Договор перевозки пассажира общая характеристика

Договор перевозки пассажира: понятие, характеристика и элементы

По договору перевозки пассажира и перевозки багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 Гражданского кодекса).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договор этот в отличие от договора перевозки груза является консенсуальным, а в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным. Такие договоры могут быть разовыми и длительными.

Провозная плата в настоящее время регулируется тарифами, установленными государством, только на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом и на всех видах общественного городского и пригородного транспорта, а в остальных случаях определяется соглашением сторон.

Договор перевозки багажа является реальным, в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным.

К отношениям, связанным с перевозкой багажа, так же как и с перевозкой пассажира, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Багаж — вещи, которые используются для личных бытовых целей пассажира и перевозятся вместе с ним, но в багажном вагоне за отдельную плату на основе проездного билета пассажира. Обязанность перевозки багажа для перевозчика вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 Гражданского кодекса).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его.

Срок доставка багажа исчисляется временем следования транспорта до пункта назначения.

Выдается багаж предъявителю багажной квитанции, а в случае ее утери – при условии, что пассажир доказал свои права на его получение (в таком случае багаж выдается по акту).

Хранится багаж в пункте назначения бесплатно только в течение суток, последующее хранение осуществляется за плату в соответствии с тарифом. Багаж, не полученный в течение 30 дней, подлежит реализации, а вырученные за него деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм, передаются предъявителю багажной квитанции в течение 6-месячного срока.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Договор перевозки пассажиров и багажа

Главная > Кодекс >Государство и право

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа…..5

1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира…………………………. 5

1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира……………. 7

1.3. Права и обязанности сторон по договору…………………………………10

Глава 2. Ответственность по договору перевозки пассажиров и багажа…….15

2.2. Ответственность за отдельные нарушения договора перевозки пассажиров……………………………………………………………………….18

2.4. Причинение вреда жизни и здоровью пассажира………………………. 22

Актуальность темы определяется тем, что перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, совершенствуются путевые и другие устройства. На некоторых железнодорожных и судоходных линиях, а также на некоторых видах транспорта в целом (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер эксплуатационной работы.

Транспортное законодательство довольно детально регулирует перевозки пассажиров. В Уставе железнодорожного транспорта перевозке пассажиров посвящена гл. VI; в Кодексе торгового мореплавания — гл. IX; в Воздушном кодексе — гл. XV; в Кодексе внутреннего водного транспорта — гл. XIII; в Уставе автомобильного транспорта — разд. IV. Дальнейшая конкретизация законодательства, регулирующего перевозки пассажиров на различных видах транспорта, нашла свое отражение в Правилах перевозки пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. В указанных Правилах более детально и четко регулируются отношения транспортной организации с пассажирами.

Кроме того, на железнодорожном транспорте и на внутренневодном транспорте постановлениями Правительства Российской Федерации утверждены Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом настоящего исследования выступают отношения, складывающиеся по поводу организации перевозок пассажиров и багажа. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, научная и учебная литература.

Целью исследования является детальный анализ института договора перевозки пассажиров.

При написании курсовой работы ставились следующие задачи:

— Дать правовую характеристику договора перевозки пассажиров.

— Определить виды договоров перевозки пассажиров.

— Рассмотреть процедуру заключения, прекращения и отказа пассажира от договора перевозки.

— Раскрыть содержание договора перевозки пассажиров и багажа.

— Рассмотреть ответственность по договору перевозки пассажира и багажа.

Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа

1.1. Понятие и виды договора перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Видообразующими признаками данного договора, позволяющими выделить его в отдельный вид договора перевозки, являются особенности его предмета, а также субъектного состава.

Предметом договора перевозки пассажира (как отдельного вида договора перевозки) являются действия перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения, а при сдаче пассажиром багажа — и указанного багажа, который должен быть выдан управомоченному на получение его лицу, а также действия пассажира по уплате установленной платы за проезд и провоз багажа.

Особенность субъектного состава договора перевозки пассажира состоит в том, что в качестве пассажира здесь выступает физическое лицо. Как известно, в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Данное обстоятельство служит основанием для возложения на перевозчика по договору перевозки пассажира дополнительных обязанностей, в том числе и публично-правового характера.

К особенностям субъектного состава договора перевозки пассажира следует отнести также то обстоятельство, что в качестве контрагента пассажира — перевозчика выступает транспортная организация, относящаяся, как правило, к транспорту общего пользования, которая признается субъектом публичного договора (ст. 426 ГК) и обязана осуществлять перевозки по обращению любого гражданина (ст. 789 ГК). Классификация договора перевозки пассажира в качестве публичного договора имеет еще и то последствие, что дает Правительству РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении данного договора. Например, в настоящее время правоотношения, связанные с перевозкой пассажиров на железнодорожном транспорте, регламентированы Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 277.

С точки зрения характеристики всякого гражданско-правового договорного обязательства договор перевозки пассажира относится к числу договоров двусторонних (взаимных), возмездных, консенсуальных.

На разных видах транспорта используются различные критерии для выделения отдельных видов договора перевозки пассажира. Очевидно, что в качестве таковых можно признавать те виды указанного договора, в отношении которых предусмотрена дифференциация (пусть и незначительная) правового регулирования договорных условий. Так, на железнодорожном транспорте поезда, предназначенные для перевозок пассажиров, делятся на следующие категории: в зависимости от скорости движения — на скоростные, скорые и пассажирские; в зависимости от расстояния следования — на дальние и пригородные (ст. 81 УЖТ РФ).

На морском транспорте регулярные пассажирские линии по видам сообщения дифференцируются на: внутренние (каботажные), связывающие российские порты; заграничные (международные), связывающие российские и иностранные порты; местные и пригородные, существующие между пунктами, которые входят в пределы территории, административно подчиненной одному городу (району). В свою очередь, каботажные линии в зависимости от характера поездки и условий обслуживания подразделяются на: транспортные; транспортные скоростные, обслуживаемые судами на подводных крыльях или на воздушной подушке; паромные переправы; линии с комплексным обслуживанием пассажиров. Выделяются также туристские (круизные) линии и рейсы для осуществления перевозок организованных групп пассажиров, для обслуживания которых морские суда работают на условиях специальных договоров (соглашений) по особому расписанию

На морском и воздушном транспорте перевозки пассажиров могут осуществляться на основе чартера, когда по соответствующему договору для перевозки пассажиров и их багажа предоставляется вся или часть вместимости судна на один или несколько рейсов. Однако такие договоры заключаются не с отдельными пассажирами, а с организацией, выступающей в роли фрахтователя, поэтому чартер представляет собой самостоятельный вид договора перевозки 1 .

1.2. Заключение и прекращение договора перевозки пассажира

Как отмечалось ранее, договор перевозки пассажира относится к консенсуальным договорам, т.е. он считается заключенным с момента достижения его сторонами (пассажиром и перевозчиком) соглашения по всем существенным условиям указанного договора. Вместе с тем порядок заключения договора перевозки пассажира отличается большим своеобразием.

Читайте так же:  Образец письма на возврат госпошлины из арбитражного суда

Во-первых, транспортные организации, обеспечивающие большинство перевозок пассажиров, относятся к так называемому транспорту общего пользования и по этой причине являются субъектами публичного договора. Поэтому заключение договора перевозки пассажира со всяким обращающимся к ним гражданином для таких транспортных организаций является обязательным. Кроме того, основные условия договора перевозки для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие провозные билеты, должны быть одинаковыми (ст. 426 ГК).

Во-вторых, по способу заключения договор перевозки пассажира относится к числу договоров присоединения: его условия определяются в стандартных формах, разрабатываемых транспортными министерствами и ведомствами на основе правовых актов; указанные условия могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (ст. 428 ГК).

В-третьих, значительной спецификой отличается порядок заключения договора перевозки пассажира. Само предложение заключить договор, исходящее от транспортных организаций, носит характер публичной оферты, поскольку представляет собой содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (ст. 437 ГК). Со стороны же гражданина (пассажира), приобретающего билет, акцепт оферты совершается в форме конклюдентных действий по выполнению условий договора перевозки, содержащихся в оферте (уплата стоимости билета, т.е. провозной платы). В тех же случаях, когда для осуществления перевозки не требуется приобретения проездного билета, конклюдентные действия гражданина выражаются в иных формах: проход через турникеты метро, осуществление платежа магнитной картой или жетоном, посадка пассажира в такси и т.д. Однако с правовой точки зрения ситуация не меняется: и в этих случаях всегда присутствует публичная оферта (известные условия перевозки, в частности размер провозной платы) и ее акцепт, совершаемый определенными действиями пассажира, свидетельствующими о согласии последнего с предложенными условиями перевозки.

Пассажир, купивший проездной билет, вправе в любое время по своему усмотрению отказаться от договора перевозки пассажира, что равносильно одностороннему расторжению договора. Дело законодателя — определить правовые последствия такого одностороннего прекращения обязательств по договору перевозки пассажира.

В случае отказа от договора перевозки в пути следования пассажир вправе получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты за непроследованное пассажиром расстояние. При прекращении поездки в пути следования в связи с перерывом движения поездов по обстоятельствам, не зависящим от железной дороги, пассажиру возвращается стоимость проезда не проследованного им расстояния, а по обстоятельствам, зависящим от железной дороги, — вся стоимость проезда (ст. 83 УЖТ РФ) 2 .

От случаев отказа пассажира от договора перевозки следует отличать утрату пассажиром проездного документа (билета). Дело в том, что в транспортном законодательстве имеются довольно жесткие правила, по сути приравнивающие утрату билета к отказу пассажира от договора перевозки без надлежащего оформления, лишающего пассажира права как воспользоваться услугами транспортной организации, так и получить обратно уплаченную им стоимость билета. Например, УЖТ РФ (ст. 82) устанавливает, что утерянные, испорченные пассажирами проездные документы (билеты) не возобновляются, если их восстановление или идентификация не может быть осуществлена железной дорогой, и уплаченные за них деньги не возвращаются. Согласно Правилам оказания услуг по перевозке пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (бытовых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте (п. 20) при наличии возможности восстановить или идентифицировать утраченные или испорченные проездные документы (билеты) пассажиру для совершения поездки выдается новый проездной документ (билет) без взимания стоимости проезда. Восстановленные утерянные проездные документы (билеты) возврату и переоформлению не подлежат. Возврат денег по утерянным проездным документам (билетам) не производится.

Представляется, что указанные правила, допускающие восстановление прав пассажиров по утраченным либо испорченным проездным документам лишь в исключительных случаях, не учитывают правовое значение указанных проездных документов (билетов), которые на самом деле лишь удостоверяют (подтверждают) факт заключения договора перевозки пассажира, и не более того. Поэтому утрата указанного документа никак не может свидетельствовать о недействительности договора перевозки пассажира либо о прекращении его действия 3 .

Договор перевозки пассажира

Договор перевозки пассажира представляет собой одну из разновидностей договоров, оформляющих транспортные обязательства. В литературе он, как правило, рассматривается в единстве с договором перевозки багажа, что представляется не совсем корректным. Указанные договоры правовым единством не обладают: они имеют различия и в правовой характеристике (договор перевозки пассажира — консенсуальный, а договор перевозки багажа — реальный), и в оформлении (заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа — багажными квитанциями); существуют и другие различия. Соответственно раздельное рассмотрение договора перевозки пассажира и договора перевозки багажа мы находим более логичным.

Понятие договора перевозки пассажира. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в обусловленный пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.

Правовое регулирование договора перевозки пассажира. Общие положения о перевозке закреплены в главе 40 ГК РФ. Это унифицированные нормы, относящиеся ко всем видам транспорта: железнодорожному, морскому, воздушному, автомобильному, внутреннему водному. Более детально общие условия перевозки этими видами транспорта определяются транспортным законодательством, состоящим из транспортных уставов и кодексов, иных законов, а также издаваемых в соответствии с ними правил (п. 2 ст. 784 ГК РФ). Данные акты были рассмотрены в главе 23 (перевозка грузов). Поскольку стороной договора перевозки пассажира выступает гражданин-потребитель, на этот вид перевозок распространяется Закон РФ от 07.02.92 № 2300—1 «О защите прав потребителей».

Отношения по перевозке регулируются также правилами, издаваемыми Правительством РФ и соответствующими транспортными ведомствами в соответствии с транспортными уставами и кодексами, другими законами.

Условия перевозок в международном сообщении установлены не только внутренними нормативными актами, но и соответствующими международными договорами и соглашениями СССР и РФ.

Следует отметить, что правила главы 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг» не распространяется на услуги перевозки (п. 2 ст. 779 ГК РФ).

Правовая характеристика договора перевозки пассажира. Договор перевозки пассажира является консенсуальным, возмездным, взаимным. Кроме того, договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным.

Существенные условия договора перевозки пассажира. Существенным условием рассматриваемого договора является условие о его предмете.

Предмет договора перевозки пассажира. Предметом договора перевозки пассажира является услуга по перемещению пассажира в пространстве на том или ином виде транспорта.

Помимо основной услуги перевозчиком могут оказываться и дополнительные услуги (организация питания и т.п.), которые считаются оплаченными при покупке проездного билета. Комплекс дополнительных услуг с пассажиром не обсуждается. Транспортное предприятие или соответствующий орган исполнительной власти (Министерство транспорта РФ и др.) в нормативном порядке определяют признаки классности транспортных средств — вагона, самолета, морского или речного судна, автотранспортного средства — и сообразно причислению к тому или иному классу устанавливают перечень предоставляемых услуг.

Срок договора перевозки пассажира. Срок в договоре перевозки пассажира — это промежуток времени, в течение которого пассажир должен быть перевезен в пункт назначения. Перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определяемые:

  • транспортными уставами и кодексами;
  • при отсутствии таких сроков — в разумный срок.

За нарушение срока перевозки пассажира установлена ответственность (штраф, возмещение убытков, компенсация морального вреда).

Цена договора перевозки пассажира. Цена в договоре перевозки понимается как провозная плата. Плата за перевозку транспортом общего пользования устанавливается на основании тарифов, утверждаемых государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. В остальных случаях провозная плата взимается по соглашению сторон, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Существуют категории пассажиров, освобожденные от внесения провозной платы либо имеющие определенные льготы или преимущества по провозной плате. Понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (ст. 790 ГК РФ).

Стороны договора перевозки пассажира. Сторонами в договоре перевозки пассажира являются перевозчик и пассажир. Перевозчиками могут выступать лишь коммерческие юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление перевозки пассажиров.

Пассажирами могут быть любые физические лица. В транспортных уставах и кодексах содержатся определения понятия «пассажир». Например, согласно ст. 2 УЖТ пассажир — это «лицо, совершающее поездку в поезде по действительному проездному документу (билету) либо имеющее проездной документ (билет) и находящееся на территории железнодорожной станции, вокзала или платформы непосредственно перед указанной поездкой или непосредственно после нее».

Форма договора перевозки пассажира. Для рассматриваемого договора предусмотрена письменная форма. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется проездным билетом, приобретаемым, как правило, ранее указанной в нем даты и времени отправления транспортного средства. Форма билета устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Проездные билеты могут иметь форму предъявительских или именных документов. В первом случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении любого пассажира, предъявившего билет при посадке (передача билета другому лицу допускается только до начала перевозки). Во втором случае транспортная организация обязана исполнить договор в отношении пассажира, имя которого указано в билете (передача билета другому лицу не допускается). Именные проездные билеты применяются преимущественно на воздушном транспорте и в поездах (кроме поездов пригородного сообщения).

На отдельных видах городского транспорта договор может заключаться конклюдентными действиями пассажира без выдачи билета: проход через турникеты в метро, оплата проезда жетоном, магнитной картой.

Утерянный или испорченный проездной билет может быть заменен перевозчиком, если это предусмотрено соответствующими транспортными уставами и кодексами. Так, в соответствии со ст. 82 УЖТ перевозчик выдает пассажиру проездной документ (билет) взамен утерянного или испорченного, если пассажир предоставит необходимые доказательства приобретения утерянного или испорченного билета на конкретное место в соответствующем поезде.

Виды договора перевозки пассажира. Договоры перевозки пассажира подразделяются по видам транспорта на договоры железнодорожной, автомобильной, внутренней водной, морской и воздушной перевозки.

Читайте так же:  Как оформить табель посещаемости в детском саду

Обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира.

Перевозчик по договору перевозки пассажира обязан:

1. Предоставить пассажиру место согласно билету.

Если пассажиру место, указанное в проездном билете, не предоставлено, он имеет право:

  • требовать от перевозчика предоставления другого места, хотя бы и более высокой категории, без взимания доплаты, а если стоимость места ниже стоимости купленного билета — требовать возмещения разницы в стоимости проезда;
  • продлить срок действия проездного документа и отправиться следующим транспортным средством;
  • потребовать расторжения договора и возврата стоимости проезда, если пассажир не согласен на предоставление другого места или отправление следующим транспортным средством;
  • требовать применения меры ответственности (возмещение убытков).

2. Доставить пассажира в пункт назначения в сроки, определенные транспортным законодательством.

Как правило, такие сроки определяются расписанием движения соответствующего вида транспорта. Если же конкретные сроки не установлены, перевозчик обязан доставить пассажира в пункт назначения в разумный срок (ст. 792 ГК РФ).

В случае задержки отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздания прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) пассажир вправе:

  • требовать применения мер ответственности: уплаты штрафа в размере, установленном транспортными уставами и кодексами, возмещения иных убытков, а также компенсации морального вреда;
  • требовать возврата провозной платы (в случае отказа пассажира от перевозки изза задержки отправления транспорта).

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержки или опоздания имели место вследствие:

  • непреодолимой силы;
  • устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
  • иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (п. 1 ст. 795 ГК РФ).

3. Обеспечивать соблюдение иных прав пассажира.

Согласно п. 3 ст. 786 ГК РФ пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

  • перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;
  • провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм (под ручной кладью понимаются личные вещи пассажира, которые по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены на специально отведенных для них местах в вагоне поезда, салоне самолета, на морском судне, других транспортных средствах);
  • сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

Действующие уставы и кодексы предоставляют пассажирам больше прав, в частности:

  • право на остановку в пути и изменение маршрута без изменения пункта назначения (ст. 83 УЖТ);
  • право на бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в перевозке по вине воздушного перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна (п. 2 ст. 106 ВК);
  • право занять в пути следования свободное место в вагоне более высокой категории в порядке, установленном правилами перевозки (ст. 83 УЖТ) и др.

Пассажир вправе отказаться от договора до начала перевозки. При этом различают вынужденный (в связи с болезнью, задержкой рейса и т.д.) и добровольный отказ. В первом случае пассажиру возвращаются уплаченные за неиспользованный билет деньги. Последствия во втором случае пропорциональны количеству времени, оставшемуся до отправления транспортного средства.

Например, в соответствии со ст. 83 УЖТ при возврате неиспользованного проездного билета для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:

  • не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получить обратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
  • менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда получить стоимость билета и 50% стоимости плацкарты;
  • менее чем за два часа до отправления поезда получить обратно стоимость билета (стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается).

При опоздании на транспорт пассажир имеет право на возобновление проездного документа на другое транспортное средство без дополнительной оплаты либо получение обратно стоимости проезда или ее части. Конкретные последствия установлены в транспортных уставах и кодексах. Так, пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд дальнего следования в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет). А в случае отказа от поездки — получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты (ст. 83 УЖТ).

Порядок обращения в суд с иском к перевозчику.

В отличие от перевозки грузов не обязательно соблюдение предварительного досудебного порядка при обращении с иском к перевозчику по договору перевозки пассажира. Так, на железнодорожном и воздушном транспорте предъявление претензии к перевозчику рассматривается как право, а не как обязанность пассажира (ст. 126 ВК, ст. 122 УЖТ).

В соответствии со ст. 126 ВК пассажир в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии, имеет право предъявить перевозчику заявление в случае утраты, недостачи, повреждения (порчи) багажа, просрочки его доставки, а также прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира. Истечение установленного ВК 6-месячного срока дает перевозчику право не принимать от пассажира заявление о нарушении договора воздушной перевозки. Но перевозчик вправе принять претензию, если признает уважительной причину пропуска срока на предъявление претензии (п. 2 ст. 126 ВК). Аналогичное правило предусмотрено ст. 123 УЖТ. Что касается права на обращение в суд, то судебная практика исходит из того, что пропуск срока на предъявление претензии не является основанием к отказу в принятии исковых заявлений, так как это противоречит ст. 46 Конституции и Закону о защите прав потребителей.

При перевозке на внутреннем водном и автомобильном транспорте обязательный претензионный порядок распространяется и на перевозку пассажира и багажа (ст. 161 КВВТ, ст. 158 УАТ). На внутреннем водном транспорте претензии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности. На автомобильном транспорте претензионные сроки те же, что и в отношении претензий по грузам: 45 дней для требований, связанных с уплатой штрафов, и шесть месяцев во всех остальных случаях (ст. 163 УАТ). Если претензия отклонена перевозчиком или ответ на нее в установленные сроки не получен, пассажир вправе обратиться в суд.

Обязанности пассажира по договору перевозки пассажира.

Пассажир по договору перевозки пассажира обязан:

1. Уплатить установленную плату за проезд.

Оплата подтверждается проездными документами (билетами). Пассажир обязан иметь проездной документ и предъявлять его в пути следования по первому требованию лиц, уполномоченных на проверку проездных документов. Утерянные пассажирами проездные документы не возобновляются, если их восстановление или идентификация не могут быть подтверждены перевозчиком, и уплаченные за них деньги не возвращаются.

При уклонении пассажира от оплаты проезда перевозчик вправе:

  • требовать применения меры ответственности в виде уплаты штрафа, размер которого определяется законодательством об административных правонарушениях;
  • требовать оплаты стоимости проезда до ближайшей станции (порта).

Пассажир должен приобрести билет для дальнейшего следования до места назначения, иначе он снимается с рейса (удаляется из поезда).

2. Не портить имущество транспорта.

Если имущество транспорта было повреждено пассажиром, перевозчик имеет право требовать применения меры ответственности:

уплаты стоимости утраченного или поврежденного имущества в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки пассажиров.

3. Соблюдать установленные правила перевозки.

Права перевозчика и ответственность пассажира в случае несоблюдения пассажиром правил перевозки определяются в соответствующих правилах.

Договор перевозки. Общая характеристика

Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Пассажир имеет право в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом:

перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях;

провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

сдавать к перевозке багаж за плату по тарифу.

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.

Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Читайте так же:  Как найти прокурора по адресу

Перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, признаваемые перевозками транспортом общего пользования, публикуется в установленном порядке.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.

За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.

Перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Договор перевозки пассажира и багажа

Понятие и общая характеристика договора перевозки пассажира и багажа.

По договору перевозки пассажира одна сторона (перевозчик) обязуется перевезти другую сторону (пассажира) к пункту назначения, а в случае сдачи багажа — также доставить багаж в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение багажа, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа — также за его провезенім (ч. 1 ст. 910 ГК Украины).

Не следует различать отдельно договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. Это один договор, ведь перевозки багажа фактически является условием договора перевозки пассажира перевозчик, принимая на себя обязательства по перемещению физического лица (пассажира), одновременно обязуется в соответствии с правилами перевозки доставить по ее требованию и предоставленные ею вещи (ручную кладь и багаж).

Договор перевозки пассажира и багажа является двухсторонним (поскольку каждая из сторон приобретает по договору прав и обязанностей), возмездному (одной из обязанностей пассажира является оплата услуг по перевозке) и консенсуальним (договор считается заключенным с момента достижения согласия между сторонами, что удостоверяется выдачей пассажиру билета).

Однако условие договора о перевозке багажа является реальной, поскольку вступает в силу только с момента сдачи багажа перевозчику.

Сторонами договора перевозки пассажира и багажа выступают перевозчик и пассажир которые имеют взаимные права и обязанности. Пассажиром может быть только физическое лицо.

Оплата по договору перевозки пассажира и багажа состоит из проезжей платы и платы за перевозку багажа (ручной клади), начисляемых в соответствии с нормативно установленных тарифов (например, Тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденных приказом Министерства транспорта и связи Украины от 19 марта 2012 г. № 170), а при их отсутствии — по договоренности сторон (ч. И ст. 916 ГК Украины).

Органы государственной власти, а также транспортные организации могут устанавливать льготные условия перевозки пассажиров определенных категорий (в том числе бесплатного) транспортом общего пользования (ч. 2 ст. 916 ГК Украины). Однако, если льготы по перевозке определенных категорий пассажиров установлены не транспортной организацией, они будут действительными для перевозчика только в случае их финансового обеспечения за счет соответствующего бюджета.

Специфика перевозок различными видами транспорта определяет особенности определения формы этого договора. Он может совершаться устно с выдачей проездного документа (билета), в простой письменной форме или путем осуществления конклюдентных действий (посадка пассажира в транспортное средство, опускания жетона в турникет и т.п.). Проездной документ нельзя считать письменной формой сделки, поскольку он не содержит подписи сторон. Таким образом, письменная форма договора перевозки пассажиров не является распространенной и может иметь место лишь при организованных перевозках групп пассажиров транспортными средствами, назначенными в рейс по заказу юридического или физического лица.

От договора перевозки пассажиров следует отграничивать подобные договоры, а именно: договор морского круиза (ст. 195 КТМ Украины), договор найма (аренды) транспортного средства с экипажем (ч. 2 ст. 798, ст. 805 ГК Украины), договор подряда (ст. 837 ГК Украины).

Права и обязанности сторон по договору перевозки пассажиров и багажа устанавливаются законами, транспортными кодексами (уставами), правилами перевозок пассажиров и багажа, которые выдаются соответственно них, а также по договоренности сторон. Поскольку права и обязанности сторон по договору перевозки пассажиров и багажа являются взаимными, ниже будут рассмотрены лишь основные права и обязанности пассажира, согласно которым можно определить права и обязанности перевозчика.

Основные обязанности пассажира:

1) уплатить установленную проездную плату;

2) соблюдать правила пользования транспортными средствами.

Основные права пассажира закреплены в ст. 911 ГК Украины, в частности, пассажир вправе:

1) получить место в транспортном средстве согласно приобретенному билету;

2) провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до шести лет без права занятия им отдельного места;

3) покупать для детей в возрасте от шести до четырнадцати лет детские билеты по льготной цене;

4) перевозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах норм, установленных транспортными кодексами (уставами);

5) сделать не более одной остановки в пути с продлением срока действия проездных документов (билета) не более чем на десять суток, а в случае болезни — на все время болезни;

6) отказаться от поездки, возвратить билет и получить назад полную или частичную стоимость билета — в зависимости от срока сдачи билета согласно правилам, установленным транспортными кодексами (уставами);

7) получать полную и своевременную информацию о времени и месте отправления транспортного средства по указанному в транспортном документе (билете) маршруту.

В случае сдачи багажа пассажир получает право требовать от перевозчика доставить в целостности багаж в пункт назначения и выдать его лицу, имеющему право на получение багажа, в срок, который устанавливается по договоренности сторон или в актах транспортного законодательства.

Рассматривая содержание договора перевозки пассажира и багажа, необходимо отдельно проанализировать понятие «багаж» и «ручная кладь», поскольку они определяют некоторые права и обязанности сторон. Эти понятия указывают на вещи, которые перевозятся одновременно с пассажиром. Однако их перевозки нельзя отождествлять с перевозкой груза, ведь условия таких перевозок существенно различаются.

Понятие «багаж» используется в законодательстве в широком и узком значениях. В широком понимании багаж включает зарегистрированный багаж и незарегистрированный багаж (ручную кладь) пассажира (п. 2 гл. 1 раздела XII Правил воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденных приказом Министерства инфраструктуры Украины от 30 ноября 2012 г. № 735).

Однако, как правило, в нормативных актах багаж и ручная кладь четко разграничиваются, то есть понятие «багаж» употребляется в узком смысле как вещи, которые передаются пассажиром в ведение перевозчика и за отдельную плату перевозятся ним в отдельном помещении транспортного средства (багажном вагоне, отсека, отделении и т.п.), который направляется в том же направлении, что и пассажир. В удостоверение приема багажа пассажиру выдается багажная квитанция, которая определяет условия перевозки багажа.

Ручная кладь (незарегистрированный багаж) — это вещи независимо от вида упаковки, которые легко переносятся и по своим размерам без затруднения помещаются в пассажирских помещениях транспортных средств (в купе, каюте, салоне и т.д.) на специально отведенных местах. Ручная кладь перевозится под присмотром пассажира, поэтому перевозчик не несет ответственности по ее уничтожения, повреждения или потери, случившиеся не по его вине. Правила перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на отдельных видах транспорта, определяют определенные особенности перевозки ручной клади. Так, на каждый пассажирский билет на автомобильном транспорте как ручную кладь разрешается перевозить вещи весом до 30 кг, на железнодорожном — до 36 кг, а на детский билет — до 15 кг. На воздушном и морском транспорте требования относительно размера и веса клади устанавливаются отдельно каждым перевозчиком. Перевозки ручной клади обычно является безвозмездным, кроме случаев перевозки под присмотром пассажира определенных вещей, перечень которых нормативно определен, а также вещей, вес и размеры которых превышают установленные нормативы.

Ответственность сторон по договору перевозки пассажиров и багажа.

В случае утраты, недостачи, порчи или повреждения багажа перевозчик несет ответственность на тех же принципах, что и при нарушении обязательств по договору перевозки грузов (ст. 924 ГК Украины).

Задачи пассажиром вреда имуществу перевозчика или причинения перевозчиком вреда вследствие повреждения здоровья или смерти пассажира е недоговірними отношениями, которые регулируются положениями гл. 82 ГК Украины.

В случае непредоставления или некачественного предоставления услуг по перевозке транспортом общего пользования пассажиры имеют право на возмещение им материального и морального вреда в соответствии с Законом Украины «О защите прав потребителей» от 12 мая 1991 г.

На некоторых видах транспорта действует система обязательного страхования пассажиров и багажа.