Полномочия власти в регионах

Расширены полномочия региональных властей и органов местного самоуправления

Д. Медведев подписал закон, которым вносятся изменения в 28 законодательных актов РФ. Часть изменений направлена на расширение возможностей органов государственной власти субъектов Российской Федерации по субделегированию органам местного самоуправления законами субъектов РФ переданных им федеральными законами полномочий федеральных органов исполнительной власти в сферах предоставления гражданам различных мер социальной поддержки, иммунопрофилактики инфекционных заболеваний, обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

Федеральным законом вносятся также изменения, направленные на уточнение и конкретизацию отдельных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сферах образования, нотариата, охраны здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, транспортного обслуживания, физкультуры и спорта, туризма, на совершенствование федерального законодательства по вопросам организации местного самоуправления, в частности территориальных основ местного самоуправления.

Кроме того, вносятся изменения, направленные на совершенствование тарифного регулирования, правового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, организаций коммунального комплекса, на повышение ответственности указанных организаций за нарушение порядка ценообразования и порядка предоставления информации о своей деятельности.

Полномочия региональных органов в сфере образования

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся (в ред. от 29.12.2010 г.):

принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования;

установление порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансового обеспечения образовательных учреждений субъекта Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»;

разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом национальных и региональных социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей;

участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей);

формирование органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные в настоящей статье полномочия в сфере образования;

обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения;

организация предоставления начального, среднего и дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (за исключением создания высших учебных заведений);

обеспечение и проведение государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, в том числе в форме единого государственного экзамена, включая проверку экзаменационных работ участников единого государственного экзамена в установленном порядке, формирование и ведение баз данных субъектов Российской Федерации об участниках единого государственного экзамена и о результатах единого государственного экзамена;

формирование бюджета субъекта Российской Федерации в части расходов на образование;

установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности;

установление для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, дополнительных к федеральным требований к образовательным учреждениям в части строительных норм и правил, санитарных норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений;

информационное обеспечение в пределах своей компетенции образовательных учреждений, организация обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, и учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях;

организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведение аттестации педагогических работников образовательных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений;

издание нормативных документов в пределах своей компетенции.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право дополнительного финансирования мероприятий по организации питания в муниципальных образовательных учреждениях, а также в имеющих государственную аккредитацию негосударственных общеобразовательных учреждениях.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики

Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики

1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики относятся:

1) принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

2) разработка и реализация региональных научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе научными организациями субъектов Российской Федерации, осуществляемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

3) содействие развитию межрегионального и международного сотрудничества субъектов деятельности в сфере промышленности;

4) информирование субъектов деятельности в сфере промышленности об имеющихся трудовых ресурсах и о потребностях в создании новых рабочих мест на территориях субъектов Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 8 июля 2018 г. — Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 160-ФЗ

5) установление дополнительных требований к индустриальным (промышленным) паркам, управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков, промышленным технопаркам, управляющим компаниям промышленных технопарков, промышленным кластерам, специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности за счет имущества и средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

6) осуществление иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами полномочий в сфере промышленной политики.

См. Методические рекомендации субъектам Российской Федерации о внесении изменений (при необходимости) в региональные нормативные правовые акты в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и в целях его применения, направленные письмом Минпромторга России от 27 марта 2015 г. N НГ-6865/12

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать отдельные полномочия в сфере промышленной политики органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Региональные органы государственной власти и управления: структура и основные функции

Непосредственной реализацией государственной федеральной социально-экономической политики в регионах, а также решением собственных социально-экономических задач с учетом территориальных интересов занимаются региональные органы государственной власти и управления.

Органы законодательной (представительной) власти обеспечивают, реализуют государственную власть в регионах посредством принятия законов и других нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с законодательством РФ они наделены государственно–властными полномочиями в пределах предметов ведения субъектов федерации, а также предметов совместного ведения федерации и субъектов федерации.

Количественный состав и структура органов законодательной власти (равно как и название) определяются ими самостоятельно с учетом местных особенностей и традиций. Как правило, основными структурными подразделениями органов законодательной власти являются комитеты, курирующие различные сферы региона, например:

— комитеты по бюджетно-финансовой политике; налогам, сборам, использованию государственной собственности;

— по экономической политике;

— по социальным вопросам;

— по природным ресурсам;

Каждый комитет рассматривает и подготавливает определенный круг вопросов, относимый к компетенции органа законодательной власти.

Например, комитеты по бюджетно-финансовой политике, налогам, сборам, использованию государственной собственности готовит предложения для обсуждения в органе представительной власти, касающиеся проекта бюджета региона, введения и отмены региональных налогов и сборов, использования объектов, находящихся в государственной собственности субъекта федерации.

Деятельность комитетов по экономической политике заключается в рассмотрении проектов программ, прогнозов социально-экономического развития региона, подготовке заключений по ним для обсуждения на заседаниях органа представительной власти.

Комитеты по социальной политике подготавливают предложения и проекты по вопросам социальной защиты населения региона, обеспечению занятости, вопросам развития образования, здравоохранения, культуры.

Комитеты по природным ресурсам занимаются вопросами, связанными с владением, распоряжением, пользованием земельными, ископаемыми, лесными, водными и другими природными ресурсами региона, обеспечивают подготовку их нормативного обеспечения для органа представительной власти региона.

Помимо этого, могут создаваться и другие комитеты и подкомитеты в соответствии со специфическими особенностями экономической системы конкретного региона. Таким образом, характерным отличием региональных органов представительной власти является их разнообразие по численности, названиям, структуре, выполняемым функциям, поскольку эти вопросы находятся в компетенции субъектов федерации, а федеральное законодательство определяет лишь общие принципы организации органов государственной власти субъектов федерации.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают, реализуют власть в регионе посредством преимущественно государственного регулирования производственно-экономической и финансовой сфер региона, управления социальной сферой (см. выше). Органы исполнительной власти наделены государственными полномочиями и осуществляют управление всеми сферами региональной экономической системы на основе решений, постановлений, законов, принятых федеральными и региональными органами представительной власти. В пределах своей компетенции они принимают решения, издают постановления и распоряжения, обязательные к исполнению всеми хозяйствующими субъектами региона.

Органами исполнительной власти в регионе являются администрации, правительства, руководство которыми осуществляет глава администрации, губернатор или председатель правительства. Наименование органа исполнительной власти и его структура устанавливаются субъектом федерации в соответствии с местными традициями и особенностями. Региональные органы исполнительной власти руководят хозяйственным, социально-культурным строительством, организуют управление объектами государственной собственности региона, разрабатывают организационную структуру управления регионом, осуществляют полномочия в сфере экономики, ее отдельных отраслей, в бюджетно-финансовой сфере, ценообразования, торгового, бытового, социально-культурного обслуживания населения и др.

Органы исполнительной власти в соответствии со своими полномочиями решают задачи обеспечения социально-экономического развития региона в непосредственном взаимодействии с органами представительной власти. Основой формирования структур регионального управления является примерная структура, определенная Правительством РФ, вместе с тем, при создании структурных подразделений региональных органов исполнительной власти, определении их состава учитываются особенности конкретного региона.

Таким образом, для региональных органов исполнительной власти (также как и для представительной власти) характерно значительное разнообразие структур, состава и численности.

Органы регионального управления можно разделить на две основные группы.

1. Территориальные органы федеральных органов управления (например, территориальные органы министерства по налогам и сборам, министерства по антимонопольной политике, территориальные управления Центрального Банка и др.). Эти органы не входят в структуры региональных администраций и правительств, не подчиняются главам региональных органов представительной и исполнительной власти. Они реализуют федеральные функции управлении на территории данного региона в соответствии со своей компетенцией с целью обеспечения исполнения общефедеральных интересов, реализации федеральной политики в регионе. Свою деятельность они осуществляют во взаимодействии с региональными органами представительной власти и региональными администрациями (правительствами).

2. Органы регионального управления непосредственно входящие в состав региональных администраций (правительств). Эти органы управляют всеми составляющими региональной экономической системы, в целях обеспечения интересов региона.

Поскольку регионы РФ имеют не только особенное, но и много общего в составе региональных экономических систем и, несмотря на значительное разнообразие региональных структур управления, в них можно выделить типовые, общие для всех регионов структуры управления.

Читайте так же:  Развод светланы ходченковой

В структуре органов управления производственно-экономической и бюджетно-финансовой сферах региона обычно выделяются:

— управление экономики (экономики и прогнозирования, экономического развития, экономического развития и торговли и т.д.);

— комитет по управлению имуществом (имущественным отношениям и др.);

— управление по внешнеэкономическим связям;

Полномочия федеральных и региональных органов власти Российской Федерации и механизмы их реализации

С момента принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) в нашей стране выстраивается система народовластия и организации решения проблем и задач жизни и деятельности людей по типу «снизу вверх». Каждый уровень самоуправления и народовластия должен обеспечивать решение тех задач и вопросов, которые могут быть решены на его уровне наиболее эффективным образом и передавать в юрисдикцию более высокого уровня то, что можно решать только сообща или на более высоком местном и государственном уровнях. Как отмечалось раннее, такое построение общегосударственной системы оценки проблем, разработки, принятия и реализации решений является наиболее рациональным и соответствует общеметодологическим подходам по обеспечению управляемости в больших социально-экономических системах.

Главой 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся: вопросы законодательства (п. «а» ст. 71) и установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (п. «г» ст. 71). Также установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы: владения, пользования и распоряжения землей (п. «в» ст. 72), а также земельного законодательства (п. «к» ст. 71); образования и науки (п. «е» ст. 71); установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «н» ст. 71).

В соответствии с ч. 4 ст. 76 Конституции РФ устанавливается, что субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, т.е. в пределах всего того, что не передано на федеральный уровень или не определено в качестве совместного ведения.

Правовой статус Президента РФ определен гл. 4 Конституции РФ, в которой прямо установлено, что Президент:

  • • является главой государства и гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • • принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;
  • • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • • представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Осуществляя указанные полномочия, Президент РФ производит назначения Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (п. «а», «д» ст. 83) и принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83). Он вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст. 84), подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84), ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. «б» ст. 86).

Порядок избрания и срок полномочий Президента РФ также определен Конституцией РФ. В частности, в соответствии со ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Президент РФ избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

В ст. 90 Конституции РФ определяются основные виды правовых актов, посредством которых Президент оформляет решения, принятые им в процессе реализации своих конституционных полномочий, а также устанавливается их место в системе законодательства РФ.

Указы Президента РФ, как правило, являются нормативными правовыми актами, они содержат общие правовые предписания, обращены к неопределенному кругу субъектов и рассчитаны на длительное и многократное применение (см., например, Указ Президента РФ от 7 октября 2013 г. № 771 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»), Указы могут носить также ненормативный (индивидуальный) характер. Указами индивидуального характера оформляются, например, решения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти и некоторых других лиц, решения по вопросам помилования, предоставления гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами РФ, присвоения почетных званий, высших воинских и высших специальных званий и др. (см., к примеру, Указ Президента РФ от 7 октября 2013 г. № 768 «Об атамане войскового казачьего общества “Всевеликое войско Донское”»).

Распоряжения Президента носят главным образом ненормативный характер и обычно касаются конкретных лиц либо государственно важных мероприятий (см. Распоряжение Президента РФ от 30 сентября 2013 г. № 365-рп «Об утверждении состава Организационного комитета по подготовке и проведению Всероссийского форума “Будущие интеллектуальные лидеры России”»).

Такое разграничение между различными актами главы государства установлено распоряжением Президента РФ от 5 февраля 1993 г. № 85-рп, которым также утвержден Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Некоторые вопросы подготовки актов Президента, касающиеся, в частности, реализации главой государства права внесения законодательных инициатив, урегулированы также Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1185 «Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации».

Порядок опубликования и вступления в силу актов Президента регулируется Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. Официальное опубликование указов и иных нормативных правовых актов имеет целью довести их содержание до всеобщего сведения, что необходимо для применения этих документов на практике.

Главой 5 Конституции РФ установлено, что Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным постоянно действующим органом РФ, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ч. 1 ст. 95). В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95), Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ч. 3 ст. 95).

Каждая из палат Федерального Собрания принимает свой регламент, решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности и заседает раздельно, их компетенции четко определены и не подлежат расширительному толкованию. Так, к ведению Совета Федерации ст. 102 Конституции РФ отнесены:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • д) назначение выборов Президента РФ;
  • е) отрешение Президента РФ от должности;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; решает вопросы о доверии Правительству РФ; заслушивает ежегодные отчеты Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой; назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, а также Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявляет амнистию; имеет право выдвинуть обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Кроме того, обе палаты Федерального собрания (каждая самостоятельно) принимают постановления по вопросам, отнесенным к их ведению Конституцией РФ.

Роль и место Правительства РФ как коллегиального высшего исполнительного органа государственной власти РФ установлены гл. 6 Конституции РФ. Рассмотрим основные виды деятельности Правительства РФ, которые определены Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В первую очередь этим Законом установлен статус и состав Правительства РФ, а также указано, что оно осуществляет исполнительную власть РФ и возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 1, 6). Далее в ст. 12 определено, что Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность (ст. 12).

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач (ст. 12), т.е. реально они являются подразделениями Правительства с полномочиями, определяемыми положениями об этих структурных единицах как федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих определенные им функции.

Глава III данного Закона не только подробно регламентирует общие полномочия Правительства РФ, но и детально определяет перечень его функций в наиболее важных сферах общественных отношений (экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики, науки, культуры, образования, природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью, обеспечение обороны и государственной безопасности Российской Федерации, внешней политики и международных отношений и др.).

В пределах общей компетенции Правительство РФ:

  • • организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • • реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

По соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ может передавать им осуществление части своих полномочий в пределах, обозначенных Конституцией РФ и специальными федеральными законами.

В то же время законодатель предусмотрел и обратный процесс, в соответствии с которым на основании соответствующих соглашений органы исполнительной власти субъектов РФ могут передать Правительству РФ определенные полномочия.

Судебная власть в Российской Федерации в соответствии с Конституцией является одной из «ветвей» государственной власти и свидетельствует о разграничении государственно-властных полномочий между соответствующими государственными органами. Детальное правовое регулирование порядка создания и условий деятельности органов судебной власти различного уровня установлено Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Основой создания и деятельности судебной власти являются следующие принципы:

  • а) самостоятельность и независимость судебной власти от законодательной и исполнительной властей. Гарантии независимости лиц, осуществляющих акты судебной власти, устанавливаются Конституцией РФ и указанным Законом. В частности, ст. 5 определяет: «Судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону»;
  • б) единство судебной системы Российской Федерации. Действие этого принципа обеспечивается посредством:
    • • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
    • • применения всеми судами Конституции РФ, иных норм действующего законодательства РФ, признанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также законов субъектов РФ;
    • • обязательность исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;
    • • законодательного закрепления единства статуса судей;
  • в) обязательность судебных актов. Действие этого принципа проявляется в том, что вступившие в законную силу судебные акты судов любого уровня, а также их законные распоряжения, требования, вызовы и другие обращения обязательны к неукоснительному исполнению всеми без исключения органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями, должностными, другими физическими и (или) юридическими лицами на всей территории России.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Система органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Конституцией РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с действующим федеральным законодательством (ч. 1 ст. 77), а по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77).

Читайте так же:  Договор поставки пластиковых окон образец

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ систему органов государственной власти субъекта РФ составляют (ст. 2):

  • – законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • – высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;
  • – иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Руководствуясь Конституцией РФ, органы государственной власти каждого субъекта РФ должны разграничивать предметы ведения и полномочий органов государственной власти РФ и своих органов государственной власти. При этом должно сохраняться единство системы государственной власти и соблюдаться верховенство Конституции РФ и федерального законодательства.

Предусмотренное Конституцией РФ и иными федеральными законами разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную осуществлено в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица. Поэтому органы государственной власти субъектов РФ, самостоятельно осуществляя свои полномочия, также должны соблюдать этот принцип выделения трех ветвей власти.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ (ч. 4 ст. 17).

Таким образом, в субъекте РФ образуется правительство (администрация) под руководством единственно ответственного высшего должностного лица.

Необходимость обеспечения синхронных действий на федеральном и региональном уровнях, особенно обеспечения выполнения условий софинансирования, предполагает разработку и реализацию совместных нормативных правовых документов.

Региональные органы государственного управления

В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом.

Система государственной власти в субъекте РФ субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 7 декабря 2011 г.). Образование, формирование, деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции РФ и регулируются федеральными конституционными законами, указанным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В систему органов государственной власти субъекта РФ входят: законодательный (представительный) орган, высший исполнительный орган и иные органы государственной власти субъекта РФ, которые образуются в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта РФ. Кроме того, устанавливается должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Носителями судебной власти в субъектах Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. от 15 декабря 2001 г., 4 июля 2003 г., 5 апреля 2005 г., 9 ноября, 27 декабря 2009 г., 6 декабря 2011 г.) выступают конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Федеральные органы государственной власти, функционирующие на территории субъекта РФ, не входят в систему его органов государственной власти. При этом федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять полномочия на территории субъекта Федерации как непосредственно, так и через создаваемые ими территориальные органы.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ — постоянно действующий высший и единственный орган законодательной власти субъекта РФ, избираемый его населением. Все основные вопросы организации деятельности законодательных (представительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество депутатов (представителей), включая работающих на штатной оплачиваемой основе, определяются органами государственной власти субъекта РФ с учетом исторических, национальных и других условий и традиций.

Депутаты законодательного органа государственной власти субъекта РФ избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законодательством, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов РФ определяется их регламентом. Обычно они избирают из своего состава председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа. Органы представительной власти субъектов РФ постоянно действующие, хотя и работают в сессионном порядке. Заседания законодательного органа открытые, но допускается и закрытая форма, что устанавливается регламентом этого органа. Для предварительного рассмотрения и подготовки к слушанию вопросов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимает конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации и осуществляет иные полномочия.

Полномочия законодательного органа достаточно обширны. Это:

  • o утверждение программ социально-экономического развития региона;
  • o установление налогов и сборов и порядка их взимания по предметам ведения субъекта;
  • o установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов, отчетности о расходовании средств этих фондов;
  • o управление и распоряжение собственностью субъекта РФ;
  • o утверждение и расторжение договоров субъекта РФ;
  • o установление порядка назначения и проведения референдума субъекта РФ;
  • o установление порядка проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ;
  • o проведение выборов в органы местного самоуправления;
  • o деятельность органов местного самоуправления субъекта РФ;
  • o определение административно-территориального устройства и порядок его изменения;
  • o утверждение схемы управления субъектом, определение структуры высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

Законом субъекта Российской Федерации:

  • 1)утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении; заключение и расторжение договоров субъекта РФ;
  • 2)устанавливаются порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом; налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта РФ; порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ; выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ; административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения; система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • 3)регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ.

Установлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

  • o принимается регламент указанного органа, и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности;
  • o оформляется решение о наделении гражданина Российской Федерации по представлению Президента РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Если конституцией (уставом) субъекта РФ предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, данное решение принимается на совместном заседании палат;
  • o назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен Конституцией РФ, федеральными законами и конституцией (уставом) субъекта РФ;
  • o назначается дата выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
  • o назначается референдум субъекта Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом субъекта РФ;
  • o оформляется решение о недоверии (доверии) высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ принимал участие;
  • o утверждается соглашение об изменении границ субъектов РФ;
  • o одобряется проект договора о разграничении полномочий;
  • o назначаются на должность судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ и оформляются иные решения по вопросам ведения.

Система органов исполнительной власти субъектов РФ. Исполнительная власть в субъектах РФ — часть единой государственной власти Российской Федерации. В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

В соответствии с Конституцией РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Единство указанной системы предполагает большую структурно-функциональную схожесть органов исполнительной власти как федеральных, так и субъектов Федерации, повышенную степень организационно-правового взаимодействия и определенную соподчиненность. на основании положений ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ при взаимном соглашении могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

Структура исполнительных органов государственной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Основная особенность организации исполнительных органов государственной власти субъектов РФ — двухуровневая система правового регулирования, обусловленная следующими факторами: во-первых, разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых, необходимостью обеспечения единства системы органов исполнительной власти. С одной стороны, субъекты РФ самостоятельно формируют систему органов исполнительной власти на своей территории. С другой — федеральные органы исполнительной власти и органы власти субъектов Федерации образуют единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации. В результате на территории каждого субъекта Федерации взаимодействуют различные системы органов исполнительной власти: федеральные органы власти; органы исполнительной власти данного субъекта Федерации, а также муниципальные органы местного самоуправления.

Структура исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ представлена двумя моделями: единоначалие в руководстве исполнительным органом и коллегиальность в управлении. Первая модель: высшее должностное лицо, руководитель исполнительной власти в субъекте единолично создает структуру администрации субъекта РФ, наделяется разнообразными полномочиями в области формирования органов исполнительной власти, структуры администрации, бюджета, финансов и учета, управления собственностью, взаимодействия с учреждениями и предприятиями различных форм собственности, а также в отраслях и сферах экономического и социально-культурного развития, осуществляет непосредственное руководство всеми структурными подразделениями утвержденной структуры администрации. К полномочиям высшего должностного лица относятся:

  • o право законодательной инициативы, подписания и опубликования законов;
  • o отлагательное вето на законы;
  • o исключительное право внесения законопроектов по бюджету, планам социально-экономического развития региона, организационной структуре исполнительной власти.

Большинство уставов субъектов РФ предусматривают механизм, сдерживающий власть высших должностных лиц, руководителей исполнительной власти субъекта, — право представительного органа на утверждение заместителей, структуры администрации, расходов на ее содержание, заслушивание ежегодных отчетов о деятельности администрации, право досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица и др.

Вторая модель структуры администрации субъекта РФ предполагает учреждение правительства как самостоятельной организационно-правовой формы исполнительной власти с нормативно установленной компетенцией, полномочиями в установлении исполнительно-распорядительных функций. Правительство имеет два начала:

  • 1)оно издает общезначимые для всего населения территории нормативные акты, т.е. является носителем публичного права;
  • 2)правительство — юридическое лицо, т.е. субъект гражданско-правовых, частноправовых отношений, может заключать сделки в сфере собственности, земли и иных отношений.

Существует и промежуточная модель организации администрации: правительство не является юридическим лицом и не является самостоятельным субъектом — его статус, скорее, коллегии при губернаторе.

Органы исполнительной власти в республиках Российской Федерации функционируют, как правило, на основе одного из нижеперечисленных вариантов.

  • 1. Высший орган исполнительной власти республики возглавляет и формирует высшее должностное лицо самостоятельно. В этом случае высший орган исполнительной власти (правительство) полностью ответственно перед высшим должностным лицом субъекта Федерации. Это характеризует систему органов исполнительной власти президентских республик.
  • 2. Высший орган исполнительной власти имеет «двойную ответственность»: перед высшим должностным лицом субъекта РФ и законодательным органом субъекта РФ. Высшее должностное лицо не является главой исполнительной власти непосредственно, поскольку имеется должность председателя правительства. Это характерно для смешанных, полупрезидентских республик и большинства краев и областей.
  • 3. При коллегиальной системе формирования и организации исполнительной власти в парламентских республиках исполнительная власть (правительство) формируется представительным законодательным органом власти. Это имеет место в Удмуртской Республике, Республике Дагестан.
Читайте так же:  Почетная грамота правительства свердловской области льготы

Структура республиканских органов исполнительной власти характеризуется большим многообразием, что вытекает из множества моделей организации системы органов исполнительной власти в республиках.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации — постоянно действующий орган исполнительной власти субъекта РФ, обеспечивающий исполнение нормативных правовых актов Российской Федерации и субъекта РФ. Основываясь на конституционном принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном, но и на уровне субъектов РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет свои полномочия самостоятельно.

Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

В республиках органом исполнительной власти общей компетенции чаще всего является правительство (совет министров) во главе с президентом республики или председателем правительства. В других субъектах органом исполнительной власти общей компетенции является администрация субъекта РФ во главе с губернатором, возможны и другие формы.

В задачи органов исполнительной власти субъекта РФ входит исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, законодательства субъекта РФ. Органы исполнительной власти РФ издают указы, постановления, распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы, постановления и распоряжения исполнительных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления обязательны для исполнения на территории субъекта РФ и муниципального образования.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ:

  • o разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии;
  • o осуществляет меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;
  • o разрабатывает для представления высшим должностным лицом субъекта РФ на утверждение законодательному органу проекта бюджета и программ социально-экономического развития и обеспечение их исполнения;
  • o формирует иные органы исполнительной власти субъекта РФ;
  • o управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту РФ;
  • o вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта РФ, а также вправе обратиться в суд;
  • o осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов РФ.

Исполнительная власть региона по определенным направлениям деятельности контролируется законодательной властью, что обусловлено ее сущностью как власти, призванной исполнять законы. Формами контроля могут быть доклады исполнительного органа по итогам работы на заседаниях законодательного органа, обязательное присутствие главы исполнительного органа на сессиях, назначение и освобождение ключевых руководителей высшего исполнительного органа по согласованию с законодательным органом. Законодательный орган утверждает отчеты исполнительного органа об исполнении бюджета, использовании бюджетных средств и внебюджетных фондов, реализации программ социально-экономического развития. Руководители исполнительного органа отвечают на запросы и обращения депутатов.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах, принимаемых в области, крае.

При Правительстве РФ открываются представительства субъектов РФ, в задачи которых входят осуществление связи и координация исполнительной и законодательной ветвей власти федерального уровня с аналогичными ветвями власти региона, согласование по вопросам разработки регионального бюджета, выполнения целевых программ и т.д.

Федеральные органы исполнительной власти (министерства и ведомства) образуют в регионах свои подразделения — территориальные органы. Территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации выполняют как общегосударственные, так и региональные функции. Они представляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ. Создание территориального органа производится соответствующим органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями субъектов РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 733 «Вопросы организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» руководитель территориального органа назначается и освобождается соответствующим министерством или ведомством по согласованию с субъектом РФ.

Этим же Указом регламентируется взаимодействие органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Основными принципами деятельности территориальных органов являются: разделение властей, разграничение предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, персональная ответственность, соблюдение законности. Функции территориальных органов определяются исходя из специфики деятельности соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с учетом конкретных особенностей регионов. Они участвуют в государственном регулировании экономического и социального развития субъектов РФ, разработке вариантов межрегиональной кооперации, реализации мер, направленных на углубление экономических реформ, и т.д.

Свою деятельность территориальные органы осуществляют под руководством федерального органа, а по вопросам, входящим в компетенцию субъекта РФ, — во взаимодействии с их соответствующими исполнительными органами.

Кроме того, создаются межрегиональные, общие для нескольких субъектов РФ представительства территориальных органов.

Информацию для осуществления деятельности территориальные органы получают от министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов статистики, предприятий и организаций независимо от форм собственности. Число территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти определяется количеством федеральных министерств и ведомств, имеющих свои представительства в субъекте Федерации, и может составлять несколько десятков. Основные из них — подразделения силовых министерств, экономические службы, органы надзора.

Финансирование деятельности территориальных органов производится, как правило, за счет средств федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ. Устанавливаются предельная численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов. Органы исполнительной власти субъектов РФ оказывают помощь территориальным органам в создании необходимых для работы условий.

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Наименование должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Для высшего должностного лица субъекта РФ введены следующие ограничения: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности данного субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В компетенцию высшего должностного лица субъекта РФ входят:

  • а) представительские полномочия (представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ);
  • б) законотворческие полномочия (обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным органом власти субъекта РФ; участвует в работе законодательного органа с правом совещательного голоса; вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа субъекта РФ, а также созывать вновь избранный законодательный орган на первое заседание ранее срока, установленного конституцией (уставом) субъекта РФ;
  • в) управленческие полномочия (формирует высший исполнительный орган субъекта РФ в соответствии с его законодательством и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);
  • г) координационные полномочия (в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти субъекта РФ с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, иными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями);
  • д) иные полномочия в соответствии с федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Например, высшее должностное лицо субъекта РФ назначает члена Совета Федерации. Будучи членом Государственного совета — совещательного органа при Президенте РФ, участвует в формировании государственной политики Российской Федерации, естественно, лоббируя при этом и интересы своего региона.

Высшее должностное лицо субъекта РФ наделено нравом законодательной инициативы. При этом внесенные им законопроекты рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ в установленных законом случаях имеет право распустить законодательный орган субъекта РФ. Средством влияния на законодательный процесс является предусмотренное конституциями и уставами субъектов РФ право вето высшего должностного лица субъекта РФ. Кроме того, высшее должностное лицо субъекта РФ по вопросам, отнесенным к сто ведению, принимает свои акты в форме указов (постановлений) и распоряжений. Они вступают в силу с момента их подписания, если иное не определено в самом акте, и обязательны к исполнению в субъекте РФ. Кроме того, эти акты должны направляться в законодательный орган субъекта РФ, который вправе обратиться к высшему должностному лицу с предложением о внесении изменений или дополнений либо их отмене, а также обжаловать в суд. Такое же право имеет высшее должностное лицо в отношении постановлений законодательного органа.

В случаях, когда высшее должностное лицо субъекта РФ временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет должностное лицо, предусмотренное конституцией (уставом) субъекта РФ.

Досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) происходит в случае:

  • o его смерти;
  • o его отставки по собственному желанию;
  • o отрешения его от должности Президентом РФ в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом субъекта РФ;
  • o отрешения его от должности Президентом РФ в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • o признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • o признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
  • o вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;
  • o его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
  • o утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.