Приказ 66н последняя редакция

Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (подготовлен Минздравом России 20.09.2017)

Досье на проект

Внести изменения в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 сентября 2012 г., регистрационный N 25359) согласно приложению.

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации
от «___» _____________ 2017 г. N ____

Изменения, которые вносятся в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 августа 2012 г. N 66н «Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях»

1. В наименовании и в абзаце втором приказа слова «дополнительным профессиональным образовательным программам» заменить словами «дополнительным профессиональным программам».

2. В Порядке и сроках совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях:

а) в наименовании слова «дополнительным профессиональным образовательным программам» заменить словами «дополнительным профессиональным программам»;

б) в тексте слова «программа дополнительного профессионального образования», «дополнительная профессиональная образовательная программа» в соответствующем числе и падеже заменить словами «дополнительная профессиональная программа» в соответствующем числе и падеже;

в) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — интернет-портал), доступ к которому обеспечивается с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и Федерального регистра медицинских работников, ведение которого осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. N 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 апреля 2014 г., регистрационный N 32044).»;

г) абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014), в объеме не менее 30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.»;

в абзаце первом слова «, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности)» заменить словами «по соответствующему направлению подготовки (специальности), требованиями профессиональных стандартов специалистов в области здравоохранения»;

после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:

«При реализации дополнительных профессиональных программ может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевой формы взаимодействия.»;

в абзаце четвертом слова «Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения» (зарегистрирован Минюстом России 9 июля 2009 г., регистрационный N 14292), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 26 декабря 2011 г. N 1644н (зарегистрирован Минюстом России 18 апреля 2012 г., регистрационный N 23879)» заменить словами «Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 октября 2015 г., регистрационный N 39438) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 328н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 июля 2017 г., регистрационный N 47273), приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 марта 2016 г., регистрационный N 41337)»;

е) пункт 7 после слов «муниципальных образований» дополнить словами «и на основе договора об образовании, заключаемого с работником и/или с физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение работника».

Обзор документа

Планируется скорректировать порядок прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам.

Так, выбор дополнительной профессиональной программы предполагается производить с использованием интернет-портала непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

Определяется минимальный объем часов, отводимых на повышение квалификации работников, — 30 академических часов ежегодно либо 150 академических часов не реже 1 раза в 5 лет.

Предусматривается возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий.

Также закрепляется обязательность заключения договора об образовании с работником и/или с лицом, обязующимся оплатить его обучение.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»
  • «Учет. Налоги. Право», N 29, август 2010
  • «Финансовая газета», N 36, 02.09.2010
  • «Финансовая газета», N 37, 09.09.2010
  • «Финансовая газета», N 38, 16.09.2010
  • «Финансовая газета», N 39, 23.09.2010
  • «Финансовая газета», N 40, 30.09.2010
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 35, 30.08.2010
  • «Документы и комментарии», N 8, апрель, 2011

ПРИКАЗ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н «О ФОРМАХ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 2 августа 2010 г. N 18023

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224), приказываю:

1. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках согласно приложению N 2 к настоящему Приказу:

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;

в) форму отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг).

3. Установить, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.

Читайте так же:  Айфон 6 оформить в кредит

4. Установить, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (далее — пояснения):

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу.

Рекомендовать некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы «Наименование показателя» приводится графа «Код». В графе «Код» указываются коды показателей согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.

6. Установить, что организации — субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации — субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1 — 4 настоящего Приказа.

7. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Заместитель
Председателя Правительства
Российской Федерации —
Министр финансов
Российской Федерации
А.Л.КУДРИН

Приложение N 1
к Приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 2 июля 2010 г. N 66н

Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н (ред. от 04.12.2012)

Приказ Минфина России от 02.07.2010 N 66н редакция от 04.12.2012 «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

Зарегистрирован в Минюсте России 02.08.2010 N 18023. Опубликован в издании «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 35, 30.08.2010. Изменения, внесенные Приказом Минфина России от 04.12.2012 N 154н, вступают в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования в «Российской газете» — 18.01.2013.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ с 1 января 2013 года годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Приказ 66н последняя редакция

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 5 октября 2011 г. N 124н «О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н» размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в сети Интернет в соответствии с пунктом 6 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Прием экспертных заключений:

начало — 22 ноября 2011 г.,

окончание — 28 ноября 2011 г.

Заключения по результатам указанной экспертизы принимаются Минфином России по электронной почте о[email protected], либо по адресу: 109097, Москва, ул. Ильинка, 9; либо непосредственно в Департамент управления делами и контроля Минфина России, отдел делопроизводства.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 05.10.11 N 124н

О внесении изменений в формы бухгалтерской отчетности
организаций, утвержденные приказом Министерства финансов
Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н

В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 8, ст. 973; N 11, ст. 1312; N 26, ст. 3212; N 31, ст. 3954; 2010, N 5, ст. 531; N 9, ст. 967; N 11, ст. 1224; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4844; 2011, N 1, ст. 238; N 3, ст. 544; N 4, ст. 609; N 10, ст.1415; N 12, ст. 1639; N 14, ст. 1935; N 36, ст. 5148), приказываю:

внести в формы бухгалтерской отчетности организаций, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. N 66н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 августа 2010 г., регистрационный номер 18023; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2010, N 35), следующие изменения:

1. В приложении N 1 в форме бухгалтерского баланса:

1) в разделе I «Внеоборотные активы» графу «Наименование показателя» после строки «Результаты исследований и разработок» дополнить строками «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы»;

2) в разделе II «Оборотные активы» в графе «Наименование показателя» слова:

«Финансовые вложения» заменить словами «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)»;

«Денежные средства» заменить словами «Денежные средства и денежные эквиваленты»;

3) в разделе IV «Долгосрочные обязательства» в графе «Наименование показателя» слова «Резервы под условные обязательства» заменить словами «Оценочные обязательства»;

4) в разделе V «Краткосрочные обязательства» в графе «Наименование показателя» слова «Резервы предстоящих расходов» заменить словами «Оценочные обязательства»;

5) в примечании 6 слова «Уставный капитал» заменить словами «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)», «Собственные акции, выкупленные у акционеров».

2. В приложении N 2:

1) в разделе 1 «Движение капитала» формы отчета об изменениях капитала:

в строках «увеличение номинальной стоимости акций» в графе «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» исключить обозначение «х»;

в строках «увеличение номинальной стоимости акций» в графе «Итого» включить обозначение «х»;

2) форму отчета о движении денежных средств изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему приказу;

3) в строке «Остаток средств на конец отчетного года» формы отчета о целевом использовании полученных средств скобки исключить.

3. В приложении N 3 раздел 7 «Резервы под условные обязательства» изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

4. В приложении N 4:

1) в разделе «Бухгалтерский баланс»:

графу «Наименование строки » после строки «Результаты исследований и разработок» дополнить строками «Нематериальные поисковые активы» и «Материальные поисковые активы» и присвоить им соответственно коды 1130 и 1140;

коды строк 1130 — 1170 считать соответственно кодами 1150 — 1190;

2) в разделе «Бухгалтерский баланс» в графе «Наименование строки»:

наименование строки «Финансовые вложения» по коду 1240 изложить в следующей редакции: «Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов)»;

наименование строки «Денежные средства» по коду 1250 изложить в следующей редакции: «Денежные средства и денежные эквиваленты»;

наименование строки «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» по коду 1310 изложить в следующей редакции: «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)»;

наименование строки «Собственные акции, выкупленные у акционеров» по коду 1320 изложить в следующей редакции: «Собственные акции, выкупленные у акционеров»;

наименование строки «Добавочный капитал (без переоценки)» по коду 1350 изложить в следующей редакции: «Добавочный капитал (без переоценки)»;

наименование строки «Резервный капитал» по коду 1360 изложить в следующей редакции: «Резервный капитал»;

наименование строки «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по коду 1370 изложить в следующей редакции: «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»;

наименование строки «Резервы под условные обязательства» по коду 1430 изложить в следующей редакции: «Оценочные обязательства»;

наименование строки «Резервы предстоящих расходов» по коду 1540 изложить в следующей редакции: «Оценочные обязательства»;

3) раздел «Отчет о движении денежных средств» изложить в новой редакции согласно приложению N 3 к настоящему приказу;

4) в разделе «Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках» в графе «Наименование строки»:

наименование строки «Резервы под условные обязательства — всего» по коду 5700 изложить в следующей редакции: «Оценочные обязательства — всего»;

наименование строки «в том числе (наименование резерва)» по кодам 5701, 5702, 570… изложить в следующей редакции: «в том числе (вид оценочного обязательства)»;

5) дополнить примечаниями следующего содержания:

1. Некоммерческая организация вместо строки «Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей)» по коду 1310 включает строку «Паевой фонд».

2. Некоммерческая организация вместо строки «Собственные акции, выкупленные у акционеров» по коду 1320 включает строку «Целевой капитал».

3. Некоммерческая организация вместо строки «Добавочный капитал (без переоценки)» по коду 1350 включает строку «Целевые средства».

Читайте так же:  Выходное пособие директору при увольнении

4. Некоммерческая организация вместо строки «Резервный капитал» по коду 1360 включает строку «Фонд недвижимого и особо ценного движимого имущества».

5. Некоммерческая организация вместо строки «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» по коду 1370 включает строку «Резервный и иные целевые фонды».».

5. Установить, что настоящий приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, за исключением подпункта 1 пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 настоящего приказа.

Подпункт 1 пункта 1 и подпункт 1 пункта 4 настоящего приказа вступают в силу с бухгалтерской отчетности 2012 года.

Приказ Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 11н (с комментарием)

Отчет о движении денежных средств всегда входил в состав бухгалтерской отчетности. И только сейчас Минфин России разработал и утвердил ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств», в котором содержатся правила для составления этого документа (приказ Минфина России от 02.02.2011 № 11н).

Ранее требования к оформлению коммерческими организациями Отчета о движении денежных средств (далее — Отчет) регулировались в рамках общих требований к заполнению форм бухгалтерской отчетности, а именно:

— приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с отчетности за 2011 г. утратил силу в связи с введением в действие приказа Минфина России от 22.07.2010 № 66н с одно­именным названием);

— ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н.

Заметим, что ранее бухгалтеры при формировании Отчета должны были принимать во внимание План счетов и инструкцию по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Такое требование содержалось в п. 10 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных приказом Минфина России № 67н, который, как мы уже сказали, с отчетности за этот год не применяется.

В перечисленных документах вопрос подготовки Отчета был освещен недостаточно. Отсутствие каких-либо комментариев Минфина России вызывало вольное толкование законодательства и неоднородность практики заполнения Отчета на практике.

Новая форма Отчета о движении денежных средств (форма № 4) утверждена приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее — приказ № 66н). Этот документ, как мы уже сказали, введен взамен приказа Минфина России от 22.07.2003 № 66н, последняя редакция которого относится к 18 сентября 2006 г.

Приказ № 66н закрепляет минимальный набор статей бухгалтерской отчетности. В нем сказано, что организации должны самостоятельно вводить дополнительную детализацию показателей по статьям отчетности. Это означает, что организации должны разработать свои собственные формы отчетов о движении денежных средств, содержащие группировку данных исходя из существенности денежных потоков.

Что касается самой формы, то и она претерпела некоторые изменения. Так, в раздел «Движение средств по текущей деятельности» введена дополнительная строка «арендные платежи, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные платежи и пр.». А в разделе «Движение денежных средств по инвестиционной деятельности» изменена группировка показателей.

Несмотря на то что сама форма № 4 изменена несущественно, требования к ее заполнению значительно расширены. Появление ПБУ 23/2011 имеет позитивное значение. Во-первых, устранены неясности по заполнению Отчета, существовавшие в предыдущих требованиях законодательства (в частности, об отражении движения эквивалентов денежных средств, операций по продаже валюты и др.).

Во-вторых, ликвидировано несоответствие между формами бухгалтерской отчетности (в частности, формой № 2 и формой № 4). И в-третьих, требования к заполнению Отчета максимально приближены к МСФО.

Наконец-то Минфин России дал разъяснения терминов, которые необходимы для подготовки Отчета. Так, теперь стало ясно, что следует понимать под «денежными средствами» и «денежными потоками», отражаемыми в Отчете. Определение «денежные средства» крайне необходимо для понимания того, изменение каких денежных статей подлежит отражению в Отчете, а каких — нет.

Итак, под денежными средствами понимаются денежные средства, а также высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости (далее — денежные эквиваленты). К денежным эквивалентам могут быть отнесены, например, открытые в кредитных организациях депозиты до востребования, векселя Сбербанка России с оплатой по предъявлении.

Под денежными потоками для целей составления Отчета понимаются платежи организации и поступления в организацию денежных средств и денежных эквивалентов (п. 6 ПБУ 23/2011). Таким образом, денежные потоки предполагают приток извне денежных средств (эквивалентов) либо их отток в другие организации или в пользу физических лиц.

В новом стандарте заложены четыре простых принципа.

1. Денежные средства и их эквиваленты должны идентифицироваться в балансе и в Отчете аналогичным образом (этот вопрос должен быть раскрыт в учетной политике организации, а также в пояснительных примечаниях к бухгалтерской отчетности).

2. В Отчете не отражаются потоки между элементами денежных средств (и денежных эквивалентов), поскольку их структура представляет собой результат управления денежными средствами компании.

3. Изменение элементов денежных средств за отчетный период определяется в Отчете арифметически как сумма изменения чистых денежных потоков по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

4. Полученный в Отчете результат изменения денежных средств за период должен быть аналогичен изменению в остатках по денежным средствам и их эквивалентам, отраженным в балансе.

При составлении Отчета бухгалтер должен правильно использовать понятия «денежные средства» и «денежные потоки». Они отражаются противоположным образом: денежные потоки фиксируются в Отчете, а движение между счетами денежных средств (и их эквивалентов) не рассматривается как денежные потоки, так как они не влияют на изменение общего притока (оттока) денежных средств организации и не отражаются в Отчете. Например, погашение банковского векселя не является денежным потоком, если указанный вексель является высоколиквидным, легко обращаемым в неизменяемую денежную сумму инструментом. В результате данная операция не подлежит отражению в Отчете.

Для пояснения методики формирования Отчета в ПБУ 23/2011 указано, что денежными потоками организации не являются (п. 6 ПБУ 23/2011):

— платежи, связанные с инвестированием в денежные эквиваленты;

— поступления денежных средств от погашения денежных эквивалентов (за исключением процентов);

— валютно-обменные операции (за исключением потерь или выгод от операции);

— обмен одних денежных эквивалентов на другие денежные эквиваленты (за исключением потерь или выгод от операции);

— иные аналогичные платежи организации и поступления в организацию, изменяющие состав денежных средств или денежных эквивалентов, но не изменяющие их общую сумму, в том числе получение наличных со счета в банке, перечисление денежных средств с одного счета организации на другой счет этой же организации.

Как видите, Минфин России устранил неясность в отношении:

— отражения операций по купле-продаже валюты (отражается только результат операций — курсовая разница);

— покупки (продажи) векселей банков или крупных компаний, легко переводимых в фиксированные денежные суммы (эти операции не отражаются в отчете, за исключением процентов, дисконтов);

— депозитных вкладов до востребования (являются эквивалентами денежных средств, поэтому их пополнение или снятие не должно отражаться в Отчете);

— операций по снятию наличных в кассу (не изменяют общую сумму денежных средств, не отражаются в Отчете);

— перебросок между банковскими счетами (также не указывается в Отчете).

Вот несколько дополнительных примеров квалификации денежных потоков.

Приобретение акций за денежные средства для перепродажи в краткосрочной перспективе является денежным потоком.

Получение акций в качестве расчетов за поставку продукции не является денежной операцией.

Получение в оплату дебиторской задолженности векселя банка является денежным потоком, так как изменяет сумму денежных средств компании (в данном случае — денежный эквивалент).

Передача векселя банка по индоссаменту третьему лицу является денежным потоком. Такая операция приводит к оттоку денежных средств.

Предъявление векселя банка к оплате не является денежным потоком. Ведь в этом случае происходит расчет денежными средствами за переданный денежный эквивалент.

Те же операции, но при наличии векселя, выписанного контрагентом, не являются денежными потоками, так как не приводят к изменению денежных средств или их эквивалентов.

В ПБУ 23/2011 целесообразно было бы осветить перечень неденежных операций во избежание возникновения ошибок. Но данный вопрос не нашел отражения в документе. Очевидно, что неденежные операции должны оставаться за рамками Отчета как не приводящие к притоку (оттоку) денежных средств. На практике у некоторых организаций могут возникать определенные трудности при решении данного вопроса, в частности относительно расчета векселями. При решении вопроса — отражать или не отражать в Отчете данные операции — следует исходить из понятия денежных средств и их эквивалентов, приведенного в ПБУ 23/2011. То есть, если полученный (переданный) вексель удовлетворяет понятию эквивалента денежных средств, его движение квалифицируется как денежный поток (за исключением обмена высоколиквидными векселями).

Читайте так же:  Бумажные полисы осаго

Согласно п. 44 МСФО (IAS) 7 примерами неденежных операций являются:

— приобретение активов либо путем непосредственного принятия соответствующих обязательств, либо посредством финансовой аренды;

— приобретение компании с помощью выпуска акций;

— конвертация долговых обязательств в акции.

Сюда же можно отнести дополнительную эмиссию акций за счет добавочного капитала, получение товарного займа, взаимозачеты обязательств, расчет с персоналом готовой продукцией, долевыми инструментами и т.д.

На наш взгляд, при идентификации неденежных операций можно руководствоваться МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств». Данный подход согласуется с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В этой норме сказано, что если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организации могут обратиться к международным стандартам финансовой отчетности.

В основу формирования Отчета заложена укрупненная классификация денежных потоков по категориям хозяйственной деятельности, а именно от текущих, инвестиционных и финансовых операций. Такая градация позволяет пользователям отчетности оценить влияние каждого вида деятельности на сумму денежных средств и финансовое положение компании, а также проанализировать связь между указанными видами деятельности.

К текущей деятельности относятся платежи и поступления, относящиеся к обычной деятельности организации, приносящей выручку. Это поступления от покупателей (заказчиков); поступления роялти, комиссионных; платежи поставщикам, подрядчикам; оплата труда работников; оплаченные и полученные проценты, налог на прибыль.

Информация о денежных потоках от текущих операций показывает уровень обеспеченности организации денежными средствами от основной деятельности и независимости ее от внешних источников финансирования.

Денежные потоки от инвестиционной деятельности характеризуются операциями, связанными с приобретением, созданием или выбытием внеоборотных активов организации. Поэтому к ним относятся:

— платежи поставщикам в связи с приобретением (строительством) основных средств, нематериальных активов, а также реконструкцией (модернизацией) объектов;

— платежи по приобретению долгосрочных финансовых вложений (долевых и долговых ценных бумаг), не подлежащих реализации в краткосрочной перспективе;

— выданные и возвращенные займы;

— поступления от продажи внеоборотных активов, полученные дивиденды. Здесь же отражаются проценты, включенные в стоимость инвестиционных активов и относящиеся к финансовым вложениям, а также налог на прибыль в части реализации активов.

Обратите внимание: оплата за приобретение краткосрочных финансовых вложений является денежным потоком по текущей деятельности.

Информация о денежных потоках по инвестиционной деятельности показывает объем расходов, понесенных организацией в обеспечение денежных поступлений в будущем.

Финансовая деятельность характеризуется привлечением внешнего финансирования, в том числе от размещения долевых инструментов компании. Денежные потоки по финансовой деятельности приводят к изменению величины капитала (эмиссия и выкуп акций) либо заемных средств организации. Соответственно к ним относятся поступления от эмиссий, займы полученные и возврат по ним, выплаченные дивиденды. А вот проценты, уплаченные по займам, включаются в потоки по текущей деятельности (если не капитализируются в стоимости активов).

Платежи и поступления от одной операции могут относиться к разным видам денежных потоков. Например, уплата процентов является денежным потоком от текущих операций, а возврат основной суммы долга является денежным потоком от финансовых операций.

Денежные потоки должны быть отражены в Отчете развернуто. Однако некоторые обороты следует сворачивать. Например, когда денежные расчеты характеризуют не столько деятельность организации, сколько деятельность ее контрагентов, а поступления от одних лиц обусловливают соответствующие выплаты другим лицам. Это денежные потоки комиссионера или агента в связи с оказанием ими услуг (за исключением вознаграждения агента, комиссионера), а также оплата услуг в счет будущего возмещения расходов. Сворачиваются также косвенные налоги в составе поступлений от покупателей или оплаты поставщикам (например НДС, начисленный с аванса от покупателей заказчиков).

Кроме того, свернуто отражаются денежные потоки при быстрых оборотах, например покупка и перепродажа финансовых вложений, краткосрочные возвращенные займы (как правило, до трех месяцев).

Подготовка Отчета предполагает не только разделение денежных потоков по категориям деятельности (текущая, инвестиционная, финансовая), но и проведение подробного анализа применяемого компанией Плана счетов и операций по счетам учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», 58 «Финансовые вложения»).

В частности, на счете 55 могут быть учтены депозитные вклады (эквивалент денежных средств), а также денежные средства по государственным контрактам (расчеты с контрагентами). На счете 58 отражаются как краткосрочные, так и долгосрочные финансовые вложения.

При составлении Отчета бухгалтер должен проверить, не нарушена ли методология учета. Так, некоторые компании на счете 58 отражают любые векселя или выданные займы, несмотря на то что в некоторых случаях договоры не содержат условия о начислении процентов (не выполняется условие получения экономической выгоды). Иными словами, следует отделить счета денежных средств и их эквивалентов от счетов учета расчетов и активов.

Далее организациям необходимо выделить счета (субсчета), обороты по которым сворачиваются для целей составления Отчета. От качества анализа остатков и операций по счетам зависит корректность заполнения данной формы отчетности. Заметим, что разделение денежных потоков по видам деятельности (а также в разрезе сегментов — для дополнительного раскрытия информации) и необходимость сворачивания в Отчете отдельных операций могут привести к пересмотру рабочего плана счетов организации.

В ПБУ 23/2011 обращено внимание на необходимость отдельного представления в Отчете существенных денежных потоков. Это требование дуб­лирует аналогичную норму, которая содержится в приказе № 66н. Как показывает аудиторская практика, фактически организации часто используют формы отчетности, предложенные разработчиками бухгалтерских программ, игнорируя принцип существенности.

Важное изменение в части валютных операций: ранее они должны были пересчитываться в Отчете по курсу на дату отчетности (31 декабря), по новым требованиям валютные операции отражаются по курсу на дату операции.

По отдельным операциям ПБУ 23/2011 содержит более консервативный подход к их учету по сравнению с МСФО. Так, ПБУ 23/2011 не допускает вариантов для самостоятельного выбора по данным позициям категории деятельности:

— налог на прибыль — текущая либо инвестиционная, если это налог от продажи внеоборотных активов;

— проценты — текущая, если проценты не включены в стоимость актива и не относятся к долгосрочным финансовым вложениям (в этих случаях это инвестиционная деятельность);

— полученные дивиденды — инвестиционная;

— уплаченные дивиденды — финансовая.

Обратите внимание: если нельзя однозначно отнести операции к одному из трех направлений, они расцениваются как потоки от текущих операций.

В МСФО (IAS) 7 отражена более лояльная позиция. Однозначно проценты и дивиденды относятся к текущей деятельности только применительно к финансовым институтам. Для других компаний прописан иной подход. Указанные поступления или платежи должны классифицироваться последовательно из периода в период как движение денежных средств от операционной, инвестиционной либо финансовой деятельности (МСФО 7.31).

ПБУ 23/2011 не содержит специальных пояснений по поводу квалификации денежных потоков финансовыми организациями. Из этого следует вывод, что такие компании должны руководствоваться общим порядком разделения потоков на основании ПБУ 23/2011. Однако это может привести к несоответствию формы № 4 и формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

В новом ПБУ 23/2011 остались не освещены и другие практические моменты. В частности, это использование в расчетах овердрафта, платежи по договорам финансовой аренды (лизингу). Напомним, что обязательная строка «арендные платежи, лицензионные платежи, гонорары, комиссионные платежи и пр.» формы № 4 включена в раздел «Денежные потоки от текущей деятельности». На наш взгляд, платежи по финансовой аренде более удовлетворяют признакам финансовой деятельности.

Относительно овердрафтов в МСФО (IAS) 7 указано, что иногда овердрафты, возмещаемые по требованию, выполняют функцию управления денежными потоками, то есть составляют денежные средства.

Не совсем понятна квалификация по ПБУ 23/2011 налога на имущество (текущая либо инвестиционная деятельность) и других налогов, включаемых в финансовый результат (например, НДС при безвозмездной передаче имущества).

В ПБУ 23/2011 не указан подход к отражению операций хеджирования. А именно к какому направлению деятельности относятся денежные потоки по приобретению инструментов хеджирования. Согласно МСФО (IAS) 7 такие операции должны квалифицироваться аналогично денежным потокам по хеджируемой статье.

При наличии сомнений при квалификации тех или иных денежных потоков мы рекомендуем обращаться к МСФО (IAS) 7.

Классификация операций по денежным потокам