Что такое договор фрактования

Статья 787. Договор фрахтования

Статья 787. Договор фрахтования

По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами.

О фрахтовании см.: Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ, Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ

Договор фрахтования

Обратившись к истории можно увидеть, что договор фрахтования появился в эпоху Средневековья, и был предшественником договора о страховании груза. В дальнейшем появилось две разновидности договора фрахтования: одна по-прежнему была связана с арендой, а вторая стала неотъемлемой частью перевозки груза.

Что собой представляет договор фрахтования?

Договор фрахтования (чартер) является разновидностью договора перевозки. Данный договор обязывает обе стороны, являясь консенсуальным и возмездным. Фрахтоваться могут как принятые на борт грузы, так и пассажиры с их багажом. У этого договора есть ряд особенностей и одна из них – это то, что фрахтователь может возложить на перевозчика обязанность предоставления конкретного транспортного средства для перевозки или какой-то части его вместимости. В том случае, когда договором регламентируется конкретное транспортное средство, замена его без согласия фрахтователя будет невозможна. Также безусловным преимуществом является то, что в отличие от линейных перевозок, где график устанавливается непосредственно перевозчиком, при договоре фрахтования появляется возможность договориться и утвердить маршрут, сроки перевозки и/или места для погрузки груза, учитывая нужды и требования фрахтователя.

В настоящий момент, законом не лимитируются виды транспортных средств, к которым применим договор фрахтования. В то же время исторически сложилось, что подобное соглашение применяется при речных, морских и воздушных перевозках.

Как уже упоминалось выше, договора фрахтования позволяет арендовать транспорт частично или целиком под перевозку грузов или пассажиров с багажом. Следовательно, согласно договору, перевозчик не может в одностороннем порядке принимать решения по перевозке прочих пассажиров или товаров. В случае несогласия фрахтователь может потребовать снять с перевозки не заявленные грузы или пассажиров. Если перевозчик нарушает договоренности по этим пунктам договора и отказывается устранить их, заказчик вправе обратиться с требованием по расторжению договора (ст. 450 ГК). Если владелец морского транспортного средства отказывается освободить судно (его часть) от не заявленного перовозимого груза, фрахтователь может требовать соответствующего снижение по оплате фрахта и компенсации убытков (ст. 137 КТМ).

Договор фрахтования в части предоставления заказчику места под перевозку напоминает аренду транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК). Но в случае с договором фрахтования – это не предусматривает возможность владения и пользования зафрахтованным транспортом. Такой вид договора оставляет за владельцем права, связанные с эксплуатацией во время перевозки.

Сторонами договора фрахтования являются перевозчик и фрахтователь. Заключая такой вид договора права и обязанности фрахтователя схожи с теми, которые получает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Предусматривается возможность заключения договора фрахтования, в котором выгодоприобретателем будет третье лицо – грузополучатель.

При заключении договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь берет на себя ответственность за организацию перевозки группы пассажиров (как правило такие договоры заключаются туристическими операторами). Пассажиры, не являясь участниками данного договора, защищены гарантиями, предоставляемыми согласно ГК и транспортным законодательством. При возникновении вреда здоровью, жизни или имуществу вся ответственность лежит на перевозчике. Кроме того, в случае ненадлежащего осуществления перевозки, пассажиры могу предъявлять требования к перевозчику с отсылкой на закон о защите прав потребителей.

Договор фрахтования заключается в письменной форме. Отличительная черта договоров фрахтования на морском транспорте – это то, что к заключенному в письменной форме договору прилагается коносамент (ст. 117 КТМ). Все условия, регулирующие отношения двух сторон (фрахтовщика и фрахтователя) регулируются заключенным договором фрахтования. Если по условиям имеется отсылка в коносаменте, то они становятся обязательными. При отсутствии подобной отсылки взаимоотношения двух сторон договора регулируются коносаментом. Существует еще одна особенность: оформление договора фрахтования для перевозки на морском транспорте происходит соответственно одной из стандартных форм (проформ). На данный момент существует порядка 200 подобных форм. Все они разработаны для перевозки различных товаров.

Российское законодательство не предъявляет требований к содержанию договора фрахтования. Поскольку договор фрахтования является одной из разновидностей условий перевозки, все существенные условия договора определены принятыми положениями о договоре перевозки, с поправкой на соглашение о предоставлении вместимости транспортного средства (всей или части). Помимо всего прочего, договор фрахтования должен содержать условия времени и места подачи судна для погрузки.

Согласно ст. 120 КТМ чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, а также места назначения перевозки или направления судна. По договоренности в чартер можно включить и другие условия.

Виды договора фрахтования

Существуют следующие виды морского фрахтования:

договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер);

договор фрахтования судна на время (тайм-чартер).

По договору фрахтования судна без экипажа владелец обязан за обговоренную стоимость (фрахт) обеспечить фрахтователю судно без экипажа, для перевозки грузов, пассажиров или для других задач (ст.211 Кодекса Торгового мореплавания).

По договору фрахтования судна на время владелец должен за обговоренную оплату (фрахт) обеспечить фрахтователю судно, укомплектованное экипажем, на обговоренный период, для осуществления перевозки груза, пассажиров или прочего. (ст.198 Кодекса Торгового Мореплавания)

Разница этих двух вариантов абсолютно ясна. Оба вида договора заключаются для осуществления перевозки, только в первом обеспечивается только судно, во втором – судно с персоналом.

В случаях, когда по договоренностям сторон не предусмотрены другие условия, применяются статьи 199 и 212 кодекса торгового мореплавания, установленные в главах 10 и 11.

Существенными условиями тайм-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта.

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ)

Существенными условиями бербоут-чартера согласно (ст. 200 Кодекса Торгового Мореплавания) являются:

время, место передачи и возврата судна;

срок действия контракта;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. (п.1 ст.432 ГК РФ).

Договор фрахтования и договор аренды: в чем разница

Основной правовой вопрос договора фрахтования – очень спорный. Главная проблема заключается в несовершенстве действующей законодательной базы. В ГК РФ договору фрахтования уделяется очень мало внимания. В сущности, ему посвящена всего лишь одна статья. В тоже время, у различных транспортных уставов и кодексов нет единой базы для оптимизации правовых норм в этой сфере правового регулирования, чем и провоцируют поводы для дискуссий.

Долгие годы, особенно в последнее время, регулярно обсуждается вопрос что такое чартер – договор оказания услуг по перевозке либо аренда имущества. Если формулировать вопрос точнее, то его смысл будет заключаться в том, что же такое договор фрахтования – услуги по перевозке или это один из вариантов аренды транспортных средств(тайм-чартер)? В действующем гражданском кодексе договор фрахтования включен в главу 40 «Перевозка», что в свою очередь относит его к категории оказания услуг. Кроме того, суть и того, и другого договора заключается в экономической выгоде от перевозки товаров из пункта А в пункт Б.

Однако, чартерные перевозки имеют отличия и от договора перевозки, и от договора перевозки пассажиров. В условия договора фрахтования, может входить не только лишь перевозка грузов, но и перевозка пассажиров. Помимо этого, из-за того, что чартерный рейс является нерегулярным, его нельзя отнести к перевозкам транспортом общего пользования. В определении ВАС РФ от 29 декабря 2010 г. № ВАС-17823/10 мы можем прочесть, что договор фрахтования не относится к договорам перевозки транспортом общего пользования и не является публичным. Именно это определение не дает права истцу требовать в судебном порядке заключение договора, в том виде, который предусматривает статья 445 ГК РФ.

Еще одно отличие договора фрахтование является в том, что к фрахтовщику не переходят обязательства по ответственности за груз во время перевозки. Мы не будем давать оценку этой позиции договора. Это условие сохранилось от ранее действующего законодательства. Согласно ему, на перевозку грузов, по которым не ведется складской учет, не оформляется товарно-транспортная накладная.

В современном транспортном законодательстве эти взгляды получили развитие. В п. 1. ст. 18. Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 №259-ФЗ сказано, что транспортное средство для перевозки груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, предоставляется на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме.

И последнее это то, что при чартерных перевозках фрахтовщик не берет на себя обязательства по предоставлению определённого количества мест в транспортном средстве или обязательства по приему определенного числа мест груза к перевозке. Предметом соглашения при данном виде фрахтования являются обязательства по предоставлению всей или части вместимости транспортного средства на один или несколько рейсов.

Подробно рассмотрев очень важные аспекты и нюансы такого вида договорных отношений главным остается ответ на вопрос: услуга фрахтования – что это? Договор фрахтоварния и его предметом считаются обязанности фрахтовщика (грузоперевозчика) перед фрахтователем (заказчиком) за оплату всей или части вместимости одного или более транспортных средств для перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или несколько рейсов. (ст. 787 ГКРФ). Такая формулировка вызвала много споров. Не точное определение «вместимость транспортных средств» была воспринята с имуществом, то есть с транспортными средствами, в результате чего была квалифицированна к разновидности договора аренды. Зачастую услуги по перевозки (фрахтованию) квалифицируют как аренду не запланировано – ошибочно.

Фрахтование – это разновидность услуг по перевозке, транспортировке, но не аренде транспортного средства, разница максимально прослеживается в морском законодательстве. Есть четкое определение, что российское законодательство не принимает договор фрахтования на рейс, а только два вида морской перевозки. Так же регламентируется, что договор морской перевозки грузов имеет право быть заключен при соблюдении следующих условий: предоставления всего судна, его части, или определенных судовых помещений (чартер). Исходя из презумпции соответствия положений КТМ РФ ст. 787 ГК РФ стоит обратить внимание на тот факт, что и в других видах транспорта, фрахтование и перевозка будут как минимум не разделенными понятиями.

Читайте так же:  Нотариус на сухаревской площади

Против чартера договора аренды есть еще один фактор. Фрахтователем может быть покупатель, при уточнение некоторых условий в договоре. В таком варианте продавец товара должен осуществить перевозку товара до судна и обеспечить погрузку товара на борт зафрахтованного покупателем транспорта, по факту выступить отправителем. Перевозчик выдает отправителю коносамент на предъявление для перевозки товара. Отправитель несет ответственность перед перевозчиком только за несвоевременное предъявление груза несвоевременную перевозку до места погрузки или другие недостатки до момента окончания погрузки. Договор заключенный между покупателем и перевозчиком в таком случае будет – договор фрахтования.

Договор фрахтования: заключение и особенности

Важные нюансы, которые требуют внимания при заключении договора фрахтования:

1. Фрахтователь: правоспособность, адрес, средства, полномочия представителя

При составлении договора фрахтования с клиентом необходимо уточнить, есть ли у него право на заключение таких договорных отношений. Проверить это можно запросив копии учредительных документов (Устава и свидетельство регистрации), которые необходимо прикрепить к Вашему договору до момента выполнения всех обязательств по нему. При отсутствии такой возможности (дистанционное заключение договора), фрахтователь должен указать все необходимые сведения из учредительных документов.

Чтобы избежать возможных сложностей коммуникации с фрахтователем в период перевозки и исполнения обязательств по договору фрахтования, обязательно должно быть зафиксировано максимально возможное количество средств коммуникации между сторонами (фактический, юридический, почтовый адреса, и прочие средства связи). Так же рекомендуется добавить в договор фрахтования пункт обязывающий фрахтователя сообщать об изменении адреса, при нарушении которого, уведомления перевозчика будут считаться полученными при доставке их по указанным адресам указанным в договоре фрахтования.

Серьезным пунктом является определение платежеспособности фрахтователя. В наше время регулярно суда оформляют в аренду для осуществления перевозки или добычи при условии оплаты фрахта из прибыли, полученной от использования судна. Во-первых, даже честный фрахтователь в Российских реалиях при учете всех факторов работы в море не может быть уверен, получит ли прибыль и в каком размере. Наилучший способ гарантировать исполнение выгод судовладельца – предоплата фрахта. В случаях, когда нет такой возможности, стоит обратить внимание на другие способы обеспечения обязательств. Перечень таких способов можно изучить в ст. 329 ГК РФ, один из вариантов, исполнение обязательств может быть гарантированно неустойкой, залогом, обеспечением имуществом должника, поручительством, банковской гарантией или любим другим способом предусмотренном законом или договором.

Так же требуют тщательного изучения полномочия лица, который подписывает договор фрахтования. Зачастую уставные документы дают право представлять интересы организации без доверительных документов от имени генерального директора организации, такое лицо как правило, одно. Другие же представители могут действовать только на основании доверенности, выданной и оформленной с соблюдением всех требований. Должны быть четко прописаны полномочия доверенного лица, сроки доверенности, возможность передоверия прав на основании доверенности, при наличии возможности передоверия. Доверенность, выданная в вышеупомянутом порядке должна быть нотариально удостоверена. Согласно ст. 183 ГК РФ, при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается совершенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Для предупреждения неприятных ситуаций, судовладельцу нужно обязательно хранить оригиналы всех документов, заверенные копии доверенностей представителя фрахтователя на период действия договора фрахтования и вплоть до полного выполнения всех обязательств по нему.

2. Законность заключения договора

Статьей 168 ГК РФ, предусматривается возможность оспорить законность сделки, которая была заключенна с несоответствием закону. Следовательно, при составлении договора фрахтования, впрочем как и любого другого договора, необходимо удостовериться в отсутствие ограничений прав сторон нормативными актами. Перед заключением договора фрахтования необходимо получить согласие компетентных органов. Департамент Морского Транспорта, Роскомрыболовство и прочие выдают свое одобрение на заключение договора аренды судна на условиях бербоут-чартера. Ограничения также могу быть связанны с отсутствием у судовладельца необходимых лицензий и разрешений. В спорных ситуациях заинтересованное лицо может сослаться на незаконность сделки и требовать в судебном порядке признать ее недействительной. Нарушение действующего законодательства и валютном регулировании, охране природы и прочее, при включении таких пунктов в договор, так же влечет за собой недействительность договора. Признание судом сделки незаконной или недействительной пагубно отражается на выгодах судовладельца, когда тот уже в свою очередь выполнил свою часть обязательств. Учитывая все эти риски судовладельцам необходимо очень тщательно проверят условия сделки на предмет ее законности и соответствию всем правовым документам, особенно когда речь идет о крупных заказах на долгий период. Нарушение согласно законодательству, в договоре фрахтования судна на условиях бербоут-чартера несет за собой отказ в регистрации судна в Морской администрации.

3. Арендная ставка, порядок и сроки уплаты, штрафные санкции, зачет, возможность применения права залога на груз

Со стороны законодательства нет жесткого регламента и условий оплаты по договору. Заключая договор фрахтования используя обычные проформы, достаточно прописать ставку фрахта за срок перевозки или количество транспортируемого груза в соответствующей графе. Порядок и условия будут регламентироваться в соответствии с указанными в проформе. Стороны могу определить другой вид расчета фрахта. Необходимо прописать в договоре ставку фрахта (сумма, подлежащая оплате), график оплаты, способ и реквизиты для оплаты. Размытое обозначение данных условий может потянуть за собой некорректные понимание договора, а, следовательно, сложности при взаиморасчетах. Так же в договоре есть возможность прописать неустойку, штрафные санкции за несоблюдение сроков оплаты. Зачастую штраф прописывается в качестве процента от неоплаченной суммы за каждый день просрочки или указывается фиксированная сумма.

Бывают случаи, когда фрахтователь в одностороннем порядке производит удержание из суммы фрахта, причитающаяся судовладельцу. Гражданское законодательство предусматривает такие удержания, если они обговорены условиями договора фрахтования. В остальных вариантах фрахт должен быть оплачен в полном объеме, а после производятся остальные взаиморасчеты. То же касается и возможности залога груза: судовладелец имеет право применить залог на груз при условии, что это обговорено в договоре. Этот способ имеет много сложностей, согласно российскому законодательству обращение взыскания на предмет залога (например, груз) может быть произведен исключительно в судебном порядке посредством реализации предмета залога через судебных исполнителей и получении от продажи суммы, которая полагается судовладельцу. Предположим если груз скоропортящийся взыскать сумму будет практически невозможно. Еще один нюанс в том, что к договорам о залоге некоторых видов имущества, применяются специальные требования, к примеру: наличие нотариального удостоверения или регистрация в специальных органах, при несоблюдении которых договор о залоге является недействительным.

Наиболее распространенный вид обеспечения обязанностей по оплате фрахта – удержание. Как указано в статье 359 ГК РФ, в случае неисполнения должником своих обязательств, кредитор, имеет право удержать вещь, подлежащую передаче должнику либо лицу, указанному должником, пока соответствующее обязательство не будет исполнено. В этом случае удержание, без внесения советующего пункта в договор, происходит в силу закона.

Договор фрахтования

Одной из разновидностей договора перевозки является договор фрахтования. Такой договор носит еще название чартера. Само определение данного договора содержится в статье 787 Гражданского кодекса РФ. Договор фрахтования сейчас широко распространен на внутреннем водном, морском, автомобильном и воздушном транспорте. На железнодорожном транспорте фрахтование почти не применяется. Используется договор фрахтования как при перевозках грузов, так и в пассажирских перевозках.

Понятие и форма договора

Договор фрахтования (чартер) предусматривает, что одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить за определенную плату другой стороне (фрахтователю) всю или определенную часть вместимости одного или более транспортных средств на один или несколько рейсов с целью перевозки груза, пассажиров и багажа.

В соответствии с договором фрахтования может быть нанят любой вид транспортных средств: воздушные, речные и морские суда, автобусы и т. д. Составление и оформление договора фрахтования осуществляется согласно требованиям гражданского законодательства, а также в зависимости от вида нанимаемого транспорта соответствующих транспортных кодексов и уставов.

Как правило, договор фрахтования транспорта должен быть оформлен в письменном виде. Отличительной чертой договоров фрахтования на морском транспорте является то, что к заключенному в письменной форме договору должен быть приложен коносамент.

Как порядок заключения договора фрахтования, так и его форму в большинстве случаев определяют транспортные кодексы и уставы. Так, статьей 104 Воздушного кодекса РФ предусматривается исполнение договора фрахтования воздушного судна, именуемого воздушным чартером. В статье 27 Устава автотранспорта и городского наземного электрического транспорта установлено, что перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется наземным транспортом, который предоставлен по договору фрахтования, заключенного в письменной форме.

Предмет договора фрахтования

Предметом договора фрахтования считаются обязанности фрахтовщика предоставить за оплату фрахтователю всю или часть вместимости одного или несколько транспортных средств с целью перевозки товаров, пассажиров и багажа на один или более рейсов. Такая формулировка предмета договора позволила квалифицировать данный договор как разновидность договора аренды. Проще говоря. предметом договора является предоставление транспортного средства с экипажем для перевозки грузов или пассажиров и багажа.

Также к числу существенных условий договора фрахтования относятся сведения о фрахтовщиках и фрахтователях; типах предоставляемых транспортных средств (в случае необходимости — их количестве); о маршрутах и местах подачи транспортных средств; о лицах, для перевозки которых необходимо транспортное средство; о сроках выполнения перевозок и размерах оплаты. Законодательством России не предъявляется особых требований к содержанию договора фрахтования. Так как данный договор представляет собой одну из разновидностей условий перевозки, все существенные условия определены положениями о договоре перевозки. Исключение составляет только поправка на соглашение о вместимости транспортного средства.

Договор фрахтования является возмездным, двусторонне обязывающим и консенсуальным.

Договор фрахтования — стороны договора

В договоре фрахтования сторонами являются фрахтовщик (перевозчик) и фрахтователь (заказчик). При заключении такого вида договора права и обязанности фрахтователя похожи на те, которыми обладает грузоотправитель при заключении договора перевозки. Также есть возможность заключить договор фрахтования, в котором в качестве выгодоприобретателя может выступать третье лицо – грузополучатель.

Фрахтовщик — это коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, у которых есть лицензия на предоставление услуг по перевозке и технически исправный транспорт. Он принимает на себя обязательство о предоставлении на возмездной основе второму субъекту договора вместимость одного или более транспортных средств для перемещения пассажиров и багажа, транспортировки грузов на один или несколько рейсов.

Читайте так же:  Квалификационные требования лаборант-исследователь

Фрахтователем выступает предприниматель или организация, которые нуждаются в транспортном средстве и за определенную плату нанимают его для перевозки грузов, своего персонала или багажа в коммерческих целях.

Основные элементы договора фрахтования

Предмет договора является существенным условием договора фрахтования, поэтому должен быть описан достаточно подробно. Необходимо указание сущности предоставляемой услуги, типа транспорта, срока его предоставления, конечного пункта доставки, точного маршрута перевозки, обязательств фрахтователя по оплате и т. д.

При определении предмета договора в общем виде к соглашению должны быть приложены документы, которые конкретизируют параметры предоставленной услуги, к примеру, оформленные заказы.

2. Обязанности сторон

В обязанности фрахтовщика входит:

  • предоставление фрахтователю услуги, связанной с управлением и технической эксплуатацией транспортного средства, обеспечивающей его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с условиями договора и положениями законодательных актов РФ.
  • обеспечение соответствия экипажа транспортного средства, его квалификации требованиям законодательных актов РФ по обычной практике эксплуатации транспорта, в ходе предоставления услуг по заказным перевозкам, а также условиям данного договора.
  • своевременно внести плату в указанном размере за использование транспортного средства.
  • при перевозке обеспечить условия, которое не будут создавать помех экипажу при эксплуатации транспортного средства.
  • зафиксировать пассажиров ремнями безопасности и не допускать их перемещения по салону при движении транспортного средства.

3. Ответственность сторон

Определена ответственность сторон за неисполнение условий договора в порядке и в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

4. Дополнительные условия и заключительные положения

Все вопросы, которые не урегулированы в договоре, будут решаться в соответствии с нормами существующего законодательства РФ. Определено, что договор вступает в силу со времени подписания и действует до полного выполнения всех его условий.

5. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон

Виды договора фрахтования

Одним из видов договора фрахтования является так называемый бэрбоут-чартер. Согласно условиям такого договора судовладелец на условиях аренды может передать фрахтователю судно без экипажа. На период аренды фрахтователь становится временным владельцем судна. Он несет все расходы, связанные с его эксплуатацией, включая расходы по страхованию. Данный договор по своей природе довольно близок к договору аренды транспортного средства, в то время как отношения по фрахтованию регламентируются другими нормами.

Существенными условиями бербоут-чартера считаются: предмет договора; время, место передачи и возврата судна; район плавания; цель фрахтования;

ставка фрахта; срок действия контракта.

Еще один вид договора фрахтования называется тайм-чартер и предусматривает фрахтование судна на время. По такому договору владелец за обговоренную оплату должен обеспечить фрахтователю судно, которое укомплектовано экипажем, на обусловленное время, для осуществления перевозки груза, пассажиров и т.д.

К существенным условиям тайм-чартера относятся: предмет; район плавания; цель фрахтования; время, место подачи и возврата судна; ставка фрахта; срок действия договора.

Особенности договора фрахтования

Одной из особенностей договора фрахтования является то, что фрахтователь может потребовать от перевозчика предоставить конкретное транспортное средство для перевозки. Поэтому, если договором предусмотрено конкретное транспортное средство, без согласия фрахтователя заменить его невозможно. Также важное преимущество заключается в том, что в сравнении с линейными перевозками, где график устанавливает перевозчик, при договоре фрахтования договоренность об утверждении маршрута, сроках перевозки и месте для погрузки груза возможна только с учетом нужд и требований фрахтователя.

Договор фрахтования разрешает арендовать транспортное средство частично или полностью с целью перевозки грузов или пассажиров с багажом. Поэтому, согласно договору, перевозчик не имеет права самовольно принимать решения по перевозке других пассажиров или грузов. Если фрахтователь не согласен с присутствием посторонних, он вправе потребовать снять с перевозки незаявленных пассажиров или грузы. Если перевозчик нарушил договоренность по этим пунктам договора и не устраняет их, заказчик имеет право обратиться с требованием о расторжении договора (статья 450 ГК РФ). Также фрахтователь может потребовать соответствующего снижения размера оплаты фрахта и компенсации убытков.

В случае заключения договора фрахтования с грузоперевозчиком, фрахтователь принимает на себя ответственность за перевозку групп пассажиров. В большинстве случаев такие договоры заключают туристические операторы. Пассажиры, которые не являются участниками договора, обладают защитой, гарантированной ГК РФ и действующим транспортным законодательством. Когда причиняется вред здоровью, жизни или имуществу пассажиров всю ответственность несет перевозчик. Кроме того, если перевозка осуществляется ненадлежащим образом, пассажиры имеют право предъявить требования к перевозчику, ссылаясь не только на договор фрахтования, но и на закон о защите прав потребителей.

Образец договора фрахтования

фрахтования воздушного судна

Место заключения договора ___________

Дата заключения договора ____________

__________ (наименование организации), именуемое в дальнейшем «Фрахтовщик», в лице ___________ (должность, ФИО), действующего на основании Устава, с одной стороны, и ___________, именуемый в дальнейшем «Фрахтователь», в лице __________, действующий

на основании ___________ и лицензии N _______ от «____»__________ г., выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, с другой стороны, совместно именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Фрахтовщик обязуется предоставить Фрахтователю за плату для выполнения ____ рейсов ____ (количество) воздушных судов (далее — ВС) для воздушной перевозки ____ (пассажиров/багажа/грузов/почты) с предоставлением услуг по управлению и техническому обслуживанию ВС персоналом Фрахтовщика.

1.2. Перечень конкретных воздушных судов, их типы, количество вмещаемых ими пассажиров, стоимость фрахта по каждому ВС указаны в Приложении N __ к настоящему Договору.

2. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ

2.1. Для исполнения своих обязательств Фрахтовщик предоставляет технически исправное ВС, удовлетворяющее всем летным и техническим требованиям, которые предъявляются к ВС данного типа, в полной комплектации и оснащении необходимым оборудованием и документацией. ВС должно быть заправлено топливом и готово к перевозке пассажиров и их багажа, соответствовать нормам и правилам по перевозке пассажиров.

2.2. ВС будет эксплуатироваться экипажем Фрахтовщика, имеющим допуск к выполнению полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора. Каждый член экипажа обязан иметь при себе действующие свидетельства, удостоверяющие его квалификацию.

2.3. Фрахтовщик подтверждает, что командир ВС обладает необходимой компетенцией для принятия решений о:

— выполнении, задержке и/или отмене вылета ВС;

— ограничении коммерческой загрузки;

— прекращении или изменении маршрута полета;

— совершении дополнительной посадки или следовании на запасной аэродром в том случае, если такие решения вызваны необходимостью обеспечения безопасности пассажиров, экипажа и/или угрожают целостности пилотируемого ВС.

2.4. Полеты ВС осуществляются Фрахтовщиком в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), Государственной службы гражданской авиации Минтранса Российской Федерации (ГС ГА Минтранса Российской Федерации), приказами и распоряжениями генерального директора Фрахтовщика, регламентирующими порядок, способы и безопасность выполнения воздушных перевозок, условиями настоящего Договора.

2.5. Маршрут полета, аэропорт вылета и прилета, количество пассажиров, тип воздушного судна определяются по желанию Фрахтователя и указываются в заявке на выполнение рейса. Время и дата выполнения каждого рейса согласовываются с Фрахтовщиком. Фрахтователь обязан направить в адрес Фрахтовщика заявку по форме Приложения N ____ к настоящему Договору не позднее чем за ___ дней до даты выполнения предполагаемого рейса.

2.6. Фрахтователь вправе перевозить на борту ВС пассажиров, багаж и грузы общей массой, не превышающей предельную загрузку данного типа ВС, рассчитанную экипажем ВС для условий полета, существующих на дату выполнения полета. Число пассажиров, перевозимых на борту ВС, не должно превышать количество мест, оборудованных привязными ремнями, а фактическая загрузка ВС подлежит обязательному оформлению в справке на перевозимый груз, в списке пассажиров и в прочих необходимых документах. Общий вес пассажиров, багажа и грузов не должен превышать предельно допустимую загрузку ВС, превышение предельной загрузки ВС не допускается.

2.7. Пассажиры Фрахтователя, перевозимые на борту ВС, для осуществления воздушных перевозок должны быть оформлены в установленном порядке в соответствии с требованиями руководящих документов ГС ГА Минтранса Российской Федерации, проходят обязательный предполетный досмотр под контролем уполномоченных лиц службы организации перевозок.

2.8. Подтверждением выполнения Фрахтовщиком своих обязательств, возникших из настоящего Договора, является подписанный уполномоченным представителем Фрахтователя акт-отчет о полете. Если в течение ___ дней подписанный Фрахтователем акт-отчет или письменные возражения не были направлены Фрахтовщику, услуги будут считаться согласованными, а обязательства Фрахтовщика — исполненными надлежащим образом.

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Фрахтовщик обязуется:

3.1.1. Предпринять необходимые действия по выполнению всех процедур и формальностей, связанных с выполнением полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора (согласование плана полетов с органами воздушного движения, аэропортом назначения и отправления, получение разрешения на вылет в полномочных государственных органах и т.п.), не допуская переноса даты выполнения полетов. Выполнить все формальности, необходимые для выполнения рейса, в том числе относящиеся к ВС, экипажу и техническому персоналу.

3.1.2. Обеспечивать поставку на борт ВС бортового питания, указанного в заявке Фрахтователя.

3.1.3. Организовать регистрацию и оформление пассажиров Фрахтователя в аэропортах вылета и назначения через VIP-залы (при наличии заявки от Фрахтователя и с учетом возможностей отправляющего/принимающего аэропорта).

3.1.4. Своевременно извещать Фрахтователя о задержках вылета ВС, произошедших по вине Фрахтовщика или других наземных служб, обеспечивающих вылет воздушных судов (техническая неисправность и т.д.).

3.1.5. Известить Фрахтователя о задержках вылета ВС вследствие неблагоприятных метеоусловий или иных подобного рода форс-мажорных обстоятельств.

3.1.6. Обеспечить пассажиров Фрахтователя, указанных в заявке, проездными документами (билетами).

3.1.7. Самостоятельно организовать выполнение оперативного технического обслуживания ВС своим инженерно-техническим составом или с привлечением сертифицированной организации в аэропортах посадки, назначения и базирования.

3.1.8. Не изменять утвержденный Сторонами тип ВС без согласования с Фрахтователем.

3.1.9. В случае технической неисправности ВС в течение не более ___ часов предоставить другое ВС по согласованию с Фрахтователем и выполнить условия настоящего Договора.

3.1.10. Соблюдать установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиями к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденными Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (далее — «Правила»), и иными нормативными актами требования при выполнении полетов, предусмотренных условиями настоящего Договора.

3.2. Фрахтователь обязан:

3.2.1. Произвести оплату стоимости воздушных перевозок в порядке и на условиях, предусмотренных разделом 4 настоящего Договора.

3.2.2. Соблюдать нормы действующего законодательства и требования, установленные Воздушным кодексом Российской Федерации, нормативными актами ИКАО, Правилами.

Читайте так же:  Калькулятор транспортный налог 2018 год

3.2.3. Неукоснительно выполнять указания Фрахтовщика в части предельно допустимых норм коммерческой загрузки ВС, обеспечив в том числе соблюдение своими пассажирами требований к перевозке багажа, допустимого по весу и габаритам, не являющегося опасным и (или) запрещенным к перевозке на борту ВС.

3.2.4. Обеспечить ______ (явку своих пассажиров/доставку груза/доставку багажа) ко времени, согласованному с Фрахтователем.

3.2.5. В случае причинения ущерба салону и/или оборудованию салона ВС возместить в полном объеме затраты, связанные с восстановлением салона и/или оборудования салона, по счетам, выставленным Фрахтовщиком.

3.3. Фрахтовщик имеет право:

3.3.1. В случае невнесения Фрахтователем оплаты в порядке, предусмотренном условиями раздела 4 настоящего Договора, либо при наличии задолженности Фрахтователя в одностороннем порядке приостановить исполнение своих обязательств по настоящему Договору до полного погашения задолженности либо внесения предварительной оплаты.

3.3.2. Изменять стоимость фрахта ВС. При изменении тарифов Фрахтовщик направляет Фрахтователю соответствующее уведомление за __ дней до вступления новых тарифов в силу.

3.3.3. Отказать в выполнении рейса в случае, если маршрут пролегает через зоны боевых действий или региональных вооруженных конфликтов, определенных Правительством Российской Федерации. В этом случае Фрахтовщик освобождается от ответственности за неисполнение своих обязательств по настоящему Договору.

3.3.4. В случае необходимости производить замену ВС при условии сохранения класса обслуживания пассажиров Фрахтователя и обеспечения организации авиаперевозки установленного настоящим Договором количества пассажиров и их багажа в согласованные сроки, без изменения стоимости настоящего Договора.

3.4. Фрахтователь имеет право:

3.4.1. Перевозить на борту ВС пассажиров, багаж, ручную кладь общей массой, не превышающей предельную нагрузку данного типа ВС.

3.4.2. В зависимости от дальности полета выбирать из соответствующих типов любые ВС, указанные в Приложении N ___ к настоящему Договору.

3.4.3. По своему усмотрению выбирать бортовое питание.

4. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ

4.1. Фрахтовщик выставляет предварительный счет не позднее чем за день до предполагаемого полета, который включает в себя:

— стоимость фрахта ВС;

— обслуживание пассажиров в аэропорту (прилет/вылет), VIP-залах аэропортов (при наличии соответствующей заявки);

— аэропортовые и наземные сборы в аэропортах вылета/прилета ВС;

— бортовое питание пассажиров (при наличии соответствующей заявки);

— иные расходы, связанные с организацией рейса.

4.2. Стоимость оказываемых услуг зависит от класса обслуживания, выбранного Фрахтователем рациона бортового питания, класса обслуживания в аэропортах, а также заявленных дополнительных услуг.

4.3. Фрахтователь производит оплату выставленного счета в размере 100% не позднее чем за день до времени предполагаемого вылета. По требованию Фрахтовщика Фрахтователь обязуется представить копию платежного поручения с отметкой банка о перечислении соответствующей суммы.

4.4. Из внесенной Фрахтователем суммы удерживается оплата только тех работ (услуг), факт выполнения которых подтвержден первичными документами.

4.5. Фрахтовщик в течение _______ с момента осуществления перевозки представляет Фрахтователю акт сверки взаиморасчетов (Приложение N ____), один экземпляр которого после подписания Фрахтователь обязан вернуть в десятидневный срок Фрахтовщику. Если сумма, указанная в акте, окажется выше уплаченной Фрахтователем в силу обстоятельств, не зависящих от Фрахтовщика, последний обязуется представить Фрахтователю документы, подтверждающие дополнительные расходы, понесенные Фрахтовщиком в связи с исполнением обязательств по настоящему Договору, а Фрахтователь — уплатить в течение __ банковских дней разницу на основании дополнительного счета.

4.6. В случае несогласия с актом сверки взаиморасчетов (Приложение N ___) Фрахтователь направляет письменное возражение Фрахтовщику. При этом обоснованно оспариваемая сумма освобождается от наложения любых штрафных санкций до момента урегулирования спора.

4.7. Невозврат подписанных актов сверки либо ненаправление возражений по ним по истечении десятидневного срока будут рассматриваться как согласие Фрахтователя с окончательными расчетами, указанными в актах. Фрахтователь, соответственно, возмещает разницу в течение __ банковских дней с момента выставления соответствующего счета.

4.8. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтовщика перед Фрахтователем, сумма задолженности засчитывается в счет предоплаты за следующий рейс либо перечисляется на счет Фрахтователя по его письменному требованию.

4.9. Если на момент подписания акта сверки взаиморасчетов выявится задолженность Фрахтователя перед Фрахтовщиком, Фрахтователь обязуется погасить ее в течение __ банковских дней с момента выставления Фрахтовщиком соответствующего счета.

4.10. Фрахтовщик оставляет за собой право изменять стоимость организации авиаперевозки после заключения настоящего Договора в случаях, связанных с изменением тарифов на аэропортовое обслуживание ВС и пассажиров в период между датой заключения настоящего Договора и датой начала выполнения рейса, а также изменение стоимости авиационного топлива и других смежных услуг.

4.11. Изменение стоимости вступает в силу только после предварительного письменного уведомления Фрахтователя о таком изменении за __ рабочих дней до начала выполнения рейса и после получения на то согласия Фрахтователя. Исключением предварительного письменного уведомления Фрахтователя являются случаи, когда такие изменения стоимости наступили для Фрахтовщика уже в процессе организации рейса, т.е. во время полета.

4.12. Стоимость организации авиаперевозки не включает в себя никакие иные сборы, пошлины, выплаты, штрафы, компенсации затрат и убытков, прямо или косвенно связанных с выполнением обязательств по настоящему Договору в течение всего времени его действия, чем указанные в настоящем Договоре.

4.13. В том случае, если выполнение полета станет невозможным по погодным условиям или по вине Фрахтовщика, сумма аванса должна быть возвращена Фрахтователю в течение __ рабочих дней с момента, когда Сторонам стало известно о невозможности выполнения полета.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. За неисполнение либо надлежащее исполнение своих обязанностей по настоящему Договору Стороны несут ответственность, установленную действующим гражданским законодательством Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации, Федеральными авиационными Правилами и настоящим Договором.

Стороны несут ответственность в форме возмещения понесенных убытков, которые предъявляются виновной Стороне обоснованной претензией, содержащей ссылку на нарушение одного из пунктов Договора либо относящегося к предмету Договора нормативного акта, с приложением расчета убытков и подтверждающих размер убытков материалов.

5.2. Ответственность Сторон, порядок применения которой не урегулирован настоящим Договором, определяется в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.

5.3. При отказе от выполнения одного или всех чартерных рейсов, предусмотренных условиями настоящего Договора, после принятия заявки Фрахтовщиком к исполнению Фрахтователь уплачивает Фрахтовщику все фактически понесенные им расходы, связанные с подготовкой и обеспечением ВС к полету, а также понесенные убытки в размере реального ущерба. Указанные расходы должны быть подтверждены документально.

5.4. В случае просрочки платежа, предусмотренного п. 4.3 настоящего Договора, Фрахтовщик вправе требовать с Фрахтователя неустойку в размере __ % от подлежащей уплате суммы за каждый день просрочки, при этом начисление процентов производится после истечения срока для оплаты счета-фактуры.

5.5. Штрафные санкции применяются со дня возникновения соответствующих условий в случае направления Стороной, имеющей право на получение неустойки, соответствующего требования. Если неустойка не была предъявлена, то ее сумма составляет 0 (ноль) рублей за каждый день просрочки исполнения обязательств.

5.6. Ответственность Сторон перед пассажирами по вопросам авиаперевозки определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, многосторонними конвенциями и соглашениями в области гражданской авиации, участником которых является Российская Федерация. Ответственность Фрахтовщика в отношении каждого пассажира и его багажа ограничивается размерами, установленными указанными актами.

5.7. Фрахтовщик не несет ответственности, если в целях обеспечения безопасности полета командиром воздушного судна или другим уполномоченным лицом будет принято одно из следующих решений:

а) перенос или отмена вылета ВС по метеоусловиям или техническим причинам, не зависящим от Фрахтовщика;

б) уменьшение допустимой коммерческой загрузки;

в) совершение вынужденных посадок, изменение маршрута, перенос или прекращение полета, если того требует безопасность полета, для производства необходимого ремонта, а также иные решения, предусмотренные ст. 58 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В этом случае Фрахтовщик обязан сделать все необходимое для устранения причин прекращения полета, чтобы доставить пассажиров Фрахтователя и их багаж в пункт назначения. В случае невозможности доставки пассажиров в пункт назначения — выплатить Фрахтователю стоимость непредоставленной услуги.

5.8. Фрахтовщик не несет ответственности за ошибочные данные в авиабилете (в данных документов, удостоверяющих личность пассажира, а также неверно указанные даты вылета/прилета и др.), если эти данные соответствуют данным, указанным в списках Фрахтователя. Ущерб, причиненный пассажиру или Фрахтователю в результате неправильно оформленного авиабилета по вине Фрахтователя, возмещается Фрахтователем.

6. ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ

6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, разрешаются Сторонами в досудебном порядке путем переговоров или предъявления претензии.

6.2. Сторона, получившая претензию от другой Стороны, обязана рассмотреть ее в течение __ дней с момента получения.

6.3. В случае невозможности разрешения спорных вопросов в претензионном порядке либо при неполучении ответа на претензию Сторона, направившая претензию, вправе обратиться в суд в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

7. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПОРЯДОК РАСТОРЖЕНИЯ

7.1. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания обеими Сторонами и действует до «___»________ г. Если за __ дней до окончания срока действия Договора ни одна из Сторон не заявит о своем намерении расторгнуть Договор, то его действие пролонгируется на каждый последующий календарный год.

7.2. Фрахтователь имеет право в любой момент в одностороннем порядке расторгнуть Договор, уведомив об этом Фрахтовщика путем направления уведомления за __ рабочих дней до дня расторжения Договора.

7.3. Прекращение действия настоящего Договора не освобождает Стороны от полного исполнения всех своих обязательств, возникших до момента расторжения настоящего Договора.

8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. В случае изменения своего правового статуса, реорганизации, ликвидации, возбуждения процедуры банкротства, изменения банковских реквизитов, а также при изменении адреса местонахождения или номеров телефонов и иных средств связи Стороны в пятидневный срок письменно уведомляют друг друга об указанных изменениях. Ответственность за несвоевременность уведомления лежит на виновной Стороне. При неуведомлении/несвоевременном уведомлении об изменении адреса направление документов по адресу, указанному в настоящем Договоре, рассматривается как надлежащее исполнение своих обязательств.

8.2. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим Договором, Стороны будут руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Все изменения и дополнения к настоящему Договору действительны при условии их составления в письменной форме и подписания обеими Сторонами.

8.4. Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

8.5.1. Перечень воздушных судов (Приложение N __).

8.5.2. Заявка на рейс (Приложение N __).

8.5.3. Акт сверки взаиморасчетов (Приложение N __).

9. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И БАНКОВСКИЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН