Платим налог на имущество с компьютера

По каким ОС платить налог на имущество, а по каким — нет

Недавно мы разбирались, как пользоваться освобождением от налога на имущество в отношении основных средств, принятых на учет начиная с 2013 г. подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ Продолжаем эту тему и отвечаем на другие ваши вопросы по налогу на имущество — как связанные с этим новшеством, так и нет.

Налог со «старого» движимого имущества после реорганизации

В апреле этого года наше ООО было преобразовано в ЗАО. У нас много движимого имущества, которое организация принимала на учет в качестве ОС до 2013 г., то есть еще когда была ООО. До преобразования эти ОС подпадали под налог на имущество. Но после преобразования получилось, что у ЗАО они приняты на учет в 2013 г. Нужно ли платить с них налог на имущество, учитывая, что к ЗАО переходят все обязанности преобразованного юрлиц а п. 5 ст. 58 ГК РФ ?

Если ваша техника уже настолько устарела, что ее пора отправлять в музей, и пользы она вам не приносит, налог на имущество с нее платить не надо

: С момента преобразования ваша организация не должна платить налог со всего движимого имущества. Преобразование означает прекращение одного юрлица (ООО) и создание нового (ЗАО). ЗАО — новый налогоплательщик. У него все движимые ОС приняты на учет в 2013 г. Значит, они не являются объектом налогообложения.

Действительно, к правопреемнику переходят обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лиц а п. 1 ст. 50 НК РФ . Но речь о тех обязанностях «старой» компании, которые остались не погашенными ею на момент ее прекращения в результате преобразовани я п. 2 ст. 50 НК РФ . К примеру, если бы у ООО еще до преобразования была недоимка по налогу на имущество, то ЗАО пришлось бы погасить этот долг и заплатить пени.

Кстати, Минфин в одном из недавних писем рассмотрел преобразование ГУПа в ООО в 2013 г. И признал, что ООО налог с «наследуемых» движимых ОС платить не должн о Письмо Минфина от 03.04.2013 № 03-05-05-01/10876 . Этот вывод можно распространить и на преобразование негосударственных организаций.

Налог со «старых» движимых ОС при других видах реорганизации, проводимой после 2012 г. (слияние, разделение, выделение, присоединение), платить тоже не придется. Ведь такие ОС оказываются принятыми на учет в 2013 г.:

  • у новых организаций, возникших в результате слияния, разделения и выделения;
  • у присоединившей организации в случае присоединения.

Эти организации начинают учет полученных ОС заново, без оглядки на учет у ликвидированных в результате реорганизации фирм.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Налогом на имущество не облагаются движимые ОС, принимаемые с 01.01.2013 на учет организациями-правопреемниками в результате реорганизации любого вид а ст. 57 ГК РФ . В том числе и в результате присоединения, когда нового юрлица не возникает, а имущество присоединяемой организации переходит к уже существующему юрлицу-правопреемник у ч. 2 ст. 58 ГК РФ .

Такие ОС должны быть указаны в передаточном акте или разделительном балансе, которые и являются основанием принятия ОС к учету у правопреемника.

Освобождение от налога действует и в том случае, если движимые ОС, перешедшие к правопреемникам в результате реорганизации начиная с 2013 г., были приняты у участвовавших в ней компаний к учету до 2013 г. ”

Расконсервация — это не принятие на учет

У нас есть движимые ОС, числятся на счете 01 с 2011 г. Осенью их законсервировали, сейчас расконсервируем. Нужно ли продолжать платить с них налог? Мы же вновь вводим ОС в эксплуатацию уже в 2013 г.

: Налог платить нужно — так же, как и в период консервации. На время консервации лишь приостанавливается начисление амортизации. Само имущество остается на счете 01, только переводится на субсчет «Основные средства на консервации » пп. 23, 29 ПБУ 6/01 ; п. 63 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н (далее — Методические указания) . Соответственно, при расконсервации объект заново на счет 01 не принимается — он просто возвращается на субсчет «Основные средства в эксплуатации».

Вложения в «старое» движимое имущество — не объект налогообложения для арендатора

Арендуем движимое имущество. В этом году сделали в нем неотделимые улучшения, которые учли у себя как отдельный объект ОС.
Правильно ли мы понимаем, что нам нужно платить налог с таких ОС? Ведь собственник имущества принял его на учет до 2013 г., и если бы улучшения сделал он сам, то платил бы налог с этих сумм (увеличив на них первоначальную стоимость).

: Нет, это не причина платить налог. Вы учитываете как объект ОС вовсе не часть конкретного имущества и не увеличение его учетной стоимости у собственника, а свои капитальные вложения в него, то есть затраты на его улучшени е п. 5 ПБУ 6/01 ; пп. 3, 10 Методических указаний . А эти вложения завершены и приняты вами к учету на счет 01 в 2013 г. К недвижимости они явно не относятс я ч. 1 ст. 130 ГК РФ . Значит, и под налог не подпадаю т п. 1, подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ . Вместе с тем недавно Минфин потребовал платить налог со стоимости неотделимых улучшений в арендованной недвижимости, даже если они учтены у арендатора как ОС в 2013 г. Письмо Минфина от 14.03.2013 № 03-05-05-01/7760 И нельзя исключить, что эту позицию он распространит и на улучшения в движимом имуществе, принятом у арендодателя на счет 01 до 2013 г.

Списали, но не ликвидировали: налога все равно не будет

Еще в 2012 г. списали со счета 01 непригодное для использования ОС — технологическую установку, которую нецелесообразно уже было ремонтировать. Соответственно, и налог на имущество с нее перестали начислять. Но ее ликвидацией — демонтажем, разбором, выявлением пригодных для использования деталей, вывозом непригодных и т. п. — пока не занимались, так как рабочих рук на это сейчас не хватает. То есть она осталась на своем месте, но не используется.
Правильно ли, что мы списали установку из состава ОС до ликвидации, ведь она все равно осталась у нас? Есть ли вероятность, что нам доначислят налог на имущество?

: Вы поступили правильно. Налогом облагается не любое имущество компании, а только то, которое является для нее объектом основных средст в ст. 374 НК РФ; п. 4 ПБУ 6/01 . Одно из условий признания имущества в составе ОС — способность при носить компании выгоды от длительного использовани я п. 4 ПБУ 6/01 . Ваше имущество этому условию не отвечает с того момента, когда комиссия признала его не подлежащим ремонту (то есть с даты составления акта на списание по форме № ОС-4 или по вашей собственной форм е пп. 77, 78 Методических указаний ). И на эту дату оно должно быть списано со счета 01 п. 29 ПБУ 6/01 .

Так что опасаться нечего. Конечно, из-за того, что установка осталась на месте, налоговики при выездной проверке могут заподозрить, что вы ее использовали и после списания. Чтобы опровергнуть ваш акт ОС-4, инспекторы должны получить доказательства использования имущества — опросить работников в качестве свидетеле й подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ и т. п.

Выкуп предмета лизинга: собственник новый, балансодержатель тот же, налог остается

Мы — лизингополучатели. Оборудование по договору лизинга уже 2 года находится у нас на балансе. В 2013 г. мы его выкупим и в учете переведем в собственные ОС. Обязаны ли мы будем начислять на него налог на имущество или оно с этого момента освобождается от налога? Ведь приобретем мы его только в 2013 г.

: Несмотря на это, имущество все равно подпадает под налог. Важно не то, когда к вам перешло право собственности на имущество, а то, когда вы приняли его на счет 01. Налогом по-прежнему облагается все движимое имущество, принятое на учет в качестве ОС до 01.01.2013, и неважно, кем — собственником или нет. А у вас оно было учтено на счете 01 до 2013 г.

Это верно и в тех случаях, когда в договоре лизинга изначально не был предусмотрен выкуп имущества, но оно учитывалось на балансе лизингополучателя. Тогда при выкупе меняются: срок его полезного использования, который изначально был установлен только как срок действия договора лизинга, и его первоначальная стоимость, изначально определенная только как сумма лизинговых платежей.

Как видим, в такой ситуации налог на имущество после выкупа не только не исчезнет, но и может увеличиться. Из-за этого некоторые организации оформляют выкуп движимого имущества не допсоглашением к договору лизинга, а отдельным договором купли-продажи. То есть по окончании лизинга возвращают имущество лизингодателю и списывают его со счета 01. А затем покупают его и уже на этом основании заново, в 2013 г., принимают к учету как ОС с новыми СПИ и первоначальной стоимостью. Однако это — притворная сделк а ч. 2 ст. 170 ГК РФ .

Укрупнение ОС от налога не избавит

С прошлого года оборудуем новое здание. Купили хорошую компьютерную технику, поставили принтеры, копиры и т. п. Приняли их на счет 01 как отдельные объекты ОС в конце прошлого года. Сейчас объединяем их в один объект ОС — локальную сеть. Это будет новый инвентарный объект ОС, принятый на учет в 2013 г. Получается, мы вправе не платить с этого объекта налог?

: Налог со «старых» ОС придется платить.

В стоимость объекта «сеть» включаются только расходы на ее создание — стоимость серверов, сетевого оборудования, кабелей, работ по их прокладке, настройке системы и т. п. А техника, которая соединена сетью, продолжает учитываться как отдельные объекты ОС. Поэтому вы не платите налог с объекта «сеть» (так как он принят на счет 01 в 2013 г.) и продолжаете платить налог с техники.

Но даже если можно было бы поступить иначе и включить в стоимость объекта «сеть» не только расходы на ее создание, но и стоимость объединенной сетью техники, то от налога это все равно не избавило бы. Нет оснований списывать технику со счета 01 п. 29 ПБУ 6/01 , поэтому ее придется присоединить к новому объекту внутренними проводками по счетам 01 и 02. То, что принято на счет 01 до 2013 г. и с него не выбывало, подпадает под налог.

У нас давно, до 2013 г., учтены несколько объектов основных средств — единицы производственного оборудования с разными сроками полезного использования. Но работают они вместе, в комплексе. Поэтому сейчас хотим в бухучете объединить их в единый объект ОС — производственную линию. Получится, что она принята на учет в качестве ОС в 2013 г. и поэтому не подпадает под налог на имущество. Верно ли это?

Читайте так же:  Образец заявления ст 254 гпк рф

: Неверно. Объединение в бухучете в единый объект ОС будет исправлением ошибки, допущенной при принятии имущества к учету. Ведь если несколько объектов должны быть учтены как единое ОС п. 6 ПБУ 6/01 , то это следовало сделать сразу, в момент учета на счете 01 и формирования первоначальной стоимости. И налог вы продолжаете платить, так как нового ОС, принятого к учету в 2013 г., у вас нет.

Если же вы считаете, что при принятии всех этих объектов к учету правомерно учли их по отдельности (из-за существенно различающихся сроков службы и возможности функционировать обособленн о п. 6 ПБУ 6/01 ), то впоследствии укрупнять их до одного инвентарного объекта нельзя — ни в бухгалтерском учете, ни в налогово м Письмо Минфина от 20.06.2012 № 03-03-06/1/313 .

Новый объект вместо дооборудования

Наше ООО делает пищевые полуфабрикаты. Необходимое для этого оборудование учтено на счете 01 несколько лет назад как единый объект — линия по производству полуфабрикатов. С него мы платим налог на имущество. Сейчас перепрофилируемся: будем производить полностью готовый к употреблению продукт. Для этого приобретем дополнительное оборудование, которое будет использоваться вместе с уже имеющимся.
Если в учете я проведу это как дооборудование уже имеющегося ОС до линии по производству готовой продукции, то с вновь приобретенного оборудования придется платить налог на имущество. Есть ли иной способ учета, чтобы не платить налог?

: Заключение о том, является ли это дооборудованием «полуфабрикатной» линии, должны дать бухгалтерии технические специалисты. И если они признают, что это не дооборудование, то как отдельный инвентарный объект ОС вы можете учесть:

  • каждую единицу нового оборудования — но только если СПИ у них существенно различаетс я п. 6 ПБУ 6/01 . Минус: может оказаться, что одинаковые объекты у вас учтены и в составе сложного ОС, и как самостоятельное ОС. Например, транспортеры, которые наверняка есть и в старой линии, и среди нового оборудования;
  • все новое оборудование — в качестве самостоятельной производственной линии по доведению изготавливаемого на старом оборудовании полуфабриката до готовности.

Предостерегаем вас от использования предлагаемого иногда способа, который заключается в следующем. Списать «полуфабрикатную» линию со счета 01 как непригодную для нового вида деятельности. В акте на списание № ОС-4 указать, что отдельные ее части (мойка, измельчитель, транспортер и т. п.) пригодны для создания нового ОС — линии по производству готового продукта. Эти части принять на счет 08 по рыночной стоимости. Добавив к ним стоимость приобретаемого оборудования, сформировать первоначальную стоимость новой линии. И не платить с нее налог как с принятой к учету в 2013 г.

Это неверно. Списывать с бухучета можно только выбывающее имуществ о п. 29 ПБУ 6/01 , а вы оборудование продолжите использовать. Причем не как запчасти (то есть, к примеру, для ремонта другой линии), а так же, как и раньше. Вы таким образом выведете из-под налогообложения старое оборудование, что сразу привлечет внимание налоговиков.

Готовность объекта к эксплуатации определяем в соответствии с его назначением

Купили здание, в передаточных документах оно фигурирует как склад, готовый к эксплуатации. Но директор купил его с целью организовать там производство, а для этого оно требует ремонта и дооборудования (сооружения дополнительных электро- и теплосетей, вентиляции, вытяжки и т. п.). Переводить его на счет 01 и платить налог на имущество или подождать с этим, пока здание не будет готово именно для производства?

: Переводить здание на счет 01 и платить с него налог на имущество не нужно до тех пор, пока не будет сформирована его первоначальная стоимость и оно не будет готово для тех целей, в которых его намерена использовать именно ваша организация. То есть до завершения ремонта.

Ведь на счете 01 учитываются объекты, в которые завершены все капвложения, необходимые для использования их не вообще кем-то для каких-то целей, а именно вашей организацией в ее деятельност и п. 41 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н; п. 8 Информационного письма Президиума ВАС от 17.11.2011 № 148 . Если у вашей организации нет необходимости и намерения использовать это здание как склад, то оно не отвечает этому критерию.

Поэтому с переводом здания на счет 01 подождите, пока оно не будет готово именно как производственное. Но нужно составить внутренний документ, в котором будут зафиксированы цель покупки здания, план его ремонта и дооборудования.

Сезонность — не повод для отсрочки перевода объекта на счет 01

У нас сезонный бизнес — производство на заказ тротуарной плитки. Заказы начинаем получать только весной. В конце прошлого года приобрели новое оборудование для штамповки плитки. До наступления сезона оно было на счете 08. В состав ОС переведено в апреле. Для льготы важно, чтобы ОС было принято в 2013 г. на счет 01, а не приобретено. Учитывая это, правильно ли я понимаю, что налогом на имущество оно не облагается?

: Неправильно. Ваше оборудование подпадает под налог на имущество, если на конец 2012 г. уже было готово к эксплуатации (то есть не требовало работ по доведению до состояния готовности, монтажа, доставки в место использования и т. п.). На счет 01 объект нужно перевести, когда он сам по себе готов к эксплуатаци и п. 4 ПБУ 6/01 ; п. 41 Положения по бухучету, утв. Приказом Минфина от 29.07.98 № 34н , а не когда организация может начать его использовать. То есть сезонность деятельности тут роли не играет. До начала использования оборудование нужно держать на отдельном субсчете счета 01 — «ОС в запасе (резерве) » п. 20 Методических указаний .

В вашем случае нужно исправить ошибку и доплатить налог на имущество и пени.

Отчетность по налогу на имуществу в «1С: Бухгалтерия 8», ред 3.0

Автор: Дильнара Юмагулова, бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

В данной статье будут рассмотрены основные моменты и нюансы, касающиеся налога на имущество организаций в «1С: Бухгалтерия 8», ред. 3.0.

Кто и как платит налог на имущество

Налог на имущество организаций (НИО) является региональным налогом, поэтому помимо НК РФ на территории Ростовской области еще регулируется региональным законом № 843 – ЗС от 10.05.2012 «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения по Ростовской области».

Плательщиками НИО являются:

общережимники – в отношении объектов основных средств (ОС), числящихся на балансе;

организации на спецрежимах – в отношении объектов недвижимости, учитываемых по кадастровой стоимости.

Данным налогом облагается все движимое и недвижимое имущество, однако земельные участки и транспортные средства не подлежат обложению, так как для них предусмотрены отдельные налоги (транспортный и земельный). Налог с движимого имущества уплачивают только общережимники, причем только в следующих ситуациях:

движимое имущество принято на учет как ОС до 01.01.2013;

движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 в результате реорганизации/ ликвидации организаций;

Пример.

Организация ООО «Сервис» создана путем выделения из ООО «Инком плюс» в 2013 г. На балансе ООО «Инком плюс» числится офисная мебель, отнесенная к третьей амортизационной группе, которая в результате реорганизации передается ООО «Сервис» по разделительному балансу. ООО «Сервис» в 2013-2014 гг. офисную мебель не облагалась налогом, но начиная с 1 января 2015 г. организация обязана начислять налог на имущество (письмо ФНС России от 20.01.2015г. № БС-4-11/503) с недоамортизированной части офисной мебели.

Движимое имущество принято на учет как ОС с 01.01.2013 в результате его передачи между взаимозависимыми лицами. Например, организацией ООО «Инком плюс» безвозмездно передано в 2013 г. офисное оборудование дочерней организации ООО «Сервис». Доля прямого участия ООО «Инком плюс» в уставном капитале ООО «Сервис» составляет более 25%. Таким образом, так как организации являются взаимозависимыми лицами, офисное оборудование ООО «Сервис» с 2015 г. подлежит обложению.

Если на балансе вашей организации числятся ОС с первой или второй амортизационной группой, то вам повезло, так как данное имущество не является объектом обложения для НИО, независимо от способа получения ОС (приняты при реорганизации или от взаимозависимых лиц, либо просто куплены у сторонней организации).

Настройки в «1С: Бухгалтерии 8», ред. 3.0

Для автоматизации исчисления и составления отчетности по НИО необходимо заполнить первоначальные настройки в программах «1С»: налоговую ставку, имеются ли льготы, объекты, которые учитываются по кадастровой стоимости. Перейти к ним можно через раздел «Главное» – «Настройка налогов и отчетов».

Организация может попадать под категорию налогоплательщиков, для которых главой 30 НК РФ или региональным законом, предусмотрены льготы по НИО в форме освобождения от уплаты налога, пониженной налоговой ставки или уменьшении сумм налога, подлежащей уплате в бюджет.

Если льгота применяется для организации в целом (т.е. организация не имеет другого имущества, признаваемого объектом налогообложения), то они указываются на вкладке «льготы». При заполнении данной информации важно правильно указать дату, с которой она применяется. В случае отмены льготы либо изменения льготы в программе также заносится дополнительная запись, в которой указать, с какой даты она применяется.

Обратите внимание, что имущество, принятое на учет с 01.01.2013 с 3-10 амортизационных групп попадает под льготное (код льготы 2010257). Однако заносить в справочник льготируемых имуществ в «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, не нужно. Данная льгота автоматизирована, достаточно лишь выбрать амортизационную группу в карточке ОС.

Если льгота распространяется не на все, а только на часть имущества организации, то информация об этом вводится в регистр сведений через форму «Объекты с особым порядком налогообложения». В данной форме предусмотрены несколько вариантов заполнения, это, например:

объекты учитываются на счете 01, но объектом обложения не являются;

объект поставлен на учет в другом налоговом органе или в налоговом органе, по которым отличается код по ОКТМО;

льгота, зависящая от кода вида имущества (например, 01 «Объекты имущества ЕСГС»);

недвижимое имущество, налоговая база по которым признается кадастровой стоимостью.

Срок уплаты налогов и порядок расчета авансовых платежей устанавливается через форму «Порядок уплаты налогов на местах». Соответственно, если вдруг при закрытии месяца, например, сентября, вы не найдете операцию «Расчет налога на имущество» первым делом необходимо проверять данную настройку: должна стоять галочка «Уплачивать авансы».

Платежи по НИО являются расходами для целей бухгалтерского учета и их следует включать в состав тех же расходов, куда списывается амортизация по объектам, к которым они относятся (чаще всего это счета 20, 26, 44 и т.п.). Для автоматического формирования проводок по начислению налога при закрытии месяца информацию об отражении расходов по налогу на имущество организаций необходимо ввести в регистр сведений «Способы отражения расходов».

Отчет и декларация

Перед составлением отчетности по НИО обязательно необходимо выполнить закрытие месяца, регламентную операцию «Расчет налога на имущество», которая формирует проводки с исчисленным налогом.

В нашем примере был начислен налог на 88 руб. с кондиционера, несмотря на то что относится к четвертой амортизационной группе, принят он к учету в 2012 г. Это можно проверить по справке-расчету и карточке ОС. Если у вас налог не начисляется автоматически, необходимо проверить:

Дату принятия к учету в карточке учета ОС.

Амортизационную группу в карточке учета ОС.

Документ «принятие к учету ОС» (суммовые проводки).

Регистр сведений по налогу на имущество – возможность применения льгот.

Выполнение закрытия месяца.

В справке-расчет НИО предоставлены все данные для заполнения отчетности: средняя стоимость имущества, необлагаемая стоимость, налоговая ставка, сумма налога. Также, если необходимо, справку можно настроить так, чтобы отображала код вида имущества, код налоговой льготы, код по ОКТМО.

Читайте так же:  Пособие в декретном отпуске в белоруссии

В конце отчетного периода организации обязаны сдавать «Расчет по авансовым платежам по НИО», не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным. Уплачиваются авансовые платежи на территории Ростовской области, в соответствии с региональным законом №843-ЗС, в пятидневный срок со дня, установленного для представления налогового расчета. Отчетность предоставляется по месту нахождения имущества.

В «1С:Бухгалтерии 8», ред. 3.0, форму «Расчет по авансовым платежам по налогу на имущество» можно найти в разделе «Отчеты» – «Регламентированные отчеты» – «Налоговая отчетность».

Обратите внимание, что имущество с 1 и 2 амортизационной группой не является объектом налогообложения по НИО, именно поэтому ни в расчет, ни в декларацию не попадает.

В «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0, для отчета «Расчет по авансовым платежам по налогу на имущество» с 15 сентября 2017 г., в соответствии с письмом ФНС РФ от 25.05.2017
№ БС-4-21/[email protected], реализованы контрольные соотношения показателей форм налогового расчета для проверки правильности формирования показателей в отчетности. Для декларации контрольные соотношения будут реализованы в будущих версиях программы.

Декларация по НИО предоставляется по итогам года, не позднее 30 марта года, следующего за отчетным. Уплачивается налог в соответствии с РЗ №843-ЗС, в десятидневный срок со дня, установленного для представления налоговой декларации.

Также большое внимание нужно уделить тому, что налоговая служба утвердила новые формы декларации и авансового расчета (Приказ ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]). Новую декларацию необходимо представить по итогам 2017 г., а новая форма расчета впервые сдается по итогам I квартала 2018 г., но представляя отчетность в 2017 г., уже можно использовать эту форму. В программах «1С» новые формы уже реализованы.

Налог на имущество организаций в 2016 году

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов РФ и с момента введения обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют:

  • налоговую ставку в пределах, предусмотренных НК РФ;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Законами субъектов РФ могут также устанавливаться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками.

Налогоплательщиками являются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Объект налогообложения предусмотрен для российских и иностранных организаций.

Объектом налогообложения для российских организаций является движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета (п. 1 cт. 374 НК РФ). В том числе к объектам налогообложения относится имущество:

  • переданное во временное владение (пользование, распоряжение или доверительное управление);
  • внесенное в совместную деятельность;
  • полученное по концессионному соглашению.

Объект налогообложения для иностранных организаций зависит от того, осуществляется их деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство или нет. Если деятельность организации связана с постоянным представительством, то объектом налогообложения является движимое и недвижимое имущество (основные средства), а также имущество, полученное по концессионному соглашению.

Для иностранных организаций, которые не осуществляют деятельность через постоянные представительства, объектом налогообложения признается недвижимое имущество:

  • находящееся на территории РФ и принадлежащее иностранной организации на праве собственности;
  • полученное по концессионному соглашению.

Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) к недвижимому имуществу относятся:

  • земельные участки;
  • участки недр;
  • все, что прямо связано с землей;
  • здания (сооружения, объекты незавершенного строительства);
  • подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги (п. 2 ст. 130 ГК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» с 01.01.2013 к объектам налогообложения не относилось движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве объектов основных средств. Движимое имущество, принятое налогоплательщиком на учет в качестве основных средств до этой даты, являлось объектом налогообложения и подлежало налогообложению.

Согласно положениям Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.01.2015 движимое имущество является объектом налогообложения (за исключением отдельных объектов основных средств).

Объектами налогообложения не являются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу в соответствии с Классификацией основных средств, утвержденной Правительством РФ.

В первую амортизационную группу включены основные средства со сроком полезного использования от одного года до двух лет включительно. Это, как правило, недолговечное имущество. Во вторую амортизационную группу включены основные средства со сроком использования от двух лет до трех лет включительно (компьютеры, принтеры, серверы, модемы, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, производственный и хозяйственный инвентарь).

Указанные основные средства с 2015 г. не являются объектами налогообложения независимо от того, когда они были приняты организацией на учет.

Что касается движимых основных средств третьей-десятой амортизационных групп, приобретенных в 2015 г., то они являются объектом налогообложения. Однако к ним применима налоговая льгота (за некоторым исключением). Соответствующие разъяснения по этому поводу даны в письме ФНС России от 20.01.2015 № БС-4-11/503 «О налоге на имущество организаций» (далее — письмо ФНС России № БС-4-11/503). При этом льгота применяется к движимому имуществу, принятому на учет в качестве основных средств в 2013 г. и позже.

Льгота не распространяется лишь на объекты движимого имущества, принятые на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ).

Таким образом, если организация получила движимое имущество в ходе реорганизации или ликвидации юридического лица, то она является плательщиком налога на имущество с 2015 г. в обычном порядке (письма Минфина России от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, 29.12.2014 № 03-05-05-01/68233; письмо ФНС России № БС-4-11/503).

Видимо, эта норма внесена в налоговое законодательство, чтобы предприятия не проводили реорганизацию или ликвидацию юридического лица с целью вывода движимого имущества из-под налогообложения.

Если организация изменила свое наименование в связи с приведением учредительных документов в соответствие нормам ГК РФ, она имеет право пользоваться льготой для движимого имущества, то есть не платить налог на имущество с движимых основных средств, принятых на учет в 2013 г. и позже.

Подробный перечень льгот по налогу на имущество организаций представлен в ст. 381 НК РФ.

НАЛОГОВАЯ БАЗА ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ

Для исчисления налога на имущество организаций необходимо знать особенности формирования налоговой базы.

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (если иное не предусмотрено ст. 375 НК РФ).

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января отчетного года в соответствии со ст. 378.2 НК РФ.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества

Если налоговая база — среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, то такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с этим имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

Если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа. Износ исчисляется по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Налоговая база как среднегодовая стоимость имущества (СргСт) рассчитывается следующим образом:

где ОС1, ОС2, ОС3, …, ОС12 — остаточная стоимость имущества на 1 января, 1 февраля, 1 марта, …, 1 декабря налогового периода;

ОС13 — остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря);

12 — число месяцев налогового периода.

В остаточную стоимость имущества не включается стоимость имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассмотрим практический пример расчета налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества.

ПРИМЕР 1

В организации розничной торговли, расположенной на территории субъекта РФ, остаточная стоимость имущества по данным бухгалтерского учета на 1-е число каждого месяца налогового периода составила:

  • на 1 января — 200 000 руб.;
  • на 1 февраля — 190 000 руб.;
  • на 1 марта — 180 000 руб.;
  • на 1 апреля — 170 000 руб.;
  • на 1 мая — 160 000 руб.;
  • на 1 июня — 150 000 руб.;
  • на 1 июля — 140 000 руб.;
  • на 1 августа — 130 000 руб.;
  • на 1 сентября — 120 000 руб.;
  • на 1 октября — 110 000 руб.;
  • на 1 ноября — 100 000 руб.;
  • на 1 декабря — 90 000 руб.

Остаточная стоимость имущества на последнее число налогового периода (31 декабря) — 80 000 руб.

Используя формулу (1), определим среднегодовую стоимость имущества:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000 + 100 000 + 90 000 + 80 000) / (12 + 1) = 140 000 (руб.).

По итогам отчетного периода (первого квартала, полугодия, 9 месяцев, календарного года) рассчитывают среднюю стоимость имущества. Формула расчета средней стоимости имущества за отчетный период (СрСт):

где ОС1 — остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

ОС2 — остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

К — количество месяцев отчетного периода.

ПРИМЕР 2

Используем данные примера 1 и рассчитаем среднюю стоимость имущества организации розничной торговли за отчетный период.

Средняя стоимость имущества:

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000) / (3 + 1) = 185 000 (руб.);

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000) / (6 + 1) = 170 000 (руб.);

(200 000 + 190 000 + 180 000 + 170 000 + 160 000 + 150 000 + 140 000 + 130 000 + 120 000 + 110 000) / (9 + 1) = 155 000 (руб.).

Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать по налогу отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Чтобы определить авансовые платежи и сумму налога на имущество организаций, необходимо знать налоговую ставку.

Налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ и не может превышать 2,2 % (при условии, что налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) видов имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Для отдельных объектов имущества (железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы, линии электропередач и т. д.) предусмотрены пониженные ставки налога. До 2013 г. эти виды имущества относились к льготной категории имущества.

Авансовый платеж по итогам каждого отчетного периода равен ¼ произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества за отчетный период.

ПРИМЕР 3

На основании данных примера 2 рассчитаем авансовые платежи и сумму налога на имущество.

Авансовые платежи за отчетные периоды:

1/4 × (185 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 1017,5 руб.;

1/4 × (170 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 935 руб.;

1/4 × (155 000 руб. × 2,2 % / 100 %) = 852,5 руб.

Сума налога за налоговый период:

140 000 руб. × 2,2 % / 100 % = 3080 руб.

Читайте так же:  Штраф гибдд за проезд на красный

По итогам налогового периода в бюджет уплачивается разница между суммой налога и авансовыми платежами. Она составит 275 руб. (3080 – 1017,5 – 935 – 852,5).

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы

Налоговая база по налогу на имущество организаций как кадастровая стоимость предусмотрена ст. 378.2 НК РФ. Кадастровая стоимость утверждается в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
  • нежилые помещения, которые в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • объекты недвижимости иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в России через постоянные представительства, а также объекты недвижимости, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. Это, как правило, дома, квартиры, приобретенные или построенные организацией для перепродажи, то есть те активы, которые отражаются на счете 41 «Товары» и счете 43 «Готовая продукция».

Применять кадастровую стоимость в качестве налоговой базы можно при следующих условиях:

  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения. Не менее 20 % общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
  • фактическое использование здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания составляет не менее 20 % его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Кадастровая стоимость в качестве налоговой базы по административно-деловым и торговым центрам, жилым домам, нежилым и жилым помещениям возможна при одновременном соблюдении двух условий:

1) в субъектах РФ по месту нахождения данных объектов принят региональный закон, в котором установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости;

2) указанные объекты включены в региональный перечень объектов недвижимости, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждаемый уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ.

Региональный перечень объектов недвижимости устанавливается на определенный год не позднее 1-го числа этого года и в течение данного срока не меняется. Если в течение года выявлены объекты, не учтенные в данном периоде, они включаются в перечень в следующем году (п. 10 ст. 382 НК РФ). Следовательно, в течение года новые объекты в данный перечень не добавляются. Это подтверждено и письмом ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315.

По таким объектам налог на имущество должен исчисляться в общеустановленном порядке — исходя из среднегодовой стоимости имущества.

Особого внимания заслуживает вопрос о налоговой базе в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансе организаций в качестве товаров или готовой продукции.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится в отношении учтенных в государственном кадастре объектов недвижимости. На основании этого закона налоговые органы в своем письме от 23.04.2015 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций» сделали вывод, что дома и жилые помещения, учитываемые на балансе организации в качестве товаров или готовой продукции, подлежат налогообложению по кадастровой стоимости, если:

  • данные объекты учтены в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • имеется соответствующий закон, устанавливающий исчисление налоговой базы по этим объектам.

Если законом субъекта РФ не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении такой недвижимости, то она не облагается налогом на имущество организаций.

Соответствующие разъяснения дал и Минфин России (письма от 08.04.2015 № 03-05-05-01/19690 и № 03-05-05-01/19749).

Рассматривая кадастровую стоимость в целом как налоговую базу, следует отметить следующее.

Если в течение налогового периода кадастровая стоимость менялась, то это изменение не учитывается за текущий и предыдущий налоговый период (абз. 1 п. 15 ст. 378 НК РФ). Данное изменение не учитывается и в будущих периодах (за исключением отдельных случаев). Налог на имущество организаций должен начисляться исходя из новой кадастровой стоимости, если она пересмотрена:

  • из-за технической ошибки, допущенной Росреестром (кадастровой палатой) при ведении государственного кадастра недвижимости. В этом случае измененная кадастровая стоимость учитывается с начала налогового периода, в котором была допущена ошибка;
  • по решению суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой оценки объектов недвижимости. В данном случае новая кадастровая стоимость, установленная судом или комиссией, учитывается, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.

При расчете налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта учитывается доля и срок владения таким объектом.

Если не определена кадастровая стоимость помещения, принадлежащего организации, но определена кадастровая стоимость здания, в котором оно находится, то налогоплательщик рассчитывает стоимость помещения самостоятельно. В этом случае налоговая база исчисляется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Если налогоплательщик владеет объектом в течение неполного налогового периода, расчет налоговой базы производится с учетом специального коэффициента (п. 5 ст. 382 НК РФ). Коэффициент (К) рассчитывается следующим образом:

где К1 — количество полных месяцев владения объектом;

К2 — количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

С 01.01.2016 организации, владеющие объектами недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, должны оценивать эти объекты исходя из кадастровой стоимости (в 2014–2015 гг. оценка производилась исходя из среднегодовой стоимости имущества).

По имуществу, внесенному в паевой инвестиционный фонд и включенному в соответствующий региональный перечень, налоговая база как кадастровая стоимость применяется с 01.01.2015 (письмо ФНС России от 08.05.2014 № БС-4-11/[email protected] «О налоге на имущество организаций»).

Не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество утвержденный региональный перечень должен быть размещен на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ.

В 2014 г. четыре субъекта РФ приняли соответствующий региональный закон о кадастровой стоимости имущества (Москва, Московская, Амурская и Кемеровская области). В 2015 г. соответствующие законы были приняты еще в 30 субъектах РФ. Однако в четырех субъектах РФ региональный перечень не был утвержден, а в Рязанской области закон вступил в силу с 01.01.2016.

Для города Москвы перечень объектов, расчет налога по которым базируется на кадастровой стоимости, утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 № 700-ПП (действует с 01.01.2015).

Ставки налога на имущество зависят от налоговой базы. Если налоговая база — кадастровая стоимость имущества, то налоговая ставка не может превышать:

  • для города федерального значения Москвы: в 2014 г. — 1,5 %, в 2015 г. — 1,7 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %;
  • для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1 %, в 2015 г. — 1,5 %, в 2016 г. и последующие годы — 2,0 %.

Правительство Москвы пересмотрело налоговые ставки, которые будут применяться при расчете налога в 2016–2018 гг. по кадастровой стоимости. В частности, ранее установленная ставка на 2016 г. уменьшена с 1,5 до 1,3 %, на 2017 г. — с 1,8 до 1,4 %, а на 2018 г. — с 2,0 до 1,5 %.

Указанные налоговые ставки применяются с коэффициентом 0,1 в отношении нежилых помещений в случае, если они одновременно удовлетворяют следующим критериям:

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость;
  • используются для размещения объектов общественного питания, объектов розничной торговли, бытового обслуживания, для осуществления банковских операций по обслуживанию физических лиц, туристской деятельности (деятельности туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом), деятельности в области исполнительских искусств, деятельности музеев, коммерческих художественных галерей и (или) деятельности в области демонстрации кинофильмов;
  • расположены на цокольном, первом и (или) втором этажах зданий (строений, сооружений), непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. Перечень пешеходных зон и улиц с интенсивным пешеходным движением утверждается Правительством Москвы.

Расчет налога на имущество исходя из кадастровой стоимости объекта покажем на примере.

ПРИМЕР 4

По состоянию на 01.01.2015 на балансе организации числится объект недвижимости — здание торгового центра. Кадастровая стоимость объекта — 50 000 000 руб., ставка налога — 1,2 %.

Сумма налога на имущество за 2015 г. составит:

50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 600 000 руб.

Авансовые платежи — это произведение налоговой ставки и одной четверти кадастровой стоимости имущества.

Авансовые платежи на отчетные периоды:

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.;

1/4 × 50 000 000 руб. × 1,2 % / 100 % = 150 000 руб.

Сумма авансовых платежей за отчетные периоды составит:

150 000 руб. × 3 = 450 000 руб.

По итогам налогового периода организация уплатит в бюджет налог в размере 150 000 руб. (600 000 руб. – 450 000 руб.).

ПОРЯДОК И СРОКИ УПЛАТЫ НАЛОГА, АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ

Налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации.

По имуществу, которое находится на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения данной организации (с учетом особенностей, предусмотренных в ст. 384, 385 и 385.2 НК РФ).

Иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, в отношении имущества постоянных представительств уплачивают налог и авансовые платежи по месту постановки представительств на учет в налоговых органах.

Если налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, то уплата налога и авансовых платежей производится по месту нахождения объекта недвижимого имущества.

Налоговые расчеты по авансовым платежам представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, налоговые декларации — не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Нужно отметить, что в настоящее время имеются случаи, когда суды выносят решения о незаконном включении строений организаций в перечень объектов недвижимости, для которых налоговая база — кадастровая стоимость (Определение Верховного Суда РФ от 04.03.2015 № 5-АПГ 15-4).

В письме ФНС России от 28.04.2015 № БС-4-11/7315 «О налоге на имущество организаций» отмечено следующее: если принято решение об исключении из перечня неправомерно включенного в него объекта недвижимости, то налоговая база в отношении указанного объекта в соответствующем налоговом периоде определяется как среднегодовая стоимость. Корректировка налоговой базы в данном случае не производится.

Если декларация по налогу на момент решения суда уже была сдана, то организация должна подать в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию. Это необходимо сделать и в том случае, когда в результате перерасчета была выявлена излишне уплаченная сумма налога.

Особенности исчисления налога на имущество организаций не позволяют проводить соответствующую корректировку налоговой базы прошлого года в текущем налоговом периоде.

Г. А. Горина, проф. кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук