Банкротство в зарубежных странах

Сравнительно-правовой анализ процедуры банкротства застройщиков в зарубежных странах

Проблема банкротства строительных организаций в нашей стране явилась закономерным последствием обширных экономических преобразований, развернувшихся в начале 90-ых годов. Смена экономической модели сопровождалась законодательными преобразованиями, которые, однако, не отражали всех реалий сложившихся общественных отношений. Переход к рыночной экономике обусловил становление и стремительное развитие жилищного рынка, который был практически неурегулирован нормами права, и, следовательно, стал площадкой для деятельности мошенников. Они пользовались растущим спросом на жилье единственно с целью получения дохода, но о реальном предоставлении жилых помещений людям, заплатившим за это денежные средства, речи не шло. Причем иногда причиной подобного рода проблем в сфере жилищных отношений являлась не столько недобросовестность застройщиков, сколько неумение и незнание всей специфики данного типа отношений, отсутствие мощного законодательного базиса и низкая квалификация кадрового состава. На сегодняшний день данная проблема никуда не ушла, несмотря на постепенное совершенствование законодательства и повышенное внимание к данным вопросам со стороны властей. Более того, в связи с осложнением экономической ситуации в государстве вопросы банкротства застройщиков возникают все чаще, т.к. деятельность строительных организаций в кризисные периоды, как правило, находится под наибольшей угрозой.

В российском праве споры, связанные с банкротством застройщика, разрешаются в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно банкротству застройщика посвящен одноименный параграф данного акта, введенный Федеральным законом от 12.07.2011 г. № 210-ФЗ. В законодательстве Российской Федерации четко прописан порядок разрешения данной категории споров, а также даны некоторые дефиниции и разъяснения, отражающие специфику споров о банкротстве застройщика и статуса участвующих в них лиц.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» несостоятельностью в РФ является признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Следует отметить, что согласно Федеральному закону от 29.06.2015 г. № 186-ФЗ с 29.09.2015 г. данная дефиниция изменяется. С этой даты банкротом признается должник, неспособный в полном объеме удовлетворить требования кредиторов о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Считается, что одной из причин выделения споров о банкротстве застройщика в отдельную категорию является особый статус участвующих в них лиц. В российском праве должник в подобных спорах именуется, соответственно, застройщиком или лицом, привлекающим денежные средства и (или) имущество участников строительства. Им может стать юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, в том числе жилищно-строительный кооператив, или индивидуальный предприниматель, к которым имеются требования о передаче жилых помещений или денежные требования.

Процедура банкротства строительных организаций в России до появления законодательного урегулирования проводилась по общим правилам банкротства юридических лиц. Таким образом, не учитывалась специфика банкротства застройщика, что приводило к необъективной оценке ситуации, к ущемлению прав участников строительства и, в конечном итоге, к фактической неразрешенности дела. Пострадавшей стороной от такого подхода к рассмотрению дел, безусловно, становились участники строительства. Они шли в общей массе с остальными кредиторами застройщика и никаких дополнительных способов защиты нарушенных прав для них не было предусмотрено. Восстановить нарушенные права путем получения жилого помещения не представлялось возможным, т.к. по общему правилу требования кредиторов удовлетворяются путем выплаты денежных средств, полученных от продажи имущества должника.

Ситуация изменилась после введения параграфа 7 главы IX в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которым все перечисленные недочеты законодательства были максимально учтены. Во-первых, правовой статус участников строительства был определен как приоритетный, что стало наиболее важным результатом принятия поправок. В связи с этим у участников строительства появилась возможность объедения в организацию, например, в жилищно-строительный кооператив, с целью самостоятельного достраивания объекта. Кроме того, на сегодняшний день требования участников строительства могут быть удовлетворены как путем передачи жилого помещения, так и путем выплаты денежных средств, т.е реальная возможность получить объект, на который изначально было направлено волеизъявление лица, внесшего денежные средства для строительства, на сегодняшний день существует. Немаловажным фактом является выделение участников строительства из группы иных кредиторов и определение для них третьей позиции в очереди по удовлетворению требований кредиторов. Данные изменения, безусловно, положительно сказались на правоприменительной деятельности, способствовали установлению единообразия, сделали процедуру рассмотрения споров о банкротстве застройщика более прозрачной и понятной простым гражданам.

В связи с происходящими экономическими событиями существование реально действующих законов и механизмов по решению вопросов о банкротстве застройщика имеет колоссальное значение. Как ранее отмечалось, на сегодняшний день количество застройщиков-банкротов стремительно увеличивается. Так, по сообщению Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) количество банкротств среди строительных организаций РФ в первом полугодии 2015 года превысило общее количество банкротств за весь предыдущий год в 1,5 раза. Если говорить о конкретных цифрах, то за весь 2014 год насчитывалось менее 700 компаний банкротов, а только за первое полугодие 2015 года их число составило 1080 тысячи организаций.

В России процедуру банкротства застройщика начинается с подачи заявления о признании должника банкротом и состоит из 4 процедур: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства. В совокупности данный процесс может занять от 1 года до 4 лет. Каждую стадию курирует специально назначаемое лицо — арбитражный управляющий, наименование должности которого варьируется в зависимости от стадии банкротства. Так, арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения, именуется временным управляющим; арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления – административным управляющим; утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления – внешний управляющий; утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства – конкурсный управляющий. Участники строительства могут заявить имеющиеся у них требования на любой из стадий. Для того чтобы кредитору заявить требования к должнику необходимо:

  1. заявление с требованиями кредитора;

2) доказательства направления заявления должнику либо внешнему управляющему, административному управляющему;

3) судебный акт или иной документ (договор долевого участия, предварительный договор, доказательства оплаты и т.п.), подтверждающий право на предъявление требований;

4) иные документы в зависимости от ситуации.

Требования участников строительства удовлетворяются в третьей очереди путем передачи объекта незавершенного строительства, путем передачи жилого помещения либо путем денежных выплат. Весь действующий на сегодняшний день в РФ механизм рассмотрения споров о банкротстве застройщика закреплен в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», именно там можно найти подробную расшифровку каждой из коротко упомянутых нами особенностей российского подхода к разрешению подобных дел.

Безусловно, градостроительная деятельность осуществляется во всех странах мира, и вопросы банкротства строительных организаций возникают также и за рубежом. С точки зрения изучения и освоения иностранного правового опыта будет полезным узнать, каким образом регулируются подобные вопросы в праве иных государств.

Следует начать с того, что под термином «банкротство» в зарубежных странах понимается неплатежеспособность должника, т.е толкование аналогично содержащемуся в российском праве. Законодательство о банкротстве является важнейшей составляющей системы права любого развитого государства, но круг лиц, который охватывает данная сфера, в разных странах неодинаков. В тех государствах, где подобный вопрос ставится в зависимость от области деятельности должника, существуют нормы, касающиеся банкротства строительных организаций. К числу таких стран, помимо России, принадлежит также Великобритания.

В Соединенном Королевстве общие положения о банкротстве регулируются Законом о несостоятельность. Вместе с тем, существует отдельный акт, который называется Закон о строительных обществах, содержащий положения, регулирующие вопросы в сфере банкротства застройщиков. Оба законодательных документа были приняты в 1986 г. Суть акта в первую очередь состоит в закреплении особых механизмов защиты инвесторов в случае несостоятельности строительной организации. В качестве способа защиты предусмотрено, к примеру, взимание взносов в специальный фонд, предназначение которого — выплаты защищенным инвесторам при банкротстве застройщика. Этот закон также содержит положения по вопросам членства в комитете по несостоятельности. Рассмотрением споров о банкротстве занимаются суды графств, также в качестве суда первой инстанции в отдельных случаях может выступать канцлерское отделение Высокого суда.

Таким образом, законодательством Великобритании предусмотрена поддержка и дополнительная защита дольщиков, внесших денежные средства для строительства, что напоминает российский подход к разрешению подобных дел. Основная цель британского законодательства о несостоятельности — удовлетворение требований кредиторов за счет реализации имущества должника.

