспечивают подготовку личности к труду и общественной жизни.

профессиональное образование — вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Содержание образования для каждого уровня, согласно Закону РФ «Об образовании», определяется соответствующей образовательной программой

Содержание профессионального образования структурировано не только по уровням и ступеням, но и по профессиям, специальностям и направлениям, которые для каждого уровня устанавливаются определенными нормативными документами.

Для системы НПО – это Перечень профессий и специальностей; классификатор специальностей на уровне среднего профессионального образования; Перечень направлений подготовки и специальностей – на уровне высшего профессионального образования.

Как уже говорилось, в Перечне профессий и специальностей НПО профессии распределены по ступеням квалификации, что регламентирует объем и соотношение общего и профессионального образования. Каждая профессия регламентирована минимальным сроком обучения.

Классификатор специальностей СПО систематизирует специальности подготовки специалистов данного уровня по группам родственных специальностей.

Для ВПО Перечень состоит из двух частей: Перечня направлений подготовки бакалавров и магистров и Перечня специальностей.

Структура ВПО сегодня состоит из двух самостоятельных элементов:

· профессионально ориентированное высшее образование, содержание которого дифференцировано по специальностям (его можно отнести к традиционному моноступенчатому варианту подготовки специалиста по конкретной специальности);

· наукоориентированное высшее образование, состоящее из ступеней бакалавриата и магистратуры.

Бакалавриат и магистратура – это многоступенчатые системы подготовки специалистов широкого профиля. Данные ступени не предполагают узкую профессиональную подготовку, поэтому содержание образования дифференцируется по направлениям подготовки, выделенными в соответствии с областями наук.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: — единство образовательного пространства Российской Федерации; — преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, НПО, СПО, ВПО.

Каждый стандарт согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ включает 3 вида требований:

требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Для реализации каждого ФГОС образовательное учреждение должно разработать основную образовательную программу (ООП), включающую учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы.

Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям и заменяются новыми не реже одного раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

При формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования учитываются положения соответствующих профессиональных стандартов.

Разработка ФГОС осуществляется с учетом актуальных и перспективных потребностей личности, развития общества и государства, его обороны и безопасности, образования, науки, культуры, техники и технологий, экономики и социальной сферы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

ФГОС высшего профессионального образования разрабатываются учебно-методическими объединениями вузов по соответствующим направлениями подготовки (специальностям).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .