Презентация сцепленное наследование генов

Оглавление:

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
Презентация «Сцепленное наследование признаков»

Презентация к уроку в 9-м классе по теме «Законы Моргана, или сцепленное наследование признаков»

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сцепленное наследование признаков – – Закон Томаса Моргана Курс «Общая биология» Тема «Основы генетики» 9 класс Москва — 2009

Законы Менделя о независимом характере наследования признаков – всеобщий характер (экпериментально подтверждено) Но. 1906г., В. Бетсон, Р. Пеннет (Англия) – – исключения из законов Менделя Начало ХХ века – опыты Томаса Моргана (США) с плодовой мушкой дрозофилой (удобный объект) Немного истории…

Объектом генетических исследований Моргана была плодовая мушка дрозофила. Достоинства: Внешне различимы самка и самец (у него брюшко мельче и темнее). Неприхотлива в условиях содержания. Короткий цикл развития – через 14 дней выводится новое многочисленное потомство. Широкий спектр мутаций, выраженных в морфологических признаках: окраска тела, размер крыльев, количество щетинок, цвет глаз Данные мутации не влияют на жизнеспособность мушки

Анализ исключений из законов Менделя. 2. Экспериментальное и теоретическое обоснование сцепленного наследования признаков. 3. Создание хромосомной теории наследования. Работы Томаса Моргана

Хромосомная теория наследования Т. Моргана Гены расположены в хромосомах, их количество неодинаково. Каждый ген имеет определённое место в хромосомах; в идентичных локусах гомологичных хромосом находятся аллельные гены. Гены расположены в хромосомах линейно . Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Количество групп сцепления = n (гаплоидный набор хромосом). Сцепление генов может нарушаться в результате кроссинговера. Частота кроссинговера находится в прямой зависимости от расстояния между генами. Каждый вид имеет характерный только для него набор хромосом – кариотип.

P : Опыты Томаса Моргана (дигибридное скрещивание) Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья ААВВ аавв F 1 : 100% АаВв По I закону Менделя наблюдается единообразие признаков

Опыты Томаса Моргана (возвратное, анализирующие скрещивание) F 2 : Родительские комбинации признаков Новые комбинации признаков P : Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья АаВв аавв Ожидаемые результаты скрещивания, если неаллельные гены – в разных хромосомах: ? АаВв 2 5 % аавв 2 5 % Аавв 2 5 % ааВв 2 5 %

Опыты Томаса Моргана (возвратное, анализирующее скрещивание) F 1 : Аавв — 8, 5 % ааВв — 8, 5 % Новые комбинации признаков P : Серое тело Нормальные крылья Чёрное тело Редуцированные крылья АаВв аавв Реальные результаты скрещивания: Родительские комбинации признаков АаВв — 41, 5 % аавв — 41, 5 %

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана А В а в а в а в Неаллельные признаки лежат в разных локусах одной и той же хромосомы Наследуются сцепленно – – группа сцепления Вывод: в потомстве должны отсутствовать новые комбинации признаков P : АаВв аавв

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана P : АаВв аавв А В а в а в G : F 1 : АаВв аавв 5 0% 5 0%

Цитологические основы закона сцепленного наследования признаков Томаса Моргана Как появились новые комбинации признаков в потомстве? Причина: кроссинговер в профазе I мейоза а в А В а А в В а В А в Такие гаметы – материал для новых комбинаций признаков

От расстояния между генами От чего зависит вероятность кроссинговера? Еденица расстояния между генами – 1 морганида 1 морганида – 1% кроссинговера между генами

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

Рабочий лист для самостоятельной работы учащихся. Учебник Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.

Данный урок является текущим в разделе «Основы генетики и селекции» в 10 классе (учебник В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин. Дрофа. 2006г). Изучаемый материал опирается на знания учащихс.

Данная презентация способствует изучению учащимися законов Менделя , имеются формулировки законов, показано решение задач пр полном и неполном доминировании, анализирующем скрещивании. Есть элементы и.

Урок позволяет закрепить знания генетических терминов и генетических законов, проверить степень сформированности у учащихся умений применять генетическую символику и решать генетические задачи.

Методическая разработка содержит конспект урока, презентацию и тексты задач на наследование признаков сцепленных с полом.материал можно использовать для проведения урока по общей биологии в 9 классе.

Презентация и разработка урока «Определение пола и наследование признаков сцепленных с полом».Формирование знаний о сущности механизма определения пола, о наследовании признаков сцепленных с полом. За.

Урок «Сцепленное наследование. Генетика пола». 9-й класс, биология

Разделы: Биология

Задачи:

  1. Сформировать знания о сцепленном наследовании, группах сцепления, генетическом картировании;
  2. Познакомить учащихся с причинами сцепленного наследования генов и механизмом его нарушения;
  3. Сформировать систему знаний о генетическом определении пола и наследовании признаков, сцепленном с полом;
  4. Закрепить навык решения генетических задач.

Оборудование: компьютер, программные диски: «1С: Репетитор. Биология + Варианты ЕГЭ.2006», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», мультимедийная презентация по теме урока (Приложение 1), карточки письменного опроса, схемы сцепленного наследования, схема генеалогического древа королевы Виктории и заболеваемости потомков гемофилией.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка знаний

На предыдущих уроках мы с вами изучили основополагающие законы генетики – это три закона Г. Менделя и познакомились с цитологическими основами их действия. Давайте вспомним всё, что мы изучили по данной теме.

Слайд: Вопросы:

  1. Назовите три закона Г. Менделя?
    I закон – закон единообразия,II закон – закон расщепления,III закон – закон независимого наследования.
  2. Каких правил придерживался Г. Мендель при проведении своих опытов?
    1. использовал для скрещивания растения разных самоопыляющихся сортов – чистыми линиями
    2. чтобы получить больше материала для анализа, использовал несколько родительских пар гороха
    3. намеренно упростил задачу, наблюдая наследование только одного признака; остальные не учитывал
  3. Сформулируйте закон чистоты гамет. Кому принадлежит открытие этого закона?
    При образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
  4. Всегда ли признаки можно чётко разделить на доминантные и рецессивные?
    В некоторых случаях доминантный ген не до конца подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки.
  5. Какое название получило это явление?
    Это явление получило название неполного доминирования.
  6. Всегда ли по фенотипу можно определить, какие гены содержит данная особь? Приведите пример.
    Не всегда. Рецессивный признак всегда проявляется только в гомозиготном состоянии, т.е. аа. А доминантный признак может проявляться у особей с гомозиготным или гетерозиготным генотипом, т.е. АА или Аа.
  7. Можно ли установить генотип особей, которые не различаются по фенотипу? Какой метод используют для этого?
    Да, можно установить. Для этого используют скрещивание исследуемой особи с рецессивной гомозиготой аа по исследуемому признаку, называемое анализирующим скрещиванием.
  8. Какими особенностями характеризуется дигибридное скрещивание?
    Рассматривается наследование и производится точный количественный учёт потомства по двум парам альтернативных признаков.
  9. Всегда ли справедлив закон независимого наследования, т.е. III закон Г. Менделя?
    Закон справедлив только в тех случаях, когда гены рассматриваемых признаков располагаются в разных негомологичных хромосомах.

III. Основная часть

Приветствие класса

Итак, законы Г. Менделя имеют свои ограничения. После их открытия в науке постепенно стали накапливаться факты о том, что в некоторых случаях расщепление признаков происходит не по правилам Г. Менделя. При анализе этого явления оказалось, что гены исследуемых признаков были в одной хромосоме и наследовались вместе. Сегодня мы будем говорить об особенностях такого наследования, выясним существуют ли случаи его нарушения. Так же мы разберём особенности определения пола различных живых организмов и механизм наследования признаков, сцепленных с полом.

Читайте так же:  Страховка на прицеп грузовой

Тема сегодняшнего занятия: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Слайд: «Сцепленное наследование. Генетика пола.»

Генов, кодирующих различные признаки у любого организма очень много. Например, у человека приблизительно около 100 000 генов, а видов хромосом только 23. Следовательно, все они умещаются в этих хромосомах. Как же наследуются гены, находящиеся в одной хромосоме?

На этот вопрос даёт ответ Современная хромосомная теория наследственности созданная Т. Морганом.

Слайд: Томас Хант Морган

Основным объектом, с которым работали Т. Морган и его ученики, была плодовая мушка Дрозофила. Проводилось дигибридное анализирующее скрещивание по двум признакам: длине крыльев и цвету тела. Данные опытов показали, что получается расщепление признаков 1:1 вместо ожидаемого — 1:1:1:1.

Слайд: Эксперимент Т. Моргана

Слайд: Закон Т. Моргана

В ходе этих исследований было также доказано, что каждый ген имеет в хромосоме своё строго определённое место — локус. В последствии эта особенность расположения генов будет практически использована для составления генетических карт.

Однако в экспериментах Моргана выяснилось, что среди гибридов первого поколения при проводимых скрещиваниях, появлялся небольшой процент мушек с перекомбинацией признаков, находящихся в одной хромосоме, т.е. нарушение сцепленного наследования.

Слайд: Нарушение сцепленного наследования

Оказалось, что во время профазы первого деления мейоза гомологичные хромосомы могут разрываться в месте контакта и обмениваться аллельными генами. Это явление получило название – перекреста или кроссинговера.

Слайд: Кроссинговер

Большинство живых организмов представлено особями двух видов – мужского и женского. Как же генетически определяется принадлежность организма к тому или иному полу?

Слайд: Классификация хромосом организма

В начале ХХ века Т. Морган установил, что самцы и самки отличаются друг от друга всего одной парой хромосом – половых хромосомы. Хромосомы в этой паре отличны друг от друга. Остальные пары хромосом одинаковы и получили название – аутосом. При формировании гамет у самки будет образовываться один вид гамет: 3 аутосомы + Х хромосома, а у самцов два вида гамет: 3 аутосомы + Х хромосома или 3 аутосомы + У хромосома. Если при оплодотворении с яйцеклеткой сольётся сперматозоид с Х-хромосомой, то разовьётся самка, если с У-хромосомой, то – самец.

Слайд: От какого пола – гомозиготного или гетерозиготного зависит пол будущей особи?

– От гетерозиготного, т.е. содержащего половые хромосомы разного вида

Этот факт доказывает следующая схема.

Слайд: Схема расщепления по признаку пола у дрозофилы

У некоторых видов живых организмов хромосомное определение пола совсем другое. Рассмотрим такие случаи.

Слайд: Хромосомное определение пола

Слайд: Все ли гены, находящиеся в половых хромосомах определяют признаки, имеющие отношение к полу?

Если гены, определяющие какой либо признак расположены в аутосомах, то наследование признака происходи независимо от того, кто его носитель – мужчина или женщина. Если гены признака расположены в половых хромосомах, то его наследование будет определяться его расположением в Х или У хромосоме, а значит и принадлежностью к определённому полу.

Слайд: Наследование сцепленное с полом

Примером такого наследования служит наследование таких заболеваний у человека как гемофилия и дальтонизм. Гены, определяющие здоровый и больной признак расположены в Х-хромосоме половой пары. В этом случае болезнь проявляется у мужчин, даже несмотря на то, что больной ген в рецессивной форме.

Сообщения учащихся о гемофилии и дальтонизме

Слайд: Гемофилия

Информация: Гемофилия — наследственная болезнь, передаваемая по рецессивному сцепленному с Х-хромосомой, типу, проявляющаяся повышенной кровоточивостью.
Передается по наследству через потомство сестер и дочерей больного. Женщины-носительницы передают гемофилию не только своим детям, а через дочерей-носительниц — внукам и правнукам, иногда и более позднему потомству. Болеют мальчики (гемофилия С встречается и у девочек).

Выделяют три формы гемофилии — А, В и С. При гемофилии А отсутствует фактор VIII, при гемофилии В — фактор IX и при гемофилии С — фактор XI свертывания крови.

Слайд: Дальтонизм

Информация: Дальтони́зм, цветовая слепота — наследственная, реже приобретённая особенность зрения, выражающаяся в неспособности различать один или несколько цветов. Названа в честь Джона Дальтона, который впервые описал один из видов цветовой слепоты, на основании собственных ощущений, в 1794 году. Дальтон не различал красный цвет, но не знал о своей цветовой слепоте до 26 лет. У него были три брата и сестра, и двое из братьев страдали цветослепотой на красный цвет. Дальтон подробно описал свой семейный дефект зрения в небольшой книге. Благодаря её публикации и появилось слово «дальтонизм», которое на долгие годы стало синонимом не только описанной им аномалии зрения в красной области спектра, но и любого нарушения цветового зрения.

А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём шла речь на уроке, и выполним приготовленные задания.

Диск: тестовые вопросы по изученной теме. («Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии», «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», репетитор по биологии») вопросы №238, 226, 217, 222, 254, 256.

  1. Законы Г. Менделя имеют ограничения
  2. Гены, находящиеся в одной хромосоме наследуются совместно, т.е. сцеплено
  3. Явление нарушения сцепленного наследования называется кроссинговером
  4. Принадлежность к полу определяется парой половых хромосом
  5. Гены, находящиеся в половой паре хромосом наследуются сцеплено с полом

VII. Домашнее задание

Слайд: Выучить §3.8,3.10; Уметь отвечать на вопросы после параграфов.

Выполнить письменно задание на карточках.

Подготовить сообщения о видах взаимодействия генов.

Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме:
Презентация «Сцепленное наследование»

Объяснение темы «Сцепленное наследование» наглядно, с помощью анимаций можно провести используя презентацию.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Решение Дано Решение F 1 : ж – 201 з — 195 Схема скрещивания Генотипы родителей и потомков Фенотип ген признак А а ж з ? Р ♀ Аа х ♂ аа G А а а F 1 Аа аа По фенотипу: 1:1 По генотипу: 1:1 Анализирующее скрещивание ж з з ж

Решение Дано Решение F 1 : ж – 599 з — 199 Схема скрещивания Генотипы родителей и потомков Фенотип ген признак А а ж з ? Р ♀ Аа х ♂ Аа G А а а F 1 АА Аа По фенотипу: 3:1 По генотипу: 1:2:1 ж ж ж ж А Аа ж аа з

Расположение генов в хромосоме ………… А а В b А B a b Ген Признак А а В b Ж З Г М Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки.

Сцепленное наследование генов Сцепленное наследование генов не подчиняется законам Г. Менделя. Механизм сцепленного наследования генов изучал Т. Морган, который работал с мушками – дрозофилами. Выдающийся американский генетик Т. Морган (1886 — 1945) Имеют всего 8 хромосом в диплоидном наборе и отличия по многочисленным признакам

Генетическая формула дигомозиготы P А Ген Признак А а В b П К С Ч А B B G А B А B

Генетическая формула дигетерозиготы P А Ген Признак А а В b П К С Ч а B b G А B a b Закон Моргана или закон сцепления : сцепленные гены, локализованные в одной хромосоме и разных локусах наследуются совместно (сцеплено).

Основные положения Т. Моргана 1. Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют одну группу сцепления и наследуются совместно (сцеплено). 2. Сцепленные гены располагаются в хромосоме линейно друг за другом. 3. Сцепление может быть полным при отсутствии кроссинговера. 4. Сцепление может быть неполным – прерывается кроссинговером.

Кроссинговер А а B b А B a b С Г К Ч a В А b Примеры признаков , которые наследуются сцеплено: у кукурузы -окраска семян и поверхность семян – гладкая и морщинистая, у душистого горошка – окраска цветка и форма пыльцы. С Г Ч К

Частота кроссинговера зависит от расстояния между сцепленными генами. 1. Чем дальше друг от друга расположены гены в хромосоме, тем больше вероятность их «отрыва» при кроссинговере. 2. Чем ближе друг к другу, тем крепче они сцеплены.

Повторение: В каких случаях выполняется закон Моргана? Какое явление вызывает нарушение закона Моргана? От чего зависит частота кроссинговера между генами, находящимися в одной хромосоме?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные знания по теме наследование.

Цель урока: формирование умений решать генетические задачи, применять теоретические знания на практикеРассматриваются задачи на сцепленное наследование генов и сцепленное с полом наследование.

Читайте так же:  Пребывание за границей в автобиографии

Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование признаков». 10 класс . Презентация.

Цель: сформировать знания о хромосомном определении пола, сцепленном с полом наследовании признаков, за которые отвечают гены, локализованные в половых хромосомах.

Презентация является дополнением к уроку.

В тест по генетике для 11 класса на сцепленное наследование включены 5 задач различной сложности на дигибридное скрещивание — независимое, аутосомно — сцепленное и сцепленное с полом наслед.

Методика урока-практикума по теме «Наследование. Наследование и его правовая регламентация» для 11 класса профильного уровня обучения. Цель практикума: научить применять на практике полученн.

СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемn-poltav.narod.ru

Похожие презентации

Презентация 10 класса по предмету «Биология и Экология» на тему: «СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

2 СЦЕПЛЕННОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ ГЕНОВ ( ПРЕЗЕНТАЦИЯ УРОКА БИОЛОГИИ В 10 КЛАССЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ) ЗАДАЧИ УРОКА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ЯВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕННОГО НАСЛЕДОВАНИЯ ГЕНОВ СФОРМИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ЗАКОНА Т.МОРГАНА ПОЗНАКОМИТЬ С ПРИНЦИПОМ СОСТАВЛЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ РАСКРЫТЬ ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ МЕДИЦИНЫ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РАЗВИВАТЬ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ АВТОР: ЗЫКОВА МАРИНА ЕВГЕНЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

3 ПЛАН УРОКА 1.Актуализация знаний 2.Изучение нового материала 2.1 Всеобщий характер законов Г. Менделя. Исключения. 2.2 Гипотеза хромосомной природы наследственности Открытие материальных носителей наследственности Экспериментальное обоснование хромосомной теории наследственности 2.3 Расположение генов в хромосоме Кроссинговер и его генетические последствия Генетические карты хромосом 2.4 Резюме: основные положения закона Т. Моргана 3.Закрепление материала (тестирование) 4.Факультативный час 4.1 Решение задач на результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу при сцепленном наследовании 4.2 Решение задач на составление карты хромосом

4 ПОДУМАЙТЕ ! 1.Для каких генов применим закон независимого наследования Г. Менделя? Ответ: Для генов относящихся к разным аллелям, размещенным в разных парах гомологичных хромосом. 2. Как называется участок хромосомы, где располагается ген? Ответ: Локус 3.Какое явление изображено на схеме? Ответ: Кроссинговер, или рекомбинация генов. 4. В чем сущность данного явления? Ответ: Кроссинговер это обмен участками ДНК в паре хроматид из гомологичных хромосом в профазе I мейоза.

5 Всеобщий характер законов Г.Менделя год – год рождения науки генетики Г.де Фриз – голландский ботаник (работы с маком) К.Корренс – немецкий ботаник (работы с кукурузой) Э. Чермак – австрийский ботаник (работы с горохом) Бэтсон – английский биолог (опыты с курицами) Гено – французский зоолог (опыты с мышами) Исключение: не дают независимого расщепления в F 2 следующие признаки Форма пыльцы и окраска цветов у душистого горошка Красная окраска цветов и темные стебли и листья у растений Длинная шея и длинные конечности у животных (и наоборот) Темные глаза и темные волосы у человека (и наоборот)

6 Гипотезы хромосомной теории наследственности 1903 год – предположение о нахождении многих генов в хромосоме и их совместном наследовании В.Сэттон, американский биолог О. Гертвиг, немецкий биолог 1909 год – опыты американских биологов с плодовой мушкой дрозофилой Т. Морган и его сотрудники: К.Бриджес Г.Дж. Меллер А. Стертевант

7 Объект исследования — дрозофила Причины выбора: Быстрое размножение (3 поколения в месяц) Малое количество хромосом (4 пары) Хорошо заметные внешние различия Мутанты дрозофил по строению крыльев: А – с зазубренными крыльями, Б – с недоразвитыми крыльями, В – с загнутыми крыльями, Г — бескрылые

8 Закономерности сцепленного наследования признаков

9 Расщепление по фенотипу при независимом и сцепленном наследовании признаков

10 Группы сцепления Сцепленные гены – гены, расположенные в одной хромосоме и наследуемые совместно. Количество генов в различных группах сцепления (то есть в различных хромосомах) может отличаться друг от друга. Число групп сцепления равно числу хромосом в гаплоидном наборе: Дрозофила – 4 Горох – 7 Кукуруза – 10 Мышь – 20 Человек – 23 Дождевой червь – 36 Ящерица – 38 Кролик – 44 Корова -60

11 Генетические последствия кроссинговера Неполное сцепление – это последствие кроссинговера Кроссоверные гаметы – гаметы, образовавшиеся в результате рекомбинации генов.

12 Частота кроссинговера и расстояние между генами Частота рекомбинаций определяется по формуле, где N – количество рекомбинантов, N 0 – общее количество потомков. Морганида – единица расстояния между сцепленными генами, равная 1% кроссинговера. Частота рекомбинаций генов показывает относительное расположение сцепленных генов в хромосоме: чем дальше друг от друга находятся гены, тем выше частота рекомбинации. Это обстоятельство используется при составлении генетических карт.

13 Генетические карты Генетическая карта – схема относительного расположения генов, находящихся в одной хромосоме. Показывает: 1.Последовательность расположения генов в хромосоме 2.Расстояние между генами Геном – совокупность всех генов гаплоидного набора хромосом.

14 Принцип построения генетической карты Метод триангуляции — определение взаимного расположения (последовательности) локусов трёх и более генов. Построение генетической карты для генов A, B, C, частоты рекомбинаций между которыми составляют A – B = 6 %, B – C = 14 %, A – C = 8 %.

15 Основные положения закона сцепленного наследования Т.Моргана Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются совместно. Сцепление бывает полным и неполным. При неполном сцеплении гомологичные хромосомы обмениваются своими участками, что обеспечивает возможность возникновения новых сочетаний генов. Для генов, локусы которых разделены большими расстояниями характерен двойной кроссинговер, когда рекомбинация происходит одновременно в двух точках.

16 ТЕСТИРОВАНИЕ Определите на рисунке, между какими генами наиболее высока вероятность перекреста: 1 вариант 2 вариант 3 вариант 4 вариант а) АД б) ВС в) АВ г) ВД а) Аб и аб б) вс в) сд и сД г) Ад и аД а) АВ и ав б) АС и ас в) Вд и вд г) Ад и ад а) Ад б) аб в) вс и вС г) ас и аС

17 Решение генетических задач На результаты количественного и качественного учета расщепления по генотипу и фенотипу Задача: Скрещены две породы кроликов: пятнистые нормальношерстные и сплошь окрашенные ангорские. В F1 все кролики пятнистые нормальношерстные. В результате анализирующего скрещивания получено 26 пятнистых ангорских, 144 сплошь окрашенных ангорских, 157 пятнистых с нормальной шерстью и 23 сплошь окрашенных с нормальной шерстью. Вопросы: 1. Сколько разных фенотипов получится от такого скрещивания? 2. Какой процент гамет самки содержит одновременно гены пятнистой и ангорской шерсти? 3. Какой процент гамет содержит гены сплошной окраски и нормальной длины? 4. Какой процент потомков от этого скрещивания будет фенотипически похож на отца? 5. Какой процент потомков от этого скрещивания будет дигетерозиготен?

18 Дано: А – ген пятнистой окраски а – ген сплошной окраски В – ген нормальной длины в – ген ангорской шерсти — генотип самки ( по некроссоверным потомкам, которых более 50%) — генотип самца (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F Ответ: 1.4 фенотипа 2.7,4 % (26÷350100) 3.6,6% (23÷350100) 4.41,2% (144÷350100) 5.44,2% (157÷350100)

19 Решение генетических задач На составление карты хромосом Задача: В результате анализирующего скрещивания у томатов получилось следующее расщепление: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс Написать схему анализирующего скрещивания. 2. Построить карту для указанных генов с указанием расстояния между ними.

20 Дано: А-В-С- 73 А-ввС- 2 А-В-сс 348 А-ввсс 96 ааВ-С- 110 ааввС- 306 ааВ-сс 2 ааввсс 63 — генотип женского растения (по некроссоверным потомкам, которых более 50%) — генотип мужского растения (т.к. скрещивание анализирующее) Р × Г F некроссоверные кроссоверные

21 АВ, ав, Вс, вС, Ас, аС – сцепленные гены Ав, аВ, ВС, вс, АС, ас – кроссоверы А/B = ( )100÷1000 = 21% B/c = ( )100÷1000 = 34,2% A/c = ( ) )100÷1000 = 14% Поправка на двойной кроссовер: (2+2)2 )100÷1000 =0,8% В А с 21% 14%

Презентация к уроку » Сцепленное наследование генов»

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Читайте так же:  Доверенность в типографию

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кустовская средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» Полное и неполное сцепление между генами, расстояние между генами Учитель биологии Чепурная О.В.

Цель урока Сформировать понятие о сцепленном наследовании генов, группах сцепления

Полное и неполное сцепление генов, расстояние между генами СОДЕРЖАНИЕ Сцепленное наследование генов Группы сцепления

Сцепленное наследование Гены, локализованные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются, как правило, вместе. Сцепление генов, расположенных в одной хромосоме, может быть полным и неполным.

Расположение генов в хромосоме ………… А а В b А B a b Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и отвечающие за разные признаки.

Группы сцепления Группы сцепления совокупность генов, находящихся в одной хромосоме. Число групп сцепления равно числу пар гомологич­ных хромосом данного организма (иными словами, оно равно гаплоидному числу его хромосом). Например, у дрозофилы число хромосом 8 (2n = 8, n = 4), следовательно, он имеет 7 групп сцепления, у человека 46 ( 2п=46 у женщин 23, у мужчин 24 )

Список литературы: Батлуцкая, И.В. — Практикум по общей, физиологической и экологической генетике: [Текст] / учеб.- метод.пособие/ И.В.Батлуцкая, Е.Н.Хорольская, В.А.Глотов: Белгород, БелГУ, 2009 -144с. — ISBN 978-5-9571-0391-6 Сцепленное наследование. [Электронный ресурс] / Презентация к уроку биологии. http://www.myshared.ru/slide/320895 свободный, 09.06.2015 года Захаров, В.Б. Общая биология [Текст]/ Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. Заведений, В.Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н.И. Сонин – М.: Дрофа, 2002, 381 стр.[194]; с. ил — ISBN 978 -5-358-11912-3 Наследственные заболевания . [Электронный ресурс]/ Презентация к уроку биологии. http://bigslide.ru/biologiya/4705-nasledstvennie-zabolevaniya.html , свободный 08.06.2015 года

Номер материала: ДБ-364489

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Презентация по биологии на тему «Сцепленное наследование» ( 10 класс)

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентация к уроку биологии в 10 классе. Тема: «Сцепленное наследование. Закон Моргана». Учитель биологии МКОУ СОШ с. Карджин Величко Л.М.

Тема урока: «Сцепленное наследование. Закон Моргана» Эпиграф: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Цель урока: изучение явления сцепленного наследования Задачи урока: формирование знаний о локализации генов в хромосомах. раскрытие сущности явления сцепленного наследования – закона Т. Моргана. понимание причины нарушения сцепления генов.

Задача 1: При скрещивании самки мухи дрозофилы с серым телом и длинным крылом с самцом с темным телом и коротким крылом в первом поколении все потомство оказалось серотелым и длиннокрылым. О чем говорит полученный результат и какой закон имеет место?

Задача2: Какого расщепления следует ожидать при скрещивании самки дрозофилы, являющейся гибридом первого поколения с резессивным по обоим признакам самцом?

Проблема: На самом деле учеными был получен совсем другой результат. Расщепление: 41,5 : 8,5 : 8,5 : 41,5 Почему не наблюдалось равного 25% расщепления?

Томас Хант Морган Американский биолог, один из основоположников генетики. Родился 25 сентября 1866г. в Лексингстоне. Лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1933 года «за открытия, связанные с ролью хромосом в наследственности». Томас Морган и его ученики обосновали хромосомную теорию наследственности

Объект исследования Муха дрозофила ♀ ♂

Генетические достоинства дрозофилы: Контрастные признаки Плодовита Неприхотлива 4 пары хромосом

Эксперимент Т. Моргана плодовая мушка дрозофила диплоидный набор = 8 хромосом А – серое тело а – тёмное тело В – нормальные крылья в – рудиментарные крылья Р Х G F 1 АаВа аавв АВ ав ав АаВв аавв Вывод: Гены признаков А и В находятся в одной хромосоме ♂ ♀

«Гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуется сцеплено» Закон Т. Моргана Сцепленные гены – это гены, расположенные в одной хромосоме и наследующиеся совместно. Локус – это участок хромосомы, в котором расположен данный ген.

Р Х F 1 G АаВа аавв АВ Ав аВ ав ав АаВв Аавв ааВв аавв 41,5% 8,5% 8,5% 41,5% Нарушение сцепленного наследования ♂ ♀

Кроссинговер – обмен участками меж-ду гомологичными хро-мосомами в момент их временного сближения, т.е. конъюгации А а А а А а АВ ав Ав аВ кроссинговер в В в В в В Гаметы:

Хромосомная теория наследственности 1. Признаки организма формируются под влиянием генов. Ген – единица наследственной информации. 2. Гены расположены в хромосомах линейно. Каждый ген занимает определенный локус. Гены, занимающие одинаковые локусы в гомологичных хромосомах называются аллельными.

Хромосомная теория наследственности 3. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются сцепленно (закон Моргана). Число групп сцепления равно гаплоидному набору хромосом 4. Новые комбинации генов образуются в результате кроссинговера

Хромосомная теория наследственности 5. Частота кроссинговера зависит от расстояния между генами: чем дальше расположены гены, тем чаще между ними происходит кроссинговер Единица измерения расстояния между генами – МОРГАНИДА (М) 1 М = 1% сross

Проверка знаний: Задача:для 1-й группы при скрещивании душистого горошка с яркой окраской цветов и усами с растением с бледной окраской цветков и без усов (гены сцеплены) в F1 все растения были с яркими цветками и усами. При скрещивании между собой гибридов F1 были получены растения: с яркими цветками и усами, бледными цветками и без усов. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление двух фенотипических групп особей в F2.

Проверка знаний: Задача для 2-й группы У кур признак раннего оперения (а) доминирует над признаком позднего оперения (а), а рябое оперение (В) – над черным (b). Гены В и А сцеплены и показывают 20% кроссинговера. Скрещивается гомозиготная рано оперившаяся черная курица с дигетерозиготным петухом. Какое потомство получится при скрещивании?

Домашнее задание: Выучить §9.3 стр. уметь отвечать на вопросы после параграфа. Решить задачи 1.2.5

Номер материала: ДБ-294486

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.