Постановление прокурора о возбуждении административного производства коап

В отношении должностного и юридического лиц прокурором возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ. Каков порядок обжалования указанных постановлений?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и допускает обжалование только постановлений по делу об административном правонарушении и определений об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 2 ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон N 2202-I), ст. 25.11 КоАП РФ прокурор или его заместитель наделен полномочиями по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении. Для этого, исходя из характера нарушения закона, прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом (о сроках рассмотрения см. ст. 29.6 КоАП РФ) (ст. 25 Закон N 2202-I).
Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ. Указанное постановление выносится в сроки, установленные ст. 28.5 КоАП РФ.
Постановление прокурора об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента его вынесения (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).
Отметим, что в соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 9.23 КоАП РФ, рассматривают главные государственные жилищные инспектора субъектов РФ и их заместители, а также главные государственные жилищные инспектора субъектов РФ по городам, районам, и их заместители (смотрите, например, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 сентября 2017 г. N 17АП-11493/17).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносятся постановления и определения (ст. 29.9 КоАП РФ), которые могут быть обжалованы и пересмотрены в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ. При этом КоАП РФ не предусматривает порядок обжалования постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Московского округа от 5 апреля 2016 г. N Ф05-4657/16 по делу N А40-169739/2015, а также определение Верховного Суда РФ от 7 июля 2016 г. N 305-АД16-8481 по указанному делу).
Таким образом, возможность обжалования постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, в том числе предусмотренном ч. 2 ст. 9.23 КоАП РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Комментарии к СТ 28.4 КоАП РФ

Статья 28.4 КоАП РФ. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором

Комментарий к статье 28.4 КоАП РФ:

1. Комментируемая статья определяет полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях (о полномочиях прокурора см. комментарий к ст. ст. 24.6, 25.11 и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»). Здесь предусмотрены два вида правонарушений. В ч. 1 данной статьи путем перечисления конкретных статей Особенной части установлены «исключительные» полномочия прокурора по возбуждению дела. Это дела, связанные с нарушением установленных законами правил и порядка избирательного процесса, с нарушением порядка распоряжения объектами нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности, с производством и распространением экстремистских материалов, с разглашением информации с ограниченным доступом и с некоторыми другими административными правонарушениями. Вместе с тем в ч. 1 данной статьи прокурору предоставляется право возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законом субъекта РФ, если прокурор обнаружил факт такого правонарушения в ходе надзорной проверки. Это положение закреплено в ст. ст. 22 и 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Часть 2 ст. 25 этого Закона устанавливает, что постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом.

2. Статья 28.2 КоАП РФ обязывает любое должностное лицо, в том числе и прокурора, соблюдать предусмотренные в ней требования к содержанию протокола об административном правонарушении (см. комментарий к данной статье), поскольку постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривается как равнозначное по своим юридическим последствиям протоколу об административном правонарушении.

3. Сроки составления постановления прокурора определены в ст. 28.5 Кодекса (см. комментарий к этой статье). В качестве общего правила установлено, что постановление должно быть направлено немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Более длительные сроки установлены в связи с необходимостью выяснения ряда обстоятельств (до двух суток).

Прокуратура Московской области

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) установлен ряд поводов к возбуждению дела об административном правонарушении:
1) непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами административного правонарушения;
2) материалы (акты, заключения и т.п.), содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
3) сообщения и заявления, распространенные в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
4) фиксация административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:
1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения;
2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП РФ;
3) составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;
5) вынесения на месте должностным лицом в отношении физического лица постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, а также в случае фиксации административного правонарушения в области дорожного движения специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

При этом в зависимости от способа возбуждения дела об административном правонарушении различается и дальнейшая процессуальная проверка.

Без составления уполномоченными должностными лицами вышеуказанных процессуальных документов производство по делу об административном правонарушении является незаконным.
Особое значение на стадии возбуждения дела об административном правонарушении имеет составление протокола об административном правонарушении. При этом под протоколом об административном правонарушении понимается такой процессуальный документ, в котором отражаются сведения, связанные с фактом противоправного деяния и характеризующие личность нарушителя.

В соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется во всех случаях, кроме упрощенного производства, т.е. когда наказание назначается без составления протокола, и в том случае, если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их процессуальные права и обязанности, о чем указанные лица проставляют свои подписи в протоколе. Это необходимо в целях соблюдения законных прав и гарантий лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, и иных участников производства по делу об административном правонарушении.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях

Действующим федеральным законодательством прокурор наделен правом возбуждать дела об административных правонарушени ях и проводить административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами ( п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение ряда дел об административных правонарушениях, посягающих на права граждан, на здоровье и общественную нравственность, в области охраны собственности, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, против порядка управления, а также посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.

Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Читайте так же:  Страховка в ресо гарантия

С учетом исключительной компетенции прокурора обязанность рассмотрения обращений, содержащих данные о наличии событий таких административных правонарушений, возлагается именно на прокурора, который не вправе перепоручить это каким-либо иным органам или должностным лицам.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать следующие сведения, предусмотренные законодательством: дата и место вынесения постановления; должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие административного правонарушения; статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в постановлении. Копия постановления под расписку вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему.

В случае неявки лиц, если они были извещены в установленном порядке, постановление о возбуждении дела выносится в их отсутствие, а копия постановления в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено.

В течение трех суток с момента вынесения постановление направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях

(Гальченко А. И.) («Законность», 2014, N 2) Текст документа

ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОКУРОРОМ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Гальченко Андрей Игоревич, прокурор города Нижний Новгород, кандидат юридических наук.

Автор рассматривает проблемы нормативного регулирования порядка возбуждения прокурором дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования.

Ключевые слова: прокурор, функции прокуратуры, административное преследование, административное расследование, постановление.

Institution of administrative cases by public prosecutor A. I. Galchenko

The author considers the problems of normative regulation regarding the procedure of excitation prosecutor of affairs about the administrative offences and carrying out administrative investigation.

Key words: public prosecutor, prosecutor’s functions, administrative prosecution, administrative investigation, resolution.

Прокуратура, согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, возбуждает дела об административных правонарушениях и проводит административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом РФ об административных правонарушениях и другими федеральными законами. Вместе с тем порядок реализации этих полномочий недостаточно четко регламентирован законодательством, что не способствует единообразному пониманию правовых норм в указанной сфере отношений. Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда (ст. 24.6 КоАП). Наряду с этим согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта Федерации. При этом под прокурором следует понимать прокурора города, района, межрайонного прокурора и приравненного к нему специализированного прокурора, а также их заместителей и вышестоящих прокуроров. В то же время необходимо учитывать, что в соответствии с Законом о прокуратуре прокурорский надзор не распространяется на граждан. Поэтому, по нашему мнению, при осуществлении надзора прокурор не вправе возбуждать в отношении их дела об административных правонарушениях. Ведь не случайно в ст. 25 указанного Закона, входящей в раздел, посвященный прокурорскому надзору, предусмотрено, что прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Тем не менее прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях не только при осуществлении надзорной деятельности. В соответствии с ч. 1 ст. 28.4 КоАП к исключительной компетенции прокурора относится возбуждение дел по многим предусмотренным КоАП административным правонарушениям, посягающим на права граждан, на здоровье и общественную нравственность, в области охраны собственности, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, против порядка управления, а также посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Между тем, перечисляя более 30 статей, по которым дела могут возбуждаться только прокурором, законодатель не оговаривает, вследствие какой именно предшествующей прокурорской деятельности выявляются факты совершения административно наказуемых деяний . ——————————— См.: Винокуров А. Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 10.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются материалы, поступающие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также сообщения и заявления физических и юридических лиц и сообщения в средствах массовой информации, когда эти материалы, сообщения и заявления содержат данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (ч. 1 ст. 28.1 КоАП). С учетом исключительной компетенции прокурора обязанность рассмотрения обращений, содержащих данные о наличии событий таких административных правонарушений, возлагается именно на прокурора, который не вправе перепоручить это каким-либо иным органам или должностным лицам. В связи с изложенным, на наш взгляд, наряду с наличием у прокуратуры надзорных функций следует выделять также функцию административного преследования. Рассмотрение обозначенных обращений должно осуществляться в соответствии с требованиями КоАП. По результатам рассмотрения прокурором принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Вместе с тем в законодательстве четко не указан срок рассмотрения прокурором таких обращений. В КоАП (ст. ст. 28.4, 28.5) предусмотрено лишь, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, постановление составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В поступающих в органы прокуратуры обращениях, как правило, содержатся только данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, достоверность которых подлежит проверке. Таким образом, в момент поступления подобного обращения делать вывод о выявлении совершения административного правонарушения преждевременно. В связи с тем что каких-либо официальных разъяснений по этому поводу нет, полагаем, что в случае отсутствия в обращении достаточных данных, свидетельствующих о совершении административного правонарушения, прокурору следует исходить из общего 30-дневного срока разрешения обращений. Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП (регламентирующей составление протокола об административном правонарушении), исходя из чего можно сделать вывод, что в постановление вносятся следующие данные: — дата и место его вынесения; — должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; — сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; — фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; — место, время совершения и событие административного правонарушения; — статья КоАП или закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за административное правонарушение; — объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; — иные сведения, необходимые для разрешения дела. Некоторые авторы, однако, указывают на нецелесообразность отражения в постановлении прокурора всего перечня приведенных сведений (в частности, фамилий и адресов свидетелей и потерпевших), при этом отмечается, что на практике подобный подход к составлению постановлений не мешает их рассмотрению по существу . ——————————— См.: Балакшин В. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении // Законность. 1999. N 10; Ергашев Е. Р. О проблемах нормативного регулирования применения постановления о возбуждении административного производства как акта прокурорского реагирования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. N 2.

Кроме того, законодательством не оговариваются конкретные действия прокурора при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Между тем, следуя аналогии закона, действия прокурора должны быть схожими с действиями лица при составлении протокола об административном правонарушении. Так, физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в постановлении. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с постановлением. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию постановления, которые прилагаются к постановлению, и подписывают его. В случае отказа от подписания в постановлении делается соответствующая запись. Копия постановления под расписку вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, а также потерпевшему. В случае неявки лиц, если они были извещены в установленном порядке, постановление о возбуждении дела выносится в их отсутствие, а копия постановления в течение трех дней направляется лицу, в отношении которого оно вынесено. В течение трех суток с момента вынесения постановление направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП). В силу ст. 25.11 КоАП прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. При этом прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе. В случае же отказа в возбуждении дела об административном правонарушении по материалам, сообщениям, заявлениям, содержащим данные о событии административного правонарушения (возбуждение дел по которым относится к исключительной компетенции прокурора), прокурор, руководствуясь ч. 5 ст. 28.1 КоАП, должен вынести мотивированное определение. В соответствии с требованиями ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: 1) отсутствие события административного правонарушения; 2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); 3) действия лица в состоянии крайней необходимости; 4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 5) отмена закона, установившего административную ответственность; 6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; 7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; 8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Прокурорам также необходимо учитывать положения ст. 2.5 КоАП, предусматривающей за большинство административных правонарушений дисциплинарную ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы и имеющих специальные звания сотрудников органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов. Лишь за некоторые перечисленные в этой статье КоАП правонарушения они несут административную ответственность на общих основаниях. Согласно ч. 1 ст. 28.7 КоАП в случаях, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, может проводиться административное расследование. Такое расследование возможно по многим административным правонарушениям, в том числе в области законодательства о выборах и референдумах, о противодействии коррупции, об охране здоровья граждан, общественной нравственности, размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и т. д. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности . ——————————— См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Читайте так же:  Иск о признании нарушенного права

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования прокурор принимает в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2 ст. 28.7 КоАП). Вместе с тем, несмотря на наделение прокурора правом проведения административного расследования, законодательством, по сути, эта процедура не регламентирована, что вызывает немало дискуссионных вопросов. В частности, в законе не указано точное наименование и содержание такого постановления, неясно, возможно ли продление прокурором срока административного расследования. Также неизвестно, какое решение должен вынести прокурор как в случае подтверждения в ходе указанной процедуры факта административного правонарушения, так и при отсутствии такового . ——————————— См., напр.: Винокуров К. Ю. Прокурорский надзор за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции (проблемы реализации норм Кодекса РФ об административных правонарушениях). М., 2002. С. 57; Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении // Законность. 2003. N 11; Зрелов А. П. Административное расследование. Особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ // Право и экономика. 2004. N 7.

Не решенные законодателем проблемы фактически вынуждены решать правоприменители. Предлагаем наши соображения по поводу проведения прокурором административного расследования, с учетом действующих правовых норм. Первоначально отметим, что, по нашему мнению, прокурор, хотя и наделен правом возбуждения дела о любом административном правонарушении, но проводить административное расследование может только по делам, относящимся к его исключительной компетенции. Далее обратимся к процедуре проведения административного расследования должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается им, как и прокурором, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Различие состоит лишь в том, что такое решение принимается уполномоченным должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления. По окончании административного расследования уполномоченное должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении либо выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Заметим, что в силу ч. 4 ст. 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным как с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, так и с момента составления протокола об административном правонарушении. С учетом проведенного нами анализа административного законодательства полагаем, что прокурор в целях проведения административного расследования выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. В постановлении должны быть указаны следующие сведения: — дата и место его вынесения; — должность, классный чин, фамилия и инициалы прокурора, вынесшего постановление; — повод для возбуждения дела об административном правонарушении; — данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; — статья КоАП либо закона субъекта Федерации, предусматривающая административную ответственность за это административное правонарушение. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых вынесено такое постановление, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении необходимо разъяснить их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем сделать запись в постановлении. Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему. Как предписано ч. 5 ст. 28.7 КоАП, срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело, или его заместителя — на срок не более одного месяца. Несмотря на то что о продлении именно прокурором срока административного расследования в законодательстве не говорится, полагаем, что такое право у него есть в соответствии с указанной нормой закона. В связи с этим полагаем ошибочным мнение авторов , заявляющих, что дело не находится в производстве у прокурора, поэтому продление срока административного расследования прокурором невозможно. ——————————— См.: Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. О новом взгляде на полномочия прокурора, связанные с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2012. N 5.

На наш взгляд, с учетом требований ч. 5.1 ст. 28.7 КоАП решение о продлении срока проведения административного расследования прокурором принимается в виде определения, в котором указываются: — дата и место его составления; — должность, классный чин, фамилия и инициалы лица, составившего определение; — основания для продления срока проведения административного расследования; — срок, до которого продлено проведение административного расследования. Копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится расследование, а также потерпевшему. По окончании расследования прокурору, принимая во внимание установленные обстоятельства, необходимо вынести постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.4 КоАП (которое в течение трех суток направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении) либо постановление о прекращении дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.9 КоАП. Несмотря на предложенный нами (с учетом действующих положений законодательства) порядок реализации полномочий прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведения административного расследования, представляется крайне необходимым все же четко регламентировать эти вопросы в КоАП.

Читайте так же:  Заявление на психиатрическое освидетельствование образец

Пристатейный библиографический список

1. Балакшин В. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении // Законность. 1999. N 10. 2. Винокуров А. Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2012. N 10. 3. Винокуров А. Ю., Винокуров Ю. Е. О новом взгляде на полномочия прокурора, связанные с применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное и муниципальное право. 2012. N 5. 4. Винокуров К. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении // Законность. 2003. N 11. 5. Винокуров К. Ю. Прокурорский надзор за законностью решений, принимаемых органами административной юрисдикции (проблемы реализации норм Кодекса РФ об административных правонарушениях). М., 2002. 6. Ергашев Е. Р. О проблемах нормативного регулирования применения постановления о возбуждении административного производства как акта прокурорского реагирования // Бизнес, Менеджмент и Право. 2012. N 2. 7. Зрелов А. П. Административное расследование. Особенности правового регулирования, коллизии и правовые пробелы КоАП РФ // Право и экономика. 2004. N 7.

Статья 25.11. Прокурор

СТ 25.11 КоАП РФ

1. Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

2. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Комментарий к Ст. 25.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Прокуратура РФ — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории Российской Федерации законов при производстве по делам об административных правонарушениях.

2. В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство по делу или незамедлительно передает материалы проверки в орган или должностному лицу, которые уполномочены рассматривать это дело. Таким образом, осуществляя надзор, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном как Кодексом, так и законом субъекта РФ об установлении административной ответственности. Однако комментируемым Законом предусмотрены случаи, когда дела об административных правонарушениях возбуждаются исключительно прокурором: нарушение права граждан на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1); отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (ст. 5.7); нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта (ст. 7.24) и др. Исключительная компетенция прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях рассматривается в ст. 28.4 КоАП РФ.

3. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурор выносит постановление, которое направляется судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело. В соответствии с комментируемой статьей прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела, возбужденного по его инициативе, а также любого дела о правонарушении несовершеннолетнего.

4. Прокурор вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела. При участии в деле прокурора наряду с заслушиванием объяснений физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показаний других лиц, пояснений специалиста и заключения эксперта, исследованием иных доказательств заслушивается и заключение прокурора.

5. Прокурор вправе приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные законом действия. Не вступившее в законную силу постановление по делу и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, которые установлены КоАП РФ (см. комментарий к ст. ст. 30.1 — 30.19 КоАП РФ).

Органы прокуратуры как субъекты административного процесса

Законодательство об административных правонарушениях признает прокурора как представителя государственно-властных структур участником производства по делам об административных правонарушениях.

Как отмечается в статье 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры осуществляют в пределах своей компетенции надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда.

Объем полномочий прокурора установлен положениями статьи 25.11 КоАП РФ. Так, прокурор в пределах своих полномочий вправе:

— возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

— участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

— приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле.

Статья 28.4 КоАП РФ определяет, во-первых, исчерпывающий перечень тех административных правонарушений, возбуждение дел по которым возлагается только на прокурора, а во-вторых, предоставляет прокурору право при осуществлении надзорных полномочий возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится в определенные законом сроки (ст. 28.5 КоАП РФ) и должно содержать установленные статьей 28.2 КоАП РФ сведения.

Постановление прокурора направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, в течение суток с момента вынесения постановления, а если возбуждено дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, прокурор направляет такое постановление судье немедленно.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, которое должно отвечать требованиям, установленным статьей 29.12 КоАП РФ.

Участие прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении связано с его полномочиями по возбуждению дел.

Участвуя в рассмотрении дела, прокурор вправе предъявлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по возникающим вопросам.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» возлагает на органы прокуратуры надзор за соблюдением законов органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних (ст. 10 Закона). В связи с этим прокурор, как правило, присутствует на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Кодекс устанавливает указанный выше порядок извещения прокурора о месте и времени рассмотрения дела как в упомянутых комиссиях , та и в других органах административной юрисдикции. Присутствие прокурора при рассмотрении дел об административных правонарушениях несовершеннолетних является дополнительной гарантией прав и свобод лиц, не достигших совершеннолетия.

Право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предусмотрено пунктом 3 части 1 статьи 25.11 КоАП РФ.

Протест может быть принесен на судебные акты, в том числе, которые не разрешают дело по существу (например, определение о возвращении дела об административном правонарушении).

Статья 30.1 КоАП РФ определяет органы и должностных лиц, которым адресуется протест. В их числе вышестоящие должностные лица, судебные и иные органы.

На постановление по делу об административном правонарушении могут быть поданы жалоба и протест в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятидневный срок может быть восстановлен по ходатайству лица, подающего жалобу (ст. 30.3 КоАП РФ), а также по ходатайству прокурора, принесшего протест, о чем разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов на них могут быть опротестованы прокурором субъекта РФ или его заместителем. Такие протесты приносятся на имя председателя суда соответствующего субъекта РФ в случаях несоответствия указанных решений процессуальным требованиям, установленным статьями 30.6 и 30.7 КоАП РФ, а также в связи с неправильным применением норм материального права.