Читайте так же:  Приказ о полной материальной ответственности работников

Отличается от существующего в нашей стране подхода немецкий и французский. В данных государствах круг лиц, который охватывает законодательство о банкротстве, не ставится в зависимость от характера деятельности или статуса лица. Субъектами несостоятельности просто-напросто являются все юридические и физические лица (за исключением публично-правовых образований в Германии). Законодательство о банкротстве Германии разрабатывалось одновременно с российским, т.е в конце 20 века, поэтому преследуемые цели в целом схожи. Немецкие правоведы, как и российские, сформулировали нормы таким образом, чтобы с одной стороны максимально удовлетворить требования кредиторов и в то же время обеспечить сохранность бизнеса должника. Основная проблема немецкого законодательства о банкротстве — отсутствие специальных норм, касающихся банкротства строительных организаций. Подобная лакуна в свое время побудила российское правовое сообщество заняться разработкой соответствующих норм, что значительно улучшило положение участников жилищного рынка, как говорилось в начале статьи. Все дела о банкротстве в Германии рассматриваются местными судами по делам о несостоятельности.

Французское законодательство также не имеет особых норм, регулирующих вопросы банкротства строительных организаций. Подобные дела рассматриваются судом в общем порядке, без учета специфики, как и в Германии. Законодательство о банкротстве во Франции преследует цель сохранения предприятия должника всеми возможными способами и поэтому имеет явную «продолжниковую» направленность.

Таким образом, следует вывод, что французское и немецкое законодательство на сегодняшний день разительно отличается от российского в сфере банкротства застройщиков, оставляя данную область общественных отношений без особого правового регулирования, и представлено в том виде, в котором наше законодательство состояло в конце 20 века.

Бельгийское законодательство о банкротстве и конкордате, как оно именуется в данном государстве, как и французское направлено на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса, поэтому предусматривает множество предупредительных процедур. Процедура банкротства регулируется Законом о банкротстве от 8 августа 1997 г., а процедура конкордата – Законом о судебном конкордате от 17 июля 1997 г. Что касается субъектного состава, то процедура банкротства в Бельгии применяется только в отношении организаций и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Безусловно, законом предусмотрены определенные исключения, которые, однако, не порождают специальных норм для отдельных сфер жизни. Одним словом, банкротство строительных организаций в Бельгии проводится по общим нормам банкротства, как и в большинстве европейских государств.

Резюмируя вышесказанное, следует заключить, что расширение и уточнение законодательства о банкротстве в зависимости от сферы деятельности должника в целом не характерно для государств. Существование специальных норм о банкротстве строительных организаций замечено, кроме России, в Великобритании. Однако регулирование данной сферы общественных отношений все же немного разнится в названных странах. Во-первых, в Великобритании существует отдельный законодательный акт, не полностью посвященный вопросам банкротства застройщика, а лишь содержащий положения, уточняющие общие правила. В России аналогичные нормы закреплены в едином акте — ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», что, на наш взгляд, способствует систематизации законодательства и упрощает процесс правоприменения. Способы защиты и восстановления прав «обманутых дольщиков» также неодинаковы в российском и британском законодательстве, что объясняется спецификой развития страны и сформировавшимся в государстве традициям и подходам к защите прав человека. Отсутствие же специальных норм о банкротстве строительных организаций в иных упомянутых в данной статье государствах никак не свидетельствует об их законодательной отсталости. Существование тех или иных норм права в государстве объясняется темпами развития соответствующих общественных отношений. Отсутствие подобных норм указывает лишь на то, что в большинстве европейских стран ситуация на жилищном рынке не требует особого законодательного регулирования, а значит, не порождает значительного количества споров. В России конфликт интересов в конце 20 века стремительно нарастал и не мог не привести к вмешательству законодателей. Соответственно, европейские жители менее страдают от нарушения своих прав со стороны строительных организаций, что и объясняет отсутствие в законодательстве специальных норм по вопросам банкротства застройщика.

Использованные источники:

1. В. Ф. Попондопуло. Коммерческое (предпринимательское) право. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма. — 800 с. , 2008

2. В. Ф. Попондопуло. Банкротство. Правовое регулирование. — Проспект. — 426 с., 2013

3. Богомолец С.Р. «Финансовое оздоровление организаций и предприятий»

Международный опыт правового регулирования несостоятельности (банкротства)

О.А.Бурбело
В.Ю.Карпенко

Постановка проблемы. До вступления в силу Закона Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (далее Закон) в Верховный Совет Украины уже стали поступать проекты законов о внесении в него изменений. Общеизвестно, что механическая рецепция иностранного законодательства без необходимой адаптации к существующим в стране общественным отношениям довольно часто создает проблемы, а такой подход к реформированию отдельных сфер законодательства ошибочен.

Анализ Закона дает основание предположить, что метод адаптации был заменен методом «подчистки» текста иностранного закона. Последствия могли бы быть менее серьезными, если бы, во-первых, такая чистка коснулась только нумерации и компоновки статей Закона, а не вылилась в достаточно вольное изложение сложного правового материала; во-вторых, законодатели оставили бы без изменения саму концепцию института несостоятельности, которая отражена в законодательстве некоторых зарубежных стран; и, в-третьих, законодатели постарались бы максимально приспособить правовые нормы, взятые из другой правовой системы, к существующей системе законодательства в стране-рецепиенте, учтя при этом новые сложившиеся за время независимости правовое традиции.

Понятия несостоятельности и банкротства как юридические термины обозначают одно и то же явление и возникли под влиянием законодательства и судебной практики англоязычных стран. Банкротство имеет более узкое содержание как элемент несостоятельности. Причем, банкротство может считаться уголовным деянием и оно регулируется уголовным законодательством. Таким образом, употребляемые в отечественном законодательстве термины банкротство, процедура банкротства, институт банкротства совпадают с аналогичным термином-конкурсное производство как специальный институт урегулирования неплатежеспособности должника.

Анализ последних исследований. Законодательство о банкротстве (несостоятельности) в странах с рыночной экономикой необходимо для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для содействия реструктуризации неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. Таким образом, оно является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что в конечном итоге способствует экономическому развитию страны .

Основными задачами, решаемыми законами о банкротстве стран с рыночной экономикой, являются следующие:
— защита активов предприятия-должника в интересах кредиторов и их распределение в соответствии с законом в целях максимального удовлетворения требований кредиторов;
— возврат долгов кредиторам посредством распределения выручки от продажи активов и/или в виде акций реорганизованного действующего предприятия в случае наличия возможности восстановления его платежеспособности;
— максимальное использование существующих возможностей «спасения» предприятия или его структурных единиц, которые посредством процедуры банкротства будут восстановлены и смогут внести свой вклад в экономику страны;
— обеспечение механизма рассмотрения дел о нарушениях и злоупотреблениях в управлении обанкротившимися предприятиями и аннулирования неправомерных сделок .

Цель статьи. Рассмотрение опыта правового регулирования несостоятельности (банкротства) Германии и США, а также возможности адаптации законодательства Украины о несостоятельности к стандартам стран с развитой экономикой.

Основная часть работы.

Субъекты несостоятельности (должники)
В Германии субъектами несостоятельности могут быть любые лица — физические или юридические, независимо от предмета их деятельности и коммерческого статуса, которые оказались не в состоянии платить долги .
В США могут быть признаны несостоятельными физические лица, корпорации и товарищества .
В Украине субъектом банкротства является должник – субъект предпринимательской деятельности, неспособный исполнить свои денежные обязательства перед кредиторами, в том числе обязательства по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), в течение трёх месяцев после наступления установленного срока их уплаты. Субъектами банкротства не могут быть обособленные структурные подразделения юридического лица (филиалы, представительства, отделения и т. п.).
Условия открытия конкурсного производства возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве)
В Германии инициировать конкурсное производство может как должник, так и кредиторы. Инициировать конкурсное производство один кредитор не может, и принудительное взыскание задолженности осуществляется в общем порядке. Основанием для открытия конкурсного производства является прекращение внесения должником платежей независимо от размера. Факт прекращения платежей со стороны должника доказывают кредиторы. Задача суда состоит в установлении факта превышения пассива над активом и отграничении от временной неплатежеспособности.
В США производство по делу о несостоятельности начинается по ходатайству кредиторов (без обеспечения) и должника. Минимальный размер требований установлен в 5 тысяч долларов. Должник инициирует процедуру, когда осознает, что не может погасить долги. После подачи ходатайства и принятия его судом вступает в действие механизм защиты имущества должника. К нему относится установление иммунитета, охранного режима имущества должника. Суть иммунитета состоит в том, что вне конкурсного производства не может быть предъявлен имущественный иск кредиторами, а возбуждение производства во всех судах США против должника приостанавливается. При охранном режиме имущества суд назначает куратора, который совершает определенные действия от имени должника по возврату имущества от третьих лиц, требует исполнения по договорам, выступает истцом в суде. При этом должник продолжает оставаться собственником имущества.
Процедуры предотвращения конкурсного (ликвидационного) производства (санация и мировое соглашение)

В Германии средством предупреждения ликвидационного производства является заключение мировых сделок с должником.

Читайте так же:  Банкротство су-155 оставит покупателей без квартир

Перед началом конкурсного производства должник может подать заявление о мировой сделке. В случае принятия судом решения о начале мирового урегулирования он назначает администратора, дату проведения общего собрания кредиторов.

Решение о принятии или отклонении мировой сделки принимает собрание кредиторов. Следует иметь в виду, что условия мировой сделки должны соответствовать минимальным требованиям по оплате долга. Так, кредиторы должны получить по сделке не менее 35% суммы долга. При отсрочке долга на год, он должен быть погашен не менее чем на 40% , а отсрочка более чем на 18 месяцев влечет погашение более 40% долга.
Утверждение судом мирового соглашения влечет обязательность для всех кредиторов. В случае отклонения мирового соглашения суд признает должника неплатежеспособным и открывает конкурсное производство (ликвидационную процедуру).

После утверждения мировой сделки и вступления решения в законную силу суд прекращает конкурсное производство.

В СШАпредупреждение несостоятельности осуществляется путем заключения мирового соглашения. Следует иметь в виду, что мировое соглашение бывает двух видов: а) мировое соглашение с условием отсрочки (рассрочки), изменения размера долга; б) мировое соглашение с условиями передачи имущества в доверительное управление специальному лицу (доверительному собственнику), которое действует в интересах кредиторов и погашает их требования в установленные соглашением сроки.

В Украине предупреждением признания должника банкротом и его ликвидации являются: досудебная санация – система мер по восстановлению платежеспособности должника, которые может осуществлять собственник имущества, должник, инвестор, путем реорганизационных, организационно – хозяйственных, управленческих, инвестиционных, технических, финансово – экономических, правовых мер до начала возбуждения производства по делу о банкротстве. Досудебная санация означает финансовое оздоровление должника без использования судебных процедур. Здесь преследуются следующие цели – предупредить возбуждение дела о банкротстве с одной стороны, а с другой – финансово оздоровить предприятие. Санация – система мер, осуществляемых при производстве по делу о банкротстве, направленная на оздоровление финансово – хозяйственного положения должника, а также удовлетворение в полном объеме или частично требований кредиторов путём кредитования, реструктуризации предприятия, долгов и капитала и (или) изменения организационно – правовой формы деятельности и производственной структуры должника; мировое соглашение – договоренность между должником и кредитором (группой кредиторов) об отсрочке и (или) рассрочке платежей или прекращении обязательства по соглашению сторон. Мировое соглашение не имеет самостоятельного значения и проявляется в других судебных процедурах и является реабилитационной процедурой, как и санация, но с меньшей эффективностью, так как реализация условий мирового соглашения осуществляется уже без контроля комитета кредиторов и хозяйственного суда. В то же время мировое соглашение более выгодно должнику, чем санация, так как он теряет контроль над хозяйствующим субъектом.

Правовые последствия признания должника несостоятельным (банкротом)

В Германии правовыми последствиями признания должника несостоятельным являются: а) лишение или ограничение должника в праве управления и распоряжения имуществом; б) обладание имущества должника конкурсным иммунитетом; в) считаются наступившими (просроченными) все обязательства должника; г) возможность оспорить конкурсным управляющим сделок, совершенных должником до открытия конкурсного производства, которые нанесли ущерб или могли принести ущерб кредиторам или связанные с отчуждением имущества должника; д) прекращение начисления процентов по денежным обязательствам кредиторов; е) обязанность должника передать все имущество, документацию конкурсному управляющему.

В США решение о признании должника несостоятельным и открытии конкурсного производства принимает суд. Правовыми последствиями несостоятельности являются: а) переход всех прав управления и распоряжения имуществом от должника к конкурсному управляющему (доверительный собственник); б) обязательства должника считаются наступившими (просроченными) в т.ч. по тем, срок исполнения по которым еще не наступил; в) возможность быть признанными недействительными сделок, совершенных должником за год до признания его несостоятельным и, в частности, с близкими родственниками; г) установление конкурсного иммунитета над имуществом должника (если не был ранее выдан охранный приказ).

В Украине последствиями признания должника банкротом является прекращение предпринимательской деятельности должника. Банкрот уже не может получать прибыль, заниматься коммерческой деятельностью; все денежные обязательства и обязательства по уплате налогов и сборов (долговые обязательства) считаются наступившими; по долговым обязательствам, возникшим в процедуре банкротства, прекращается начисление неустойки (пени, штрафа) и других экономических санкций; сведения о финансовом положении должника перестают быть конфиденциальными либо составлять коммерческую тайну. Это связано с тем, что сам факт признания должника банкротом уже говорит о финансовом положении хозяйствующего субъекта. Все сделки по реализации имущества должника или передаче в пользование третьим лицам должны совершаться исключительно в порядке установленном третьим разделом Закона. Ликвидатор обязан отчуждать имущество банкрота на конкурентных и возмездных началах с целью проведения расчетов с кредиторами. При этом арест или ограничение в отношении имущества банкрота отменяется. Не зависимо от того, кто накладывал арест: суд, государственный исполнитель, следователь и т.д. Имущество банкрота должно быть свободно от каких-либо ограничений, так как оно подлежит распродаже; требования кредиторов по обязательствам, возникшим в процедуре банкротства должны предъявляться исключительно в пределах сроков ликвидационной процедуры; исполнение обязательств должника допускаются в случаях и порядке, установленных третьим разделом закона. Такое возможно при оплате коммунальных платежей, арендной платы, услуг по охране объектов и т.д.

Окончание конкурсного производства (прекращение процедуры банкротства)

В Германии основанием прекращения конкурсного производства являются: а) распределение имущественного актива между кредиторами; б) удовлетворение требований кредиторов в соответствии с планом урегулирования; в) заключение мирового соглашения; г) недостаточность или отсутствие у должника имущественных активов.

Конкурсное производство прекращается на основании решения суда. По окончании конкурсного производства должник восстанавливается в правах в отношении нереализованного имущества. Органы конкурсного производства перестают существовать.

В СШАоснованием прекращения конкурсного производства являются: а) погашение требований кредиторов; б) заключение мирового соглашения; в) недостаточность или отсутствие имущества должника для погашения всех требований кредиторов; г) урегулирование погашения требований кредиторов на основе утвержденного плана.

О прекращении конкурсного производства выносится решение суда. Следует иметь в виду, что окончание конкурсного производства освобождает должника от всех требований кредиторов.

В Украине производство по делу о банкротстве прекращается, если: должник не включен в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины или Реестр субъектов предпринимательской деятельности; подано заявление о признании банкротом ликвидируемого или реорганизованного (кроме реорганизации в форме преобразования) юридического лица; в производстве хозяйственного суда имеется дело о банкротстве того же должника; утвержден отчет управляющего санацией должника; утверждено мировое соглашение; утвержден отчет ликвидатора; должник исполнил все обязательства перед кредиторами; кредиторы не выдвинули требований к должнику после возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.

О прекращении производства по делу о банкротстве выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном порядке. Правовое последствие вынесения акта состоит в прекращении всех ограничений в отношении должника, которые имели место в процедуре банкротства.

Выводы.
По мнению ведущих западных специалистов по несостоятельности, при существующем положении вещей в странах с трансформируемой экономикой, к которым относится и Украина, когда не хватает знаний и опыта в области судебных разбирательств по коммерческим вопросам, целесообразно привлекать судебные органы к решению проблем несостоятельности только в самых крайних случаях и гораздо шире практиковать процедуры банкротства внесудебные.

Согласно общепринятому сейчас на Западе мнению, любое положение в законодательстве, отдающее предпочтение спасению бизнеса по сравнению с обеспечением возмещения кредиторам, может означать, что несостоятельные и нежизнеспособные предприятия будут продолжать свою деятельность в ущерб кредиторам. Это приводит к недостаточной поддержке предприятия, испытывающего трудности, со стороны кредиторов и затрудняет получение новых кредитов. Общепризнанным является факт, что тот, кто не выдерживает конкуренции, в конце концов, ликвидируется, в противном случае не будет достаточных стимулов к конкуренции. Попытка избежать банкротства любой ценой хорошей альтернативой не является .

Читайте так же:  Пособия за второго ребёнка в 2018 году

Особое судопроизводство, направленное на защиту предприятий-должников или на стимулирование мирового соглашения между ними и кредиторами и проводящееся отдельно от процедур признания предприятия банкротом, было отменено во Франции, США, Германии в результате реформ законодательства о банкротстве. Такое судопроизводство оказалось неспособным в современных финансовых условиях помочь в спасении терпящих трудности предприятий.

По мнению немецких юристов, наиболее практичным и часто используемым способом спасения предприятий-должников является полная продажа активов таких предприятий новому собственнику.

Как полагают ведущие западные специалисты по несостоятельности, если принцип приоритетности сохранения предприятия и рабочих мест, а не удовлетворения исков кредиторов возобладает в Украине, то ни у отечественных, ни у западных инвесторов не будет стимула вкладывать средства в украинские предприятия или предоставлять им кредиты, ибо не будет гарантии хотя бы частичного возврата вложенных средств в случае их неэффективного использования.

Более того, банкротство может нарушить ход бизнеса. Банкротство, означающее публичное объявление о неудовлетворительном состоянии дел должника, может вызвать потерю доверия к нему со стороны клиентов и поставщиков и даже потерю формальных прав. Таким образом, необходимо тщательно взвешивать выгоды и недостатки процедуры банкротства по отношению к каждому конкретному предприятию, как частного, так и государственного секторов. В этом не существует единого предопределенного или всеобъемлющего решения.

Бурбело О.А. доктор економічних наук, професор,
завідувач кафедри економіки,
фінансів і кредиту
Луганського державного університету
внутрішніх справ

Карпенко В.Ю. слухач магістратури
Луганського державного університету
внутрішніх справ

Бирюков А.Законодательство о банкротстве: необходимость «аварийных работ». Юридическая практика №10 от 6 марта 2002г.

Захарченко В. Практика организационно-правового регулирования процедур банкротства в странах с рыночной экономикой// Экономика №4. 2002. — С.107

Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. — М., 1999.

Папе Г. Институт несостоятельности. М., 2002. – С.168-262. (Положение о несостоятельности от 5 октября 1994 г.) Текст Закона дается в авторском переводе.

Сборник American Enterprise Institute – 2005 г. (http://ria-arbiter.ru) Федеральный закон № 95-598 «О банкротстве и несостоятельности» от 6 ноября 1978г. и вступивший в силу 1 октября 1979 г.

Захарченко В. Практика организационно-правового регулирования процедур банкротства в странах с рыночной экономикой// Экономика №4. 2002. — С.111

Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в зарубежных странах

Современные предприниматели, в том числе добросовестные и компетентные, могут оказаться в положении несостоятельных должников. Несостоятельность может быть фактической, означающей отсутствие у должника средств, и юридической, т.е. установленной судом неспособностью должника к полной оплате денежных требований кредиторов. Часто вместо термина «несостоятельность» употребляется термин «банкротство» (например, в американском праве).

Вообще под банкротством понимается процедура по удовлетворению требований кредиторов и разделу в их пользу имущества должника.

Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относятся к середине XIV в. Их отличали жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников. Постепенно менялись цели законодательства о несостоятельности. Сегодня оно предусматривает комплекс мер, направленных на сохранение предприятия должника.

Использование правовых процедур в отношении несостоятельного предприятия требует прежде всего выяснения причин его неплатежеспособности. Основными причинами невозврата кредитов могут быть: 1) недостаточный размер собственного капитала; 2) долгосрочные вложения краткосрочного капитала; 3) высокий уровень издержек производства; 4) недостаточная прибыльность; 5) утрата имущества или снижение его стоимости.

Исследователи данной проблемы стараются определить значение отдельных факторов банкротства предприятий. Считается, в частности, что внешние причины, например трудности со сбытом, уступают по значимости внутренним факторам. Анализ банкротства зарубежных предприятий-заемщиков выявил интересные факты: почти 80% случаев банкротства обусловлены «человеческим фактором», то есть неопытностью, некомпетентностью, расточительностью и нечестностью самих предпринимателей*(66).

Главным источником правового регулирования несостоятельности был и остается закон, даже в странах прецедентного права. В Англии современное законодательство о банкротстве начало формироваться в начале XIX в. В 1914 г. был принят Закон о банкротствах, который в известной мере подвел итог предшествующему развитию законодательства и судебной практики. В 1986 г. был принят Закон о несостоятельности, который отменил Закон о банкротствах 1914 г., а также все положения Закона о компаниях 1985 г. в части, касающейся прекращения деятельности компаний вообще и неплатежеспособных в частности.

Конституция США предоставляет Конгрессу исключительное право на принятие федеральных законов, составляющих единое законодательство по вопросам реорганизации и банкротства на территории страны. Основным источником права в делах о банкротстве в США является Кодекс о банкротстве 1978 г. После принятия в Кодекс были внесены новые положения, в частности: отстранившие судей от управления имуществом должника, сделавшие судебную процедуру более гибкой, касающиеся полномочий кредиторов и должника и др.

В то время как имущественные права должника и кредиторов регулируются законодательством штатов, действительность сделок, совершенных должником в период, предшествовавший банкротству, и очередность удовлетворения претензий кредиторов за счет имущества должника определяются федеральным законодательством.

Вопрос о субъектах несостоятельности (банкротства) решается в разных странах по-разному. В Германии, где действует Положение о несостоятельности (Закон о регулировании порядка производства по делам о несостоятельности), введенное в 1999 г., производство по делам о несостоятельности может быть возбуждено в отношении любых физических и юридических лиц, а также товарищества, не являющегося юридическим лицом.

Во Франции согласно Закону о восстановлении предприятий и ликвидации их имущества в судебном порядке 1985 г. процедура восстановления может применяться к любому коммерсанту, ремесленнику, а также к любому юридическому лицу частного права.

В США процедура признания банкротом может быть возбуждена в отношении физических лиц, товариществ, корпораций.

Законодательство о банкротстве США считается «продолжниковым», поскольку оно предусматривает освобождение добросовестных граждан и предприятий от долгов либо предоставление возможности погасить их большую часть. Кодекс о банкротстве ограждает должника от какого-либо давления кредиторов и претензий, позволяет ему получить дополнительный кредит и свободно распоряжаться своим имуществом, если такие действия могут восстановить финансовую самостоятельность. Однако законодательством определены типы задолженностей, от которых должник не может быть освобожден. Исключается освобождение от уплаты долгов, если предприятие утаивало от кредиторов или суда свое имущество, скрывало от кредиторов и суда либо уничтожало финансовые документы и т.д.

Кодекс о банкротстве определяет порядок возбуждения производства по делам о банкротстве, содержит нормы, определяющие права и обязанности должника, права кредиторов и органов управления, порядок подачи претензий, а также положения, регулирующие все типы коммерческих реорганизаций. Кодекс предусматривает возможность разработки и утверждения плана реорганизации, который фактически представляет собой договор между должником и кредитором.

В Англии Закон о несостоятельности 1986 г. предусматривает как реорганизационные (восстановительные) процедуры, дающие возможность физическому лицу или компании продолжать свою деятельность, так и ликвидационные. Английскому законодательству присуще благосклонное отношение к внесудебным соглашениям по урегулированию задолженности.

Банкротство физического лица начинается с подачи в суд ходатайства о признании банкротства в результате непогашения долга, превышающего установленную законом сумму. Такая ситуация может возникнуть в целом ряде случаев:

— непогашение задолженности по ранее принятому решению суда;

— неуплата по предусмотренным законом требованиям;

— ходатайство самого должника;

— неспособность заключить добровольное соглашение;

— уголовно наказуемое уклонение от погашения задолженности.

Процедуры признания несостоятельности компании представляют собой ликвидацию компании в судебном порядке (принудительная ликвидация) и добровольную ликвидацию. Альтернативой последней является назначение судом администратора в том случае, если компания подала ходатайство вместе с проектом соглашения. Возможно административное управление имуществом несостоятельного должника. Вывести должника из неплатежеспособного состояния может добровольное соглашение о частичном погашении долгов, которое компания-банкрот заключает со своими кредиторами под наблюдением представителя исполнительного органа. Существуют другие так называемые добровольные схемы, связанные с заключением с кредиторами соглашений о продолжении деятельности должника.

За рубежом давно поняли, что продажа имущества неплатежеспособного предприятия не компенсирует потерь для кредиторов, акционеров и государства, связанных с ликвидацией этого предприятия, поэтому принимаются самые различные меры по предотвращению банкротства предприятий-должников.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